научная статья по теме ТЕПЕРЬ ЭТО РАЗРЕШЕНО И В МАДРИДЕ. ГЕЙ-ПАРАД НА РОДИНЕ ДОН ЖУАНА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТЕПЕРЬ ЭТО РАЗРЕШЕНО И В МАДРИДЕ. ГЕЙ-ПАРАД НА РОДИНЕ ДОН ЖУАНА»

ИБЕРИЙСКИЙ АСПЕКТ

Т.П.Петрова

Теперь это разрешено и в Мадриде

Гей-парад на родине Дон Жуана

Статья посвящена анализу реакции испанского общества и церкви, а также других стран Европы на активность сексуальных меньшинств.

Ключевые слова: Испания, гей-культура, однополые браки, демографические проблемы, отношение церкви и общества к геям.

Начало июля, долгожданный отпуск. Я лечу в Мадрид, наконец-то! Сколько раз за последние годы во время командировок в страны Латинской Америки я пролетала через Мадрид, по несколько часов проводила в зале транзитных пассажиров, но города так и не видела. И вот «наконец, достигли мы ворот Мадрида» — эти слова из пушкинского «Каменного гостя» сами собой приходят на ум и сопровождают меня в поездке.

Сколько поэтов, художников, композиторов были очарованы этим городом, этой страной, этой культурой! Какие вспоминаются имена: великие французы П.Мериме, Ш.Бизе, русские — А.С.Пушкин: «Сквозь чугунные перила ножку дивную продень», А.Блок — «И голос пел: Ценою жизни ты мне заплатишь за любовь», несравненный испанский танец в «Лебедином озере» П.И.Чайковского...

Любой из вас может продолжить этот список, у каждого свои любимые герои, связанные с этой культурой. Но есть два имени, два литературных героя, которых знают и любят во всем мире: Кармен — символ женской любви всех времен и народов, за мгновение до гибели отвергшая возможность спасения в обмен на уступку: «Нет, я не уступлю!». И Дон Жуан — символ мужской красоты, энергии и такой же неотступной жажды победы и самоутверждения, желания победить любого, даже если соперник — из преисподней.

«Кармен, мы встречаем тебя каждый раз, Кармен, ну когда же полюбишь ты нас?».

Обзорная экскурсия по городу, все радует глаз, не только узнаваемые дворцы и музеи, но и чистые улицы, превосходно организованные транспортные развязки, множество парков и скверов, что помогает пережить даже 350 жару. В прекрасном настроении высаживаемся у памятника Сер-

Татьяна Павловна Петрова — кандидат исторических наук, доцент кафедры внешней политики Дипломатической академии МИД РФ (tatpetrova@yandex.ru).

вантесу: вот он, Дон Кихот — благороднейший из благородных, вот и его наивный и самоотверженный оруженосец, вот она — красавица Дульсинея, а вот и ее реальный прототип. Но что это? Что за странные личности движутся, невольно привлекая повышенное внимание: мужчины или женщины, разряженные, в париках, в туфлях на высоких каблуках, спотыкаются, но идут. Карнавал?

— Кто это? — спрашиваем мы гида. — Что тут происходит?

— Это гей-парад, — отвечает он вежливо. Теперь это разрешено и в Мадриде.

В парке вокруг памятника Сервантесу на скамеечках отдыхали пожилые мадридцы и молодые мамы с детьми. Я присмотрелась: а какова их реакция на все происходящее? Может быть, им было неприятно смотреть на эту толпу, но вида они не подавали, глядели друг на друга и как бы не замечали происходящего. Вот он, «гуманизм по-европейски», вот они, «права сексменьшинств», вот она, «толерантность». Трудно поверить, что мад-ридцам нравилось это шествие, но продемонстрировать свое истинное отношение они не смели. Ведь, не дай Бог, их самих обвинят в том, что в Испании плохо относятся к геям, и другим странам Евросоюза это может не понравиться, а с мнением этой структуры нельзя не считаться.

Да, мы знали, правительство Испании в 2005 г. разрешило однополые браки, так же как и Великобритания, Франция, некоторые другие европейские государства. Но знать — это одно, а увидеть это воочию в Мадриде — совсем другое.

Еще несколько лет назад только пять стран северной Европы — скандинавские государства и Нидерланды — были островком либерализма и толерантности в мире гомофобии1. Именно эти страны ввели у себя институт регистрируемого партнерства для геев и лесбиянок, впервые наделив однополые пары большинством прав и обязанностей брака, первыми законодательно запретили, или, по крайней мере, ограничили дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. Они и по сей день остаются самыми продвинутыми в этом отношении, но в последнее время их путем следуют все больше и больше государств Европы и всего мира.

Нидерланды вплотную подошли к отмене последних дискриминационных положений в законодательстве, ограничивающих права геев по сравнению с гетеросексуальным большинством. После введения нового закона о браке законодательные права гомосексуалов в Нидерландах практически ничем не будут отличаться от прав большинства. Швеция посчитала нужным назначить особого уполномоченного по правам человека, который призван следить за отсутствием дискриминации по признаку сексуальной ориентации на рабочем месте. В Дании глава государства приглашает на официальные приемы геевские пары и признает статус супруга за однополым партнером иностранного посла, а открытый гей становится лидером крупной партии и выигрывает выборы в Европарламент. Гомосексуальность в этих странах действительно становится личным делом каждого и не составляет предмета особого интереса или беспокойства широкой публики.

Но так ли это на самом деле? Не получилось ли, что вместе с водой выплеснули и ребенка? Причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова. Ведь однополые браки в этом смысле абсолютно бесперспективны, а право на воспитание приемных детей в таких союзах больше создает про-

блемы, нежели решает их. О какой сексуальной ориентации детей в таком случае может идти речь?

Не только левые и центристские, но и многие правые партии в скандинавских странах, а также в Голландии считают защиту прав людей гомосексуальной ориентации неотъемлемой задачей демократического государства. Так, «открытый» (или разоблаченный) гей был избран председателем столичного комитета Консервативной партии Норвегии. Даже лютеранские церкви стран Северной Европы обсуждают тему признания геевского партнерства и введения специального церковного обряда для таких браков.

Другие государства, такие, как Великобритания, Франция или Германия, сопротивлялись признанию равноправия гомосексуальных граждан гораздо дольше, чем их флегматичные северные соседи. Однако сейчас ге-евские проблемы уже прочно вошли в повестку дня законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в этих странах и стали вполне обычной темой в СМИ.

Построенная на традиции британская правовая система с трудом поддается реформированию, однако лейбористское правительство еще недавнего премьера Энтони Блэра также стремилось устранить остаточные дискриминационные положения, подтягиваясь к новым стандартам, устанавливаемым Европейской конвенцией по правам человека и практикой Европейского суда. В этом правительстве насчитывалось четыре министра-гомосексуала, которые не скрывали своей сексуальной ориентации, еще несколько «открытых» депутатов заседали в Палате общин. Премьер-министр даже назначил «открытого» гея в Палату лордов. Еще более радикальные прогеевские меры предложила третья по величине в стране Либерально-демократическая партия. Консервативная партия, долгое время бывшая главным противником предоставления сексменьшинствам равных прав и по сей день остающаяся оплотом гомофобии, была вынуждена пересмотреть свою политику и учесть влияние геевского и дружественного геям электората после своего поражения на недавних выборах. Неожиданно выявился целый ряд политиков-геев внутри самой Консервативной партии, вплоть до того, что один из ее лидеров, Майкл Портильо, бывший министром обороны в правительстве Маргарет Тэтчер, был вынужден признаться в том, то имел однополую связь в годы студенческой юности2. Выяснилось, что это разоблачение ничуть не уменьшило его популярности среди избирателей, и сейчас он является одним из возможных претендентов на пост премьер-министра на ближайших выборах. Имеет шансы на продолжение

Гей-парад в Барселоне

карьеры и один из ближайших помощников Э.Блэра лейбористский политик Питер Мандельсон. Он вернулся в большую политику после громкого скандала с разоблачением его сексуальной ориентации и занял пост министра по делам Северной Ирландии. В англиканской церкви наметился серьезный раскол по вопросу признания гомосексуальности прихожан и священников. В то время как архиепископ Кентерберийский призывает к сохранению негативного отношения к этой проблеме, глава Епископальной церкви Шотландии архиепископ Эдинбургский выступает за реформы в церкви.

Франция установила собственный стандарт, приняв так называемый «Пакт гражданской солидарности» — новый тип закона о партнерстве, отличный от скандинавско-голландской модели. Он распространяется на любые пары — гомо- или гетеросексуальные, вообще несексуальные, а, к примеру, деловые, родственные или дружеские. Пары, зарегистрировавшие свои отношения по этому закону, наделяются большинством прав брака, кроме связанных с усыновлением и воспитанием детей. Бельгия приняла подобный, хотя и крайне выхолощенный закон. В то время как Финляндия готовит к принятию законопроект о партнерстве по скандинавской модели, многие страны, ранее не решавшиеся на столь радикальные шаги, рассматривают французскую модель как более приемлемую. Наконец, заняться устранением необоснованной законодательной дискриминации и разработать законы о партнерстве решили благополучные Германия и Швейцария. Геи и лесбиянки и раньше чувствовали себя там далеко не худшим образом, но теперь государство решилось привести закон в соответствие с реальностью.

Но самым поразительным является быстрое изменение ситуации в традиционно консервативных и относительно отсталых окраинных католических странах Европы — Испании, Португалии и Ирландии. Буквально за 5—15 лет они прошли путь от появления первых геевских инициативных групп до заметного и быстрорастущего гей-сообщества, разработки официальной государственной политики по вопросам гомосексуальности (защита от дискриминации на рабочем месте, внесение темы в школьные программы и т.п.), обсуждения законопроектов о партнерстве, установления контактов между лесбигеевскими организациями и властями и т.д. Примечательно, что выдвинутый законопроект о геевском партнерстве получил в Испании поддержку не только большинства левых п

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком