научная статья по теме ТЕОРИЯ СЛОВА А.Ф. МЕРЗЛЯКОВА Языкознание

Текст научной статьи на тему «ТЕОРИЯ СЛОВА А.Ф. МЕРЗЛЯКОВА»

Из истории риторики

Теория слова А.Ф. Мерзлякова

© Л. Е. МАКАРОВА

В статье представлен жизненный и творческий путь А.Ф. Мерзлякова, выдающегося ученого-ритора XVIII века. Автор статьи подробно останавливается на его трудах - «Краткой риторике» и «Кратком начертании теории изящной словесности».

Ключевые слова: риторика, логика, красноречие, «хороший слог», теория выражения, классификация слога, категория стиля.

Алексей Федорович Мерзляков, самый яркий литературный критик и лектор-словесник первой трети XIX века, был поэтом, переводчиком, профессором кафедры российского красноречия и поэзии Императорского Московского университета, учителем Ф.И. Тютчева, М.Ю. Лермонтова, Д.В. Веневитинова, М.П. Погодина и мн. др. Он родился в Пермской губернии, в мелкой купеческой семье 17 (28) марта 1778 г. Одаренный юноша был замечен пермским губернским прокурором,

директором народного училища И.И. Панаевым, который сначала записал его в училище, а через год, прочитав его «Оду на заключение мира со шведами» и увидев масштаб таланта 14-летнего поэта, помог Мерзлякову продолжить обучение в Москве. Стараниями Панаева ода дошла до императрицы Екатерины II, которая повелела ее напечатать в издаваемом АН журнале, а автора определить в одно из учебных заведений Москвы или Санкт-Петербурга. Панаев также снабдил Мерзлякова рекомендательными письмами к руководству ИМУ: М.М. Хераскову, И.П. Тургеневу и Д.И. Фонвизину.

По окончании училища в 1793 году Мерзляков приезжает в Москву, где его принимают в Академическую университетскую гимназию на казенное содержание, а его попечителем становится куратор Московского университета, знаменитый поэт и государственный деятель М.М. Херасков.

Мерзляков отлично учится, в 1797 году его производят в студенты, а в 1798 в бакалавры. В 1796-98 годы он публикует свои первые стихотворения, в которых заметно подражание то торжественным одам М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, то лирике И.И. Дмитриева и Н.М. Карамзина. С 1798 года по поручению Университетской конференции Мерзляков начинает преподавать в Академической гимназии, в классах российской грамматики. В 1795-1799 годах он сближается с литературным кружком В.А. Жуковского при Благородном московском пансионе. В январе 1801 года братьями Андреем и Александром Тургеневыми, Андреем и Михаилом Кайсаровыми, В.А. Жуковским, А.Ф. Мерзляковым, А.Ф. Воейковым, С.Г. Родзянко, А. Офросимовым, Н.И. Гнедичем на его основе было образовано Дружеское литературное общество, сыгравшее значительную роль в культурной жизни Москвы и в истории русской поэзии. Собрания общества посещали П.А. Вяземский, Ф.И. Тютчев, А.И. Полежаев, М.Ю. Лермонтов и мн.др. Цель общества была самая высокая и смелая: «очищать вкус, развивать и определять понятия обо всем, что изящно, что превосходно» [1. С. 57], и Мерзляков был одним из самых деятельных его членов.

В 1811 году при Университете было создано Общество любителей российской словесности, Мерзляков с 1821 по 1828 год был его председателем, на каждом собрании он читал свои стихи или прозу.

Мерзляков - автор замечательных песен и романсов, большая часть которых стала народными («Чернобровый, черноглазый...», «Среди долины ровныя», «Я не думала ни о чем в свете тужить», «Ах, что же ты голубчик.» и др.), переводов из классических греческих и римских поэтов.

Впервые в истории российской словесности Мерляков прочел два курса публичных лекций (в 1812 и 1816 гг.), где он не только изложил теорию «изящных наук» (красноречия и поэзии), но, главное, представил

критический разбор наиболее значительных произведений знаменитых русских классиков: А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова, М.М. Хераскова, Г.И. Державина, В.А. Озерова, В.В. Капниста и др.

А.Ф. Мерзляков был отличным оратором и влиятельным ритором, автором «Краткой риторики» (четыре издания с 1809 по 1828 г.) [2] и «Краткого начертания теории изящной словесности» (1822 г.) [3] (обе являются дополненным переводом соч. И. Эшенбурга [4]). В них содержатся преподававшиеся в Университете курсы риторики и словесности (система родов и видов слова).

«Краткая риторика» содержит две части: «Введение» и «Всеобщую теорию прозаических сочинений», а также пять глав об отдельных видах прозы; эти части можно условно назвать «общей риторикой» (правила построения любого прозаического текста) и «частной риторикой» (предписывающей правила для каждого вида словесности в особенности). Сами эти термины, как и стоящие за ними понятия, окончательно оформились несколько позже, в риторике Кошанского, но по смыслу риторика Мерзлякова подпадает под это разделение. Мерзляков не пользуется классическими категориями риторики: изобретение,расположение, выражение (элокуция) (и соответствующими терминами); более того, он открыто отрицает изобретение, общее расположение тоже фактически отсутствует (есть только строение периода). Выражение представляет собой учение о стиле и украшениях.

Классический порядок следования частей (изобретение - расположение - выражение) нарушен: сначала идет украшение (слог), потом некоторые элементы расположения, включая произношение, затем виды прозы.

В теории Мерзлякова речь, построенная по правилам искусства красноречия, придает мысли и чувству, выраженным в слове, порядок и связь. Язык же является собранием правил построения искусной речи. Эти правила находятся в ведении трех «особенных» (т.е. языковых) наук: логики (диалектики), обучающей думать, рассуждать и выводить заключения, т.е. правильно формировать мысль - содержание речи; грамматики, устанавливающей значение, употребление и связь слов и предложений для выражения мысли; и риторики, предлагающей правила последовательного и точного изложения и изящного расположения словесно оформленных мыслей в соответствии с видами прозаических сочинений.

Мерзляков не считает изобретение мысли предметом риторического обучения: «Риторика может показать нам только форму, как располагать рассуждения. Все прочие правила, относящиеся к разбору, доказательствам и изложению материи, должна дать нам Логика. Она научает нас мыслить здраво, и показывает методу, соответственную каждой науке и каждой отдельной истине» [2. С. 60]. Правила античной системы изобретения, в основе которой лежит развитие смыслов (концептов) по

возможным между ними семантическим отношениям (топам или общим местам), по его мнению, «более вредны, нежели полезны» [2. С. 63]. Некоторые основные понятия изобретения рассеяны по риторике: материя сочинения, предложение (т.е. пропозиция), доказательство, довод, пример, страсть, общее место, период.

Традиционно изобретение состояло из учения об ораторских нравах, об аргументах и о риторических страстях. Что из этого есть в риторике Мерзлякова? Ораторские нравы включают в себя образ оратора и образ аудитории. Воспитание оратора - это знакомство с лучшими образцами искусства, в том числе чтение лучших писателей для развития способностей, а также постоянное упражнение в красноречии; в результате он приобретает верное чувство «изящного и доброго». Качества и дарования, необходимые оратору, - это и врожденные (гений, наблюдательный взор, быстрое остроумие, вкус, высота духа, воображение, память, сила чувствования, сила, приятность и гибкость голоса («органа»)), и приобретенные таланты (познание человеческой природы, здравая философия, знание истории и мировой литературы, опытность в применении риторических правил, риторическая практика). Представление об общей компетенции ритора включает в себя и этическую составляющую - чувство не только изящного, но и доброго; цель красноречия - добродетель и истина.

Главное намерение оратора - научение, убеждение и искусство тронуть слушателя (читателя), т.е. убедить разум и воздействовать на волю. У Мерзлякова даются и некоторые конкретные способы создания образа оратора в соответствии с традициями классической риторики: «Сочинитель предварительно знакомит читателя с содержанием своего сочинения и старается возбудить в нем все потребную внимательность и участие к предмету, им повествуемому» [2. С. 90]; «Посредством вступления... отличающегося краткостию и скромностию, Оратор старается заранее приуготовить дух и сердце слушателя к разбираемому им предмету»; «Наконец следует заключение. дабы остановить мнение слушателей на своей стороне и утвердить в тех чувствах, которыми исполнен сам Оратор» [Там же. С. 98-99].

Главный способ присоединения аудитории - возбуждение или утоление страстей. Разбиение фигур на три класса, по Квинтилиану, предполагает в них функцию воздействия на аудиторию. В классическом каноне оратор учитывал возраст, социальное происхождение, материальное положение, общественную влиятельность конкретной аудитории. У Мерзлякова оратору предписывается знание человеческой природы вообще (некоторые познания в нравственной философии).

Правила (качества) расположения даются автором как свойства «хорошего слога»: красота в расположении и сочинении слов - как приятность и соразмерность наружных форм слога и правильная связь частей

сочинения; благозвучие или гармония в предложениях и периодах - как соразмерное строение, полнота членов периода (ораторский размер).

Большая часть риторической теории Мерзлякова - это теория выражения. В классическом виде элокуция включала в себя четыре раздела: грамматические формы и конструкции, фигуры, стиль и формы речи. У Мерзлякова она ограничена учением о стиле и украшением; формы речи, т.е. виды словесности, в русской традиции стали самостоятельной частью: частной риторикой или частью «науки словесности». Тропы и фигуры объединены у него в одну классификацию под именем «фигурных выражений», которые, в соответствии с квинтилиановской традицией, делятся на три класса: фигуры, действующие на ум; на воображение; на чувство (т.е. возбуждающие/ утоляющие страсти). К первому относятся сравнение, пример, подобие, противоположение (антитез); ко второму - все тропы (метафора, аллегория, метонимия, синекдоха, апострофа, прозопопея); к третьему - анафора, эпифора, изменение, постепенность (восхождение).

В трактовке фигур заметно стремление сохранить баланс двух тенденций

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком