научная статья по теме ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЖ. РОУЛСА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЖ. РОУЛСА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ»

Р.К. Шамилева

ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ ДЖ. РОУЛСА В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ

Наиболее влиятельное направление современной либеральной мысли на Западе связано с именами Дж. Роулса, Р. Дворкина, Б. Аккермана и др. И это закономерно, так как именно с этим направлением связан современный «ренессанс» политической философии, благодаря которому политико-философская проблематика заняла в 70-80-е гг. XX в. одно из центральных мест в англоязычной философии.

Начало этому направлению положила опубликованная в 1971 г. книга Дж. Роулса «Теория справедливости» («A Theory of Justice»). Сформулированная в ней теория справедливости как честности общепризнанно считается парадигмальным выражением современной либеральной философии, поскольку в ней четко определена основная проблематика этого направления, разработаны концептуальный и методологический инструментарий, даны ответы на ключевые политико-философские проблемы.

Попытаемся войти в круг социально-философских проблем эгалитарных концепций, взяв за основу анализа теорию справедливости Дж. Роулса. Его теория справедливости как честности, пожалуй, одно из самых примечательных явлений в современной социальной философии. О широкой известности этой теории в интеллектуальных кругах Запада свидетельствует тот факт, что уже много лет ее оживленно обсуждают, комментируют, восхваляют, опровергают, дополняют, исправляют и т. п. Потоком идут публикации, которые в той или иной форме откликаются на проблемы, поставленные Дж. Роулсом. Появилось множество книг, посвященных его теории, организуются специальные симпозиумы, конференции. Столь боль-

шой и устойчивый интерес к теории справедливости Дж. Роулса уже сам по себе говорит о ее неординарности, потому что в наше время продукты идеологического творчества, предназначенные для духовного потребления в капиталистическом мире, в большей мере, чем раньше, подвержены моде, становятся предметом скоропреходящих увлечений. В этом смысле теория справедливости Дж. Роулса неуязвима. Джон Роулс - философ, профессор Гарвардского университета в США - стал известен своими работами с середины 50-х гг. XX в. С тех пор, собственно, его идеи и теоретические построения находятся в центре развертывающейся дискуссии, предметом которой являются возможные или необходимые социальные структуры, а также принципы общественной системы, обеспечивающей свободу, равенство и справедливость. Конечно, в работах Дж. Роулса обсуждается вопрос о том, какими путями должен идти капитализм, чтобы стать «социально-справедливым». Известный английский юрист-неопозитивист Харт писал: «Ни одна книга по политической философии, с тех пор как я прочел великих классиков, так глубоко не возбудила мои мысли, как «Теория справедливости» Джона Роулса»1.

Можно спорить о том, насколько обоснованно ставить Дж. Роулса в один ряд с великими социальными и политическими мыслителями, но все же надо признать, что его теория во многих отношениях подводит итог развитию современного либерализма, демонстрирует возможности, трудности и

1 Hort H.L. Ravles on Liberty and its Priority. Vol. 40. Cnicago, 1973. P. 534.

противоречия либерального образа мышления.

То, что теория Дж. Роулса получила столь противоречивую оценку в социальной науке, объясняется прямой связью поставленных в ней проблем с кризисными, болезненными процессами современного общества. Кто сегодня хочет говорить о социальной справедливости, не может умолчать об углубляющемся расстройстве системы производства, дисгармоничности общественных интересов ведущих к диспропорциональности, неравномерности в распределении богатств, собственности и доходов между отдельными людьми, социальными группами, классами.

Теория Дж. Роулса многоаспектна и сложна по-своему содержанию. Остановимся на основных положениях, характеризующих ее как субстантивную; (содержательную) концепцию справедливости как путь в реализации социальных интересов членов общества.

Непосредственный предмет социального права - не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага.

Следуя классическим традициям, Дж. Роулс развивает идею «общественного договора» и считает свою теорию разновидностью современного контрактуализма. Понятие справедливости представлено у него в виде аксиоматизированных правил и принципов, будто бы избранных участниками общественного договора в состоянии некоторой первоначальной ситуации1.

Смысл и цель субстантивной теории, по Дж. Роулсу, заключаются в том, чтобы установить содержательные принципы справедливости, т.е. определить по существу права, на которых должны строить свои отношения участники общественного договора. В XX в. буржуазная социальная философия практически отказалась от данной цели, отмечая в понятии справедливости, прежде всего, форму долженствования и вытекаю-

1 Роулс Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.

щие из нее проблемы универсальности, обязательности соответствующих идей. Формальные теории справедливости (в этике, в правоведении, в политических науках и т. д.) либо предполагают невозможность решения содержательных проблем, либо допускают существование субстантивной теории на более низком уровне, развивающейся вне связи с формальной теорией и как бы параллельно ей. Дж. Роулс пытается преодолеть данный параллелизм, объединить в рамках одной концепции субстантивную и формальную теории справедливости, причем разработку первой ставит себе в особую заслугу.

В первоначальной ситуации общественного договора, как она представлена в теории Дж. Роулса, люди не только условливаются о содержании принципов справедливости, но и устанавливают правила, по которым одному принципу может быть отдано предпочтение перед другим (правила первенства или приоритета). Дж. Роулс указывает на два главных содержательных принципа справедливости. Первый: каждое лицо должно обладать равным правом на наиболее широкую свободу, совместимую с такой же свободой других. Второй: социальные и экономические неравенства должны быть такими, чтобы они могли стать разумно ожидаемым преимуществом каждого и были связаны с позициями и службами, открытыми для всех на условиях честного равенства возможностей. Функционально эти принципы предназначены регулировать основные социальные структуры путем распределения прав и обязанностей, выгод и издержек социальной кооперации. Для каждого из этих двух принципов может быть условно определена сфера действия, система социальных институтов, к которым они в основном применяются. Первый принцип касается реализации основных свобод граждан политических свобод: право голосовать, быть избранным, свободы слова, собраний, мысли и совести, а также свобод, связанных с правом собственности, свободы от произвольного ареста, захвата имущества и т. д. Второй принцип распространяется на распределение доходов и богатств, на институты, бази-

рующиеся на неравенстве власти и ответственности.

Оба принципа являются специальными частями более общего понятия справедливости, которое Дж. Роулс формулирует так: все социальные ценности — свобода и возможности, доходы и богатство, основы самоуважения — должны быть распределены равно, если только неравное распределение каких-либо или всех этих благ не дает преимуществ наименее преуспевающим членам общества.

Избираемые принципы справедливости являются основой прав для всех дальнейших соглашений, установления надлежащих форм политического правления, последующего выбора конституции, законодательства, изменения общественного устройства. Предполагается, что четкое и неукоснительное следование избранным принципам является обязательным условием социальной кооперации. Справедливость для Дж. Роул-са - это в основе и идеале равное распределение ценностей в обществе; система неравенств является справедливой лишь в том случае, если она выгодна для всех, но в особенности для менее преуспевающей части общества. Несправедливость связывается с таким неравенством, в результате которого одни продвигаются вперед вследствие ухудшения позиций других. Первоначальная ситуация в теории Дж. Роулса включает в себя представление о гипотетическом исходном устройстве, при котором основные социальные блага распределены равно, все имеют одинаковые права и обязанности. С этой воображаемой отметки, пишет Дж. Роулс, можно определять последующие изменения статуса прав участников общественной жизни. Если вводимые в социальную систему неравенства понятия позволяют каждому улучшать свое положение по сравнению с гипотетической первоначальной ситуацией, значит такие неравенства отвечают понятию «справедливости как честности».

Интерпретация второго принципа справедливости включает в себя конструкции, поясняющие смысл утверждения: неравенства должны стать разумно ожидаемым

преимуществом каждого. С этой целью Дж. Роулс вводит еще два весьма значительных для его теории принципа: эффективности и различия. Первый из них является модификацией так называемой оптимальности Парето - правило, которое было сформулировано итальянским социологом и экономистом В. Парето как часть его теории распределения товаров и цен. Ситуация в распределении является оптимальной, утверждал В. Парето, если при ее дальнейших изменениях уже невозможно улучшать одни показатели, не ухудшая одновременно другие. Эффективным (Дж. Роулс предпочитает это слово термину «оптимальный») является такое устройство, такой распорядок прав и обязанностей в основных структурах, которые, изменяясь, уже не могут улучшать перспективы одних групп людей, не ухудшая одновременно положения других групп.

Принцип эффективности, иначе говоря, требует, чтобы система распределения максимально удовлетворяла интересы всех ее субъектов, и предупреждает определенный этап в развитии данной системы, на котором она начинает работать по правилам так называемой игры с нулевой суммой: что выигрывают одни, то проигрывают другие. Распорядок прав и обязанностей в основных структурах общества, пишет Дж. Роулс, является эффективным, если, изменяя действующие нормы, уже невозможно заново определить схему прав и обязанностей так, чтобы повысить ож

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком