научная статья по теме ТЕУЧИТЛАН: КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ МЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (III-IX ВВ.) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТЕУЧИТЛАН: КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ МЕКСИКИ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (III-IX ВВ.)»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В.Е.Баглай

Теучитлан: культура Западной Мексики Классического периода (III—IX вв.)

В статье рассматривается состояние археологических исследований древней Западной Мексики Классического периода. На примере анализа культуры Теучит-лана (археологического и архитектурного комплекса Гуачимонтон на территории современного штата Халиско) утверждается, что она, испытав влияние выдающейся цивилизации Теотиуакана, заняла ведущее место в регионе. Поднимаются дискуссионные вопросы, связанные с определением стадии социального развития данной культуры.

Ключевые слова: доколумбовая Западная Мексика, археология и древняя архитектура Классического периода, фигурная керамика, взаимовлияние культур Западной Мексики, Северной и Южной Америки.

Классический период древней Мексики — это знаменитые культуры майя, ольмеков, миштеков и, конечно, всемирно известного Теотиуакана. Все они географически относятся к центру, востоку и югу древней Мексики. Что же касается Западной Мексики, то всего несколько десятилетий назад у ученых было мало сведений о ее культурно-историческом и социально-экономическом развитии в этот период. Однако благодаря последним археологическим исследованиям, данная лакуна постепенно наполняется исторически конкретным содержанием.

Главным источником информации о культурах Западной Мексики Классического периода, как и предыдущего, Формативного периода (около XX в. до н.э. — Ш в. н.э.) являются археологические памятники — остатки гражданских и культовых сооружений, объекты заупокойного культа (в виде так называемых «шахтно-камерных» захоронений с богатыми погребальными дарами).

Исследования последних десятилетий показывают, что развитие Западной Мексики Классического периода происходило благодаря внутреннему потенциалу и достижениям предыдущего периода. Более того, имело место в разной степени и масштабах как влияние, так и взаимовлияние культур, существовавших в этот период в Западной Мексике, Центральноамериканском нагорье, а также Южной Америке1.

Валентина Ефимовна Баглай — доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой этнографии и фольклора Краснодарского государственного университета культуры и искусств (baglayvalent@yandex.ru).

Что касается Централь-номексиканского нагорья, как самого близкого территориально и наиболее развитого в социальном и культурном отношении, еще совсем недавно в научной литературе было традиционным утверждение, что Западная Мексика не испытала влияния Теотиуакана как главной культуры Центральной Мексики Классического периода. Или, по крайней мере, такого же, как в случае с другими регионами Месоамерики. Между тем, согласно последним археологическим данным, период III—IX вв. свидетельствует о значительном культурном развитии Западной Мексики. Современные ученые полагают, что активные экономические и социокультурные изменения могут быть связаны именно с культурой Теотиуакана. Влияние последней (в характере керамики, архитектурного стиля) ощущалось, по крайней мере, до тех пор, пока эта цивилизация не погибла около VII в.н.э.

Возникает вопрос, об источниках, причинах и путях появления такого сходства. До сих пор ученые спорят о том, являются ли теотиуаканские черты в культурах этих древнезападномексиканских центров результатом их устойчивых связей с Теотиуаканом в период его наивысшего расцвета? Или, может быть, они обязаны этим сходством некой группе выходцев из Тео-тиуакана, которая иммигрировала из района центральной Мексики после заката этой культуры около VII в. н.э. Спасаясь, выходцы из Теотиуакана могли направиться в безопасную в то время Западную Мексику.

Классический период истории Западной Мексики уже описан, а также исследован целый ряд центров. И все же по состоянию археологических данных пока самой известной культурой этого периода является культура Теучитлан. Теучитлан — это город, расположенный в центральной части штата Халиско. Он находится на высоте около 1300 м в горной местности Гуачимонтон. Поэтому культура Теучитлана — это археологический и архитектурный комплекс, называемый также Гуачимонтон (рис. 1).

Здесь обнаружены шахтно-камерные погребения, два стадиона для ритуальной игры в мяч, остатки сооружений круглого архитектурного стиля, объединенных пятью площадями. Круглые в плане, ступенчатые пирамиды в середине каждого из десяти архитектурных комплексов, раскопанных на настоящий момент (высота одной из них достигает 20 м), формируют характерный облик, связанный с традицией Теучитлана. Площади и широкие, поднимающиеся вверх искусственные выступы окружают каждую пирамиду. На вершине выступов находятся платформы из пинии или бамбука, которые когда-то служили основанием для деревянных храмов. При возведении сооружений учитывался ландшафт — скалы, лощины, овраги.

Рис. 2. Воины. Стиль Иштлан дель Рио. Наярит

Культура Теучитлана имеет древние корни, и археологи выделяют в развитии Формативного и Классического периодов следующие этапы, в соответствии с принятой ныне хронологий: Сан Фелипе (X в. до н.э. — III в. до н.э.), Эль Аре-наль (III в. до н.э. — II в.н.э.), Ахуалулко (Ау-алулко II — IV вв. н.э.), Теучитлан I (IV — VII вв.)2. Развитие этой культуры на следующих этапах (Теучитлан II, Те-учитлан III) соотносится уже с Постклассическим периодом.

Начало развития культуры Теучитлана связано с традицией Среднего и Позднего Формативного периодов истории Западной Мексики, которая известна по сохранившимся маундам (курганам, остаткам пирамид). Она вошла в археологию Западной Мексики под упомянутым выше названием Сан Фелипе. К сожалению, об этом времени еще очень мало данных.

Следующая культура — Эль Ареналь (III в. до н.э. — II в.н.э) рассматривается как относящаяся к Позднему Формативному или, возможно, началу Классического периода. В течение этого времени центр традиции Теучитлана был ограничен лишь центральным районом Халиско. Данное культурное ядро определяется главным образом с помощью пространственного и архитектурного анализа ранних поселений, а также характерных элементов — шахтных погребений, остатков стадионов для ритуальной игры в мяч, храмовых пирамид и платформ для гражданских сооружений. Следует отметить стиль, характерный именно для культуры Теучитлана, в частности, использование круглых архитектурных форм при строительстве, прежде всего, культовых сооружений.

Как показывают исследования, именно на стадии Эль Ареналь впервые начинает отчетливо проявляться примечательная концентрическая планировка расположения археологических объектов и круглые в плане архитектурные сооружения. Как правило, в центре такой планировки находился храм — конструкция в виде круглого основания (платформы) с алтарем наверху. Вокруг этого сооружения крестообразно в четырех направлениях возводили другие платформы, в основном повторяющие конструкцию центрального сооружения (отсюда понятие «поселение крестообразного архитектурного плана»). Эти периферийные платформы, очевидно, были фундаментом, основанием как для храмов меньшей значимости, так и жилищ-резиденций местной элиты. С Эль Ареналь связана также кульминация погребального культа эпохи Формативного периода в регионе, штате Хали-ско. Эль Ареналь — это концентрация охарактеризованных выше образцов

архитектуры, которые будут активно развиваться в последующих археологических фазах, относящихся уже к Классическому периоду3.

На стадии Ахуалулко (II — IV вв. н.э.) начинается собственно первая фаза Классического периода, когда пространственный и архитектурный формат фазы Эль Ареналь модифицируется, и окончательно формируется новая, уже охарактеризованная выше круговая форма. Архитектура круглых форм становится главной, определяющей характер и облик сооружений. Возводятся монументальные, обычно привязанные к платформам или пирамидам стадионы для ритуальной игры в мяч, столь характерной для всей традиции древней Мексики. Одновременно, что примечательно, к концу Ахуалулко традиция погребения в шахтно-камерных могилах, столь типичная для более раннего Формативного периода истории Западной Мексики, прежде всего, центрального Халиско, постепенно угасает, и на ее место приходит погребальная практика, менее впечатляющая по размерам и монументальности. Это означает, что происходили изменения в системе организации ритуальной традиции. Раньше одним из главных был погребальный обряд, который осуществлялся в присутствии представителей рода, поскольку именно этот элемент социальной структуры был основным. С эпохи Ахуалулко самые важные ритуалы приобретают все более публичные черты. Погребальные обряды уступают место по значимости, степени публичности тем, которые осуществлялись уже при большем стечении народа, с использованием специальных сооружений — храмов, открытых площадей, стадионов для ритуальной игры в мяч. Впрочем, для окончательных выводов время еще не пришло, поскольку фаза Ахуалулко также пока еще исследована недостаточно.

Культура Теучитлана на стадии Теучитлан I (IV—VII вв.) достигает наивысшего расцвета. Площадь только церемониального центра — около 25 га, а размеры основания главного холма (маунда) приближаются к 18,5 м при высоте 12,1 м. Объем конструкции главной пирамиды и связанной с ней площади — около 42447 м3 земли, а общий объем всей церемониальной конструкции в Те-

пг 3 4

учитлане — примерно 75 тыс. м земли и скального грунта .

Немаловажен вопрос о том, был ли Теучитлан древним городским центром. Около полвека назад В.Чайлд Гордон сделал предположение, разделяемое ныне многими, о том, что поселение может называться городом, если имеет численность населения не менее 7 тыс. жителей. По крайней мере это касалось первых городов Старого Света. Действительно, относительно высокая плотность населения и нуклеизация (дробление поселений, достигших предела численности, которыми можно и управлять, и прокормить средствами и возможностями того времени), обязательно сопровождает процесс формирования городов. Ныне доказано, что подобные процессы могут быть ассоциированными с развитием некоторых ранних городских центров Нового Света, таких, как Теотиуакан или Монте Альбан в Центральной Мексике.

Боле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком