научная статья по теме ТКАНЬ С ШИТЫМ ОБРАЗОМ ВОЗНЕСЕНИЯ ИЗ ПОГРЕБЕНИЯ КОЧЕВНИКА В КАЛМЫКИИ: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТКАНЬ С ШИТЫМ ОБРАЗОМ ВОЗНЕСЕНИЯ ИЗ ПОГРЕБЕНИЯ КОЧЕВНИКА В КАЛМЫКИИ: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 1, с. 67-74

ТКАНЬ С ШИТЫМ ОБРАЗОМ ВОЗНЕСЕНИЯ ИЗ ПОГРЕБЕНИЯ КОЧЕВНИКА В КАЛМЫКИИ: ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ

© 2014 г. А.С. Петров

Российский государственный гуманитарный университет, Москва (arspetrov@gmail.com)

Ключевые слова: домонгольское искусство, древнерусское шитье, Вознесение, древние ткани.

The embroidered cloth depicting the Ascension, found by E. Tsutskin in burial mounds Guva 2 of Kalmykia in 1978, essentially enriches our notions not only about the early Russian embroidery, but about pre-Mongolian art of Kievan Rus' as well. The iconographic variant of the Ascension with the figures of the Apostles alternated with images of trees is known in Byzantine art since the 9th century. However in ancient Russian art it can be found only in mural paintings of the 12th centuries. The original composition is supposed to be 1 meter wide, thus, we consider it to be an altar cloth (antependium). We also take into consideration the typical iconographic images of cherubims on the piece, which are usually not presented in such compositions. The technique of execution is similar to the fragments of pre-Mongolian embroidery found on the territory of modern Ukraine; it bears unmistakable features of the influence of Romanesque art. Thus, the artwork can be dated back to the 12th - early 13th century.

Из всех видов искусства, известных в Древней Руси, шитье в силу недолговечности и уязвимости его материалов, пожалуй, наименее сохранившийся. Ткани и применяемые для шитья золотные и шелковые нити быстро приходили в негодность при специфическом литургическом использовании; обветшавшие они зачастую подлежали утилизации, так как при их сжигании оставалось золото нитей; кроме того, в силу своей дороговизны и эстетической привлекательности они могли рассматриваться как ценная добыча. Все эти факторы повлияли на то, что до нашего времени дошло чрезвычайно малое число древнерусских вышивок, особенно домонгольского периода. Тем более ценна находка из курганного могильника Гува 2 в Калмыкии, обнаруженная Е.В. Цуцкиным в 1978 г. Эта вышитая ткань не находит себе прямых аналогий в сохранившемся художественном наследии русского средневековья и, возможно, говорит о неизвестном ранее пласте искусства. Она была введена в научный оборот З.В. Доде (см. статью в настоящем издании), рассмотревшей объект исследования в контексте использования и бытования в кочевой среде, когда ткань была разрезана на множество кусков и использована для создания элементов костюма. По мнению исследовательницы, датировка погребения по археологическому контексту - вторая половина XIII - XIV в. Задача статьи - попытаться понять, где и когда могла быть создана вышивка и чем она могла служить изначально.

Очевидно, данная ткань была украдена кочевниками при ограблении христианского храма. Подобные случаи не раз зафиксированы в письменных источниках. Так, в летописном известии о захвате Киева татарами в 1240 г. записано: "Того же лета взяша Киев татарове и святую Софью разграбиша, и монастыри все и иконы и кресты честныя и вся узорочья церковная взяша..." (ПСРЛ. Т. 1. С. 326, л. 164об.). Об одном более позднем эпизоде, произошедшем при взятии Москвы Тохтамышем в 1382 г., говорится в другой русской летописи: ".татары в церквах зборных каменных пелены золотом шитые саженные одраша" (ПСРЛ. Т. 18. С. 132, л. 258 об., 259). Ценно свидетельство "Слова о полку Игоре-ве" об обратной ситуации, когда русскими воинами захватывались дорогие ткани у кочевников: ". потопташа поганыя плълки половецкыя, ., помча-ша красныя девкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты" (2000. С. 256). Помимо данной находки известны и другие примеры включения фрагментов христианских вышивок в одежды кочевников (примеры начала XIII в. из кургана Чингул на Украине и XV-XVI вв. из склепа у аула Коротох в Чечне рассмотрены в статье З.В. Доде). Между тем важность данной находки в первую очередь в том, что это еще один памятник домонгольского шитья, которых сохранились считанные единицы.

На рассматриваемых фрагментах, без сомнения составлявших первоначально композицию Вознесения, представлено девять полуфигур с сохранив-

шимися ликами - шесть апостолов, два херувима, опознающихся по скрещенным над головами крыльям, один ангел - и еще одна фигура апостола с утраченным ликом и остатками шитого нимба. Кроме того, имеется множество нижних частей фигур. Апостолы представлены среди деревьев с характерными удлиненными листьями в верхней части и треугольными листьями (или плодами?) ближе к основанию стволов. Между верхушек деревьев над фигурами вышиты кириллические именующие надписи, по которым можно идентифицировать некоторых изображенных: "ВАРФЛОМЕ1" - над апостолом Варфоломеем; "Л...КА" - над евангелистом Лукой; "ФО..." - вероятнее всего, первые буквы именующей надписи над апостолом Фомой; "Ф1..." - по-видимому, относилось к апостолу Филиппу; литеры "Е1" - окончание имени Андрей или Матфей. Литеры "ВЗ" рядом с одним херувимом, "Н" и ".. .Е" рядом с фигурой ангела и "Е" рядом с другим херувимом - должно быть, остатки надписи, именующей всю сцену.

Исходя из имеющихся фрагментов и иконографических аналогий, можно представить изначальный вид вышивки, в целом верно переданный в реконструкции З.В. Доде. На этой значительно вытянутой по горизонтали ткани образы апостолов были разделены изображениями деревьев, обозначающих оливковую рощу на Елеонской горе; в центре должна была быть представлена Богоматерь, фланкированная двумя ангелами, а над ними - возносящийся Спаситель в окружении небесных сил. Кроме того, композицию, очевидно, обрамляла, как и любые церковные средневековые ткани, некая кайма с орнаментальным мотивом, надписями или дополнительными фигуративными изображениями. Для реконструкции размера композиции за модуль может быть взято расстояние между деревьями, которое здесь составляет порядка 7 см. Таким образом ширина вышивки была чуть более метра, не считая неизвестной нам ширины каймы.

Учитывая предполагаемые размеры ткани, можно, хотя и с большой осторожностью, очертить круг предметов тканой храмовой утвари, частью которой могли быть исследуемые фрагменты. Однако оговоримся, что судить о первоначальном предназначении этой шитой церковной ткани крайне затруднительно. Такого размера мог быть антепендиум или индития на престол, воздух, покрывавший священные сосуды, завеса царских врат, завеса иконы или висевшая под живописным образом пелена. Крайне маловероятно, чтобы это было священническое облачение; исключены малые покровцы (судари) на евхаристические сосуды.

Упоминания подобной сцены на древних церковных тканях относятся именно к декорации антепен-диумов (лат. antependium, дословно "впереди висящий")1, т.е. тканей, висевших на лицевой стороне алтаря, называющихся в русской традиции "напрестольными" или "прикладными пеленами" (обзор древнерусских источников и напрестольных пелен см. Петров, 2009). Учитывая крайне малое число сохранившихся церковных вышивок и отрывочные сведения об их предназначении и декорации, причем как на христианском Востоке, так и на Западе, особенно ценными становятся данные, содержащиеся в раннем латинском источнике Liber Pon-tificalis (Le Liber Pontificalis, 1892. P. 1-34). Здесь помимо прочего сообщается о папских вкладах в римские храмы, среди которых особое значение имели облачения на престол с шитыми образами, связанными зачастую как с посвящением церкви, так и с символическим толкованием престола как "честного гроба, места воскресения Христова, престола Божия" и "места упокоения Божия" (Симеон Солунский, 1856. С. 35, 137). Последнее проявлялось в превалировании на них сцены Воскресения, а также хронологически и семантически связанных с ней композиций Распятия, Вознесения и Сошествия Святого Духа. К примеру, среди даров папы Льва III (795-816 гг.) упоминаются два анте-пендиума с изображением Вознесения, вложенные им в церкви Св. Панкратия и Михаила Архангела, антепендиум со сценами Вознесения и Сошествия Святого Духа для собора Св. Петра и еще четыре ткани с подобной сценой в сочетании с другими композициями для прочих храмов2.

Надо отметить, что использование крупноформатной композиции Вознесения на древних византийских и русских тканях практически неизвестно. Обычно она встречается лишь в ряду других двунадесятых праздников, чаще всего на каймах

1 Об антепендиумах в целом см. Lasco, 1991. Богатый материал о латинских и византийских антепендиумах см. Лидов, 2000. С. 161-172. Однако не всегда можно согласиться с выбором А.М. Лидовым русских памятников, признаваемых им за напрестольные пелены, и с предлагаемой исследователем терминологией, а именно наименованием напрестольных пелен "предалтарными иконами. Последнее не находит подтверждения в терминологии древнерусских источников, а, кроме того, хоть какие-либо сведения об использовании шитых пелен в Древней Руси в качестве самостоятельных моленных образов отсутствуют.

2 Список антепендиумов, вложенных папой Львом III, и анализ изображений на них см. Phillips, 1988. О вкладах антепендиумов и прочих церковных тканей римскими папами более раннего времени см. Petriaggi, 1984. Согласно подсчетам Э. фон Зюдова, композиции Вознесения на антепендиумах были третьими по числу (10) после изображений Рождества и Воскресения Христова (по 13) среди вкладов римских пап, упомянутых в Liber Pontificalis (Sydow, 1912. S. 12).

плащаниц или крупных пелен к иконам. Исключение - лишь румынская пелена 1484 г., т.е. уже поствизантийского периода, происходящая из монастыря Путна (Musicescu, 1969. Cat. 15. Il. 17). Ее построение отличается от рассматриваемых фрагментов и более соответствует типичной иконописной схеме, когда в центре представлена Богоматерь с ангелами, а по сторонам - две группы близко стоящих друг к другу апостолов на фоне деревьев. Такие композиции обычно вписываются в вертикальные форматы.

Иконографическая схема сцены Вознесения, вытянутая по горизонтали и с расположением апостолов в ряд между деревьями, как на рассматриваемой вышивке, известна по сохранившимся монументальн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком