научная статья по теме ТИПОЛОГИЯ МИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ МИРА И МЕТОДОВ МИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОПРАКТИКИ Философия

Текст научной статьи на тему «ТИПОЛОГИЯ МИСТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ МИРА И МЕТОДОВ МИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОПРАКТИКИ»

Вопросы философии. 2015. № 9. С. 201-210

Типология мистических традиций мира и методов мистической психопрактики Н.С. Жиртуева

Типология мистических традиций мира формируется согласно трем основным позициям: 1) сущность Абсолюта; 2) соотношение идеального и феноменального бытия; 3) методы мистической практики. Первая позиция утверждает два основных мистических типа. Имманентная мистика является мистикой "слияния" с Абсолютом по сущности и приводит к трансформации сознания. Трансцендентно-имманентная (антиномичная) мистика является мистикой "соединения" с Абсолютом по благодати и приводит к преображению личности. Согласно второй позиции в пределах двух типов формируются монистическая, дуалистическая, плюралистическая, холистическая и интеграционная традиции. Основные методы психопрактики - это дисциплинарный аскетизм, психосоматические упражнения, медитативное созерцание и любовь-доверие к Абсолюту.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мистические традиции, Абсолют, идеальное и материальное, психопрактика.

ЖИРТУЕВА Наталья Сергеевна - доктор философских наук, доцент.

Цитирование: Жиртуева Н.С. Типология мистических традиций мира и методов мистической психопрактики // Вопросы философии. 2015. № 9. С. 201-210.

Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 201-210

Typology of World Mystic Traditions and Methods of Phychopractice Natalya S. Zhirtueva

Typology of world mystic traditions is formed according to the three essential attitudes: 1) the substance of the Absolute; 2) the intersubordination of ideal and phenomenal beings; 3) the methods of mystic phychopractice. The first attitude consolidates the two main mystic types. The immanent mystics is the mystics of integration with the Absolute by substance and leads to transformation of consciousness. The transcendental immanent mystics (antinomical) is the mystics of connection with the Absolute by Gods grace and leads to transfiguration of personality. Monistic, dualistic, pluralistic, holistic and integrative traditions are formed according to the second attitude within two types.The main methods of phychopractice are disciplinary asceticism, psychosomatic exercises, meditative contemplation and love-trust to the Absolute.

KEY WORDS: mystic traditions, Absolute, ideal and material, psychopractice.

ZHIRTUEVA Natalya S. - DSc in Philosophy, Associate Professor.

zhr_nata@bk.ru

Citation: Zhirtueva N.S. Typology of World Mystic Traditions and Methods of Phychopractice // Voprosy Filosofii. 2015. Vol. 9. P. 201-210.

© Жиртуева Н.С., 2015 г.

Типология мистических традиций мира и методов мистической психопрактики

Н.С. ЖИРТУЕВА

На современном этапе обращение к мировому религиозному опыту, и прежде всего, к опыту мистических учений, связано с кризисными явлениями в культуре и поиском путей их преодоления. При этом в современной научно-исследовательской литературе до сих пор не существует однозначного определения "мистического". По мнению Е.А. Торчино-ва, "мистикой" называют гетероморфные и гетерогенные явления, между которыми нет ничего общего кроме названия [Торчинов 1998 web].

В нашем исследовании "мистическими" будут называться те учения, которые стремятся к "единению" с Абсолютной реальностью. Их отличительной особенностью является переход от эгоцентрического сознания к просветленному, что в различных учениях называется "святостью", "спасением", "освобождением", "пробуждением" и т.д. "Мистика" является родовым понятием по отношению к понятиям "мистицизм" (теория) и "мистический опыт" (практика). Это переживания адепта во время контакта с Абсолютом, разнообразные психопрактики, аналитические тексты с комментариями и др. Результатом является формирование определенной мистической традиции, с помощью которой совершается трансляция мистической теории и практики от одного поколения к другому [Жир-туева 2009, 20].

В современном компаративном религиоведении уже предпринимался анализ универсальных и индивидуальных особенностей мистических традиций мира. К проблеме универсальных особенностей мистического опыта обращались в своих трудах еще Н. Бердяев и У Джемс, а также У. Стэйс, Ф. Стренг, Ф. Хаппольд и др.

История религиозных учений демонстрирует огромное разнообразие мистических традиций, сформировавшихся на основе национальных и мировых религий. Поэтому наиболее сложной является проблема типологии индивидуальных особенностей мистических традиций. В разные времена к этой теме обращались Т. Андре, С. Булгаков, Р. Зэнер, У. Стэйс, В. Лосский, Р. Отто, Е.А. Торчинов и др. Но до сих пор нет единой типологии мистических традиций мира.

Можно выделить, как минимум, пять основных методологических моделей построения типологии мистических традиций.

Согласно первой модели типы мистики формируются в зависимости от того, как в них решается проблема сущности Абсолюта. Как правило, исследователи выделяют два основных мистических типа.

Например, С.Н. Булгаков утверждал, что существуют "два пути религиозной философии: антиномический и эволюционно-диалектический" [Булгаков 1994 web]. В первом случае "объект религии, Бог, есть нечто, с одной стороны, совершенно трансцендентное, иноприродное, внешнее миру и человеку, но, с другой, он открывается религиозному сознанию, его касается, внутрь его входит, становится его имманентным содержанием", что порождает определенный антиномизм [Там же]. Во втором случае религия утверждает, что "и бог, и мир одинаково находятся по сю сторону Ничто, суть как бы его ипостаси, вернее, модусы или диалектические моменты. Они находятся в определенном иерархическом соотношении, как ступени самооткровения Ничто" [Там же].

По мнению В.Н. Лосского, Абсолют может быть имманентным и трансцендентно-имманентным. Например, "Библия утверждает непреложную изначальность Бога одновременно абсолютного и личного", именно поэтому "Бог имманентен и трансцендентен одновременно: имманентность и трансцендентность взаимно друг друга предполагают". Лосский утверждает, что "чистая трансцендентность невозможна: если мы постигаем

Бога как трансцендентную причину вселенной, значит Он не чисто трансцендентен, так как само понятие причины предполагает понятие следствия" [Лосский 1991, 264, 266]. Бог восточных религий является не Верховным и Единичным, а только одним из многих персонажей политеизма, что делает его имманентным по сущности: «"Боги" и даже "личный" Бог индуизма - это только аспекты, только проявления некоего безличного абсолюта... столь же условные, как и мир, которому они предстоят» [Лосский 1991, 263].

Таким образом, философы говорят о существовании "эволюционно-диалектической" (имманентной) и "антиномической" (трансцендентно-имманентной) религии и мистики. В типологии Е.А. Торчинова выделяются "религии чистого опыта" и "религии откровения". Первые имеют установку на трансперсональные переживания, предполагая, что спасение или освобождение достигается исключительно благодаря трансперсональному опыту как результату определенной психотехнической практики. В "религиях чистого опыта" религиозная доктрина вытекает из трансперсонального опыта и обуславливается ею [Тор-чинов 1998 web].

В "религиях откровения", или "религиях Книги", утверждается, что спасение невозможно без достижения состояния высшей степени морального совершенства (праведности). По мнению Торчинова, в них практически был уничтожен психотехнический элемент, что объяснялось невозможностью воспроизвести мистический опыт самого Христа или Мухаммеда. Еще одной причиной непопулярности индивидуального психотехнического опыта в "религиях откровения" является их направленность на коллективное спасение. Особое внимание уделялось не индивидуальным, а групповым формам духовной практики: совместной молитве в синагоге, пятничному намазу в мечети, роскошным литургическим действиям православия и католицизма [Там же].

У. Уэйнрайт, признавая принятое в западноевропейском компаративном религиоведении деление мистицизма на два типа - интровертивный и экстравертивный - тем не менее считает, что "каждая адекватная типология должна признавать существование нескольких типов экстравертивного мистического сознания и отличать монистический мистический опыт от теистического мистического опыта" [Wainwright 1981, 41].

Согласно второй модели мистические традиции отличаются по цели мистической практики. По мнению В.Н. Лосского, в трансцендентно-имманентном христианстве целью мистической практики является объединение человечества с Божеством "во Христе и через Христа", когда "Божественная природа сообщается природе человеческой, чтобы её обожить". Но имманентные религии призывают к исчезновению, растворению в чистой самоуглубленности, в полной самотождественности [Лосский 1991, 263, 265].

Шведский востоковед и теолог Тур Андре говорит о существовании двух типов традиций. Аскетический гностический мистицизм направляет мистика к "метафизическому превращению в существо из духа и света", чтобы преобразовать человека из физического, земного существа в духовное небесное, сделать его "богом в земном воплощении". Но есть также мистицизм "морального превращения": через любовь, добро, милосердие, правду и верность человек становится подобен Богу. Как утверждает автор, в первом случае через духовное самосовершенствование "человек сам становится Богом" и поэтому уже в Нем не нуждается, во втором - только уподобляется Ему [Андре 2003, 59-60].

Торчинов выделил четыре типа традиций, стремящихся: а) к полному растворению в безличном Абсолюте или отождествлению с ним (соотносится с "гностической психотехникой"); б) к соединению с Абсолютом (Богом) при сохранении индивидуальности, которая изменяется, преображается - "обожение", "фана - бака" (соотносится с "бхактичес-кой" психотехникой); в) к успокоению, исчерпанию аффектов и аффективных состояний, к транквилизации (тхеравадинский буддизм, махаяна); г) к отделению психического или духовного от материального или физического (джайнизм, классические санкхья и йога) [Торчинов 1998 web].

Согласно третьей модели мистические традиции классифицируются в зависимости от того, как они решают проблему соотношения идеального и ма

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком