научная статья по теме ТКАНИ С ХРИСТИАНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ В КОСТЮМЕ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ ЭЛИТЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТКАНИ С ХРИСТИАНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ В КОСТЮМЕ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ ЭЛИТЫ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 1, с. 54-66

ТКАНИ С ХРИСТИАНСКОЙ СИМВОЛИКОЙ В КОСТЮМЕ ЗОЛОТООРДЫНСКОЙ ЭЛИТЫ

© 2014 г. З.В. Доде

Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, Ростов-на-Дону (zvezdana_dode@yahoo.com)

Ключевые слова: Монгольская империя, Золотая Орда, сакральные символы, костюм, археологический текстиль, литургические ткани, лицевое шитье, кочевники.

Precious church fabrics seized by nomads as trophies became the details of costumes if used secondarily. Regardless of the purposes of their secular use there were motives determined pagans attitudes to the alien sacral symbols from their adoption or indifference to their total desacralisation. The article discusses the costume makers' motivation that used church fabrics with embroidered Christian symbols discovered in Mongolian burial Guva 2 (Kalmykia) and medieval vault Korotoh (Chechnya). The materials from the burial mound Chingul (the Ukraine) are involved as the historical parallel. The finds have been considered as of one historical location in the frames of Mongolian Empire.

Находки шелковой одежды и аксессуаров в зо-лотоордынских кочевнических погребениях XIII-XIV вв. сравнительно редки. Вышитая ткань с образами христианских святых, обнаруженная в погребении Гува 2 в Калмыкии, о котором речь пойдет ниже, не только уникальна сама по себе, но и ясно указывает на способ ее приобретения: это был трофей, захваченный монголами в результате ограбления одной из христианских церквей на территории Восточной Европы.

То, что татаро-монголы грабили христианские храмы и присваивали церковные ткани, предназначавшиеся для алтарных и литургических облачений, давно было известно из письменных источников. Так, грабеж христианских церквей монголами описан современником событий армянским историком Киракосом Гандзакеци (1201-1272 гг.) (Гандзаке-ци, 1976. С. 160, 166). Факты о захвате монголами "узорочья церковного" и "пелен золотом шитых" в разграбленных храмах Киева и Москвы содержатся в русских летописях (ПСРЛ. Т. 1. С. 326; Т. 18. С. 132). Очевидно, что церковную утварь и ткани из христианских храмов монголы использовали в утилитарных целях. Но реальных находок, которые бы указывали на то, как кочевники распоряжались подобными трофеями, до недавнего времени не было. О бытовом применении монголами предметов христианского культа практически не было известно.

Драгоценные ткани, доставшиеся монголам в качестве трофеев, первоначально служили пред-

метами церковного убранства и могли иметь как декоративное, так и литургическое значение. При вторичном использовании они становились деталями костюма. Одежды, сшитые из церковных тканей с христианской символикой, были также обнаружены в богатом половецком погребении в кургане Чингул (предположительно, первое десятилетие XIII в., Украина) и в склепе (XV - начало XIX в.) у аула Коротох в Чечне.

Обращение к этим материалам как типологическим параллелям находке в могильнике Гува 2 привело к мысли о том, что вне зависимости от целей профанного использования литургических тканей существовало особое отношение язычников к чужим сакральным символам, от их присвоения до полной десакрализации. В развитие этой идеи приведу мнение Ю.И. Дробышева, рассмотревшего представления монголов о своих и чужих святынях. Автор отметил, что «при многонационально сти монгольских войск, в которых этнические монголы нередко составляли меньшинство, а основная масса состояла из представителей различных тюркских племен, уйгуров, китайцев и др. <...>, воины придерживались разных религиозных убеждений и могли неодинаково реагировать на чужие святыни: одни - вполне терпимо или индифферентно, другие - уважительно, третьи, возможно, не без фанатизма. То, что для одного представляло духовную ценность, другой мог расценивать как нечто "поганое"» (Дробышев, 2004. С. 68).

Материалы из разновременных могильников Гува 2 , Коротох и Чингул, исходя из исторического контекста, позволяют поставить вопрос о восприятии изготовителями одежды из церковных тканей изображений христианских символов. Несмотря на редкость, чудесным образом сохранившиеся в погребениях церковные ткани дают возможность не только прояснить ситуацию их бытового использования кочевниками, но и представить ментальность язычников, которая определяла характер их отношения к христианским символам.

Хронологическая и культурная дистанция между находками, обнаруженными в могильниках разного времени и культурной принадлежности, не так велика, как это кажется на первый взгляд. Их можно рассмотреть в едином историческом пространстве Монгольской империи. На одном полюсе этого явления - свободный кочевой лидер, еще не поглощенный волной империи Чингисхана и самостоятельно определяющий взаимоотношения с окружающими государствами. На другом - представитель горской знати Северного Кавказа, входящего в состав Золотой Орды, но уже на излете ее существования. Между ними - представитель монгольской элиты, включенный в имперские структуры власти.

Привычный подход к материалу позволяет констатировать только тот очевидный факт, что за про-фанным использованием церковных вышивок с христианской символикой стоит желание индивида украсить костюм яркой привлекательной тканью, орнаментированной золотыми нитями. Однако такой поход к источнику ограничивает его информативный потенциал. Наиболее перспективным в этом случае представляется метод репрезентации, основанный на герменевтико-феноменологической традиции, рассматривающей артефакт как факт истории и культуры. Этот метод позволяет взглянуть на типологически сходные артефакты в условиях изменяющейся действительности, обозначить неопределенные и сложные моменты, связанные с их функционированием, использовать его инструментарий (релевантность и интенциональность) для конструирования исторической реальности, в контексте которой они бытовали (Доде, 2005. С. 308, 310). Следует особо подчеркнуть, что изложенные ниже построения не являются описанием "объективной реальности". Они представляют собой только исторически обусловленную реконструкцию, которая по мере накопления фактического материала возможно будет уточнена и откорректирована.

Прежде чем перейти к интерпретации уникальных тканей из кочевнического погребения в курганном могильнике Гува 2 и коротохского склепа, необходимо привести их подробное описание.

Фрагменты костюма, выполненные из шелковых тканей с полихромной вышивкой (рис. 1), были обнаружены Е.И. Цуцкиным (1979. С. 209) в курганном могильнике Гува 2, курган 8, погр. 1 (Калмыкия). Они сохранились в виде двух кусков ткани неправильной формы. По нижнему краю деталей выполнен подрез в форме острого угла. Обе детали собраны из мелких кусочков разной конфигурации, вырезанных из шелковой ткани с вышивкой. Основа вышивки - монохромный шелковый самит (S-саржа 1:2), в настоящий момент коричневого цвета. Вышивка выполнена металлическими (серебряными с последующей позолотой) и шелковыми нитями красного, зеленого, бежевого цветов. Изображены деревья, погрудные образы христианских апостолов в одеяниях красного и зеленого цветов, с золотыми нимбами вокруг головы, нижняя часть человеческих фигур со ступнями ног, видимыми из-под подола одежды, ангелы и херувимы. Также сохранились вышитые кириллицей имена апостолов и отдельные буквы от целых слов. Читаются частично имена Луки, Фомы и Филиппа и последние буквы имени Андрей или Матфей. Имя св. Варфоломея сохранилось полностью.

В верхней части обеих деталей пришиты небольшие куски другой шелковой ткани (самит, S-саржа 1:2), в настоящий момент красного цвета с черным орнаментом в виде ромбов. Низ деталей обшит зеленой тканью полотняного переплетения, по верхнему и нижнему краям которой вышиты парные параллельные полоски шелковыми нитками прямым обметочным швом со сложным петельчатым краем в технике "каучд" (couched). Шелковые нити плотными стежками покрывали кожаную ленту, использовавшуюся в качестве основы.

Курган и погребение, в котором обнаружены рассматриваемые предметы, были отнесены автором раскопок к периоду позднего средневековья (Цуц-кин, 1979. C. 210). Более узкая дата погребения определяется находкой здесь колчана с резными костяными накладками. По заключению Н.В. Малиновской, период бытования таких колчанов был ограничен второй половиной XIII-XIV в. (1974. C. 160).

Исследование вышивки, обнаруженной в могильнике Гува 2, связано со следующими аспектами исторического контекста ее бытования. Первый, христианский, предполагает установление места и времени изготовления вышивки, содержания ее изображений и назначения. Второй, монгольский, касается проблемы вторичного использования этой вышивки кочевниками, определения предметов костюма, изготовленных из рассматриваемого шелка с лицевым шитьем, и прояснения отношения к

Рис. 1. Рисунок фрагментов лицевого шитья, обнаруженных в могильнике Гува 2.

чужому сакральному символу, использованному в монгольском костюме.

Культурно-хронологическая атрибуция рассматриваемого здесь лицевого шитья в первую очередь требует реконструкции изображения, которое сохранилось фрагментарно в виде отдельных кусков различного размера и конфигурации. Для этого каждый фрагмент вышивки был воспроизведен

графически в соответствии с его оригинальными размерами и формой. Характерная поза апостолов, представленных на сохранившихся фрагментах с обращенными вверх лицами, позволила предположить сцену "Вознесения". Эта первоначальная гипотеза подкреплялась вышитыми рядом с сохранившимися изображениями херувимов и ангелов литерами "ВЗ" "ИЕ" и "Е", которые, по всей

Рис. 2. Гипотетическая реконструкция композиции вышивки "Вознесение Господне" из могильника Гува 2.

вероятности, первоначально относились к надписи "Вознесение Господне". Вертикальное и горизонтальное расположение композиции соответствовало направлению нитей основы и утка. Для определения ширины вышивки сохранившиеся фрагменты были расставлены согласно каноническим изображениям сцены Вознесения. Мерный ритм композиции задают изображения деревьев, разделяющие фигуры апостолов. Одинаковое расст

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком