научная статья по теме ТОЛСТОЙ И СОЦИОЛОГИЯ (ИЗ ПРОЧТЕНИЯ МАТЕРИАЛА О ЕГО УЧАСТИИ В МОСКОВСКОЙ ПЕРЕПИСИ 1882 Г.) Социология

Текст научной статьи на тему «ТОЛСТОЙ И СОЦИОЛОГИЯ (ИЗ ПРОЧТЕНИЯ МАТЕРИАЛА О ЕГО УЧАСТИИ В МОСКОВСКОЙ ПЕРЕПИСИ 1882 Г.)»

Факты. Комментарии. Заметки

© 2015 г.

Н.В. ВОЛОХОВА

Л.Н. ТОЛСТОЙ И СОЦИОЛОГИЯ

(из прочтения материала об участии

Л.Н. Толстого в Московской переписи 1882 года)

ВОЛОХОВА Наталья Владимировна - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета, г. Курск (E-mail: volna-sha@rambler.ru).

Аннотация. Материал статьи обращен к истории информации о населении и о демографических процессах в России - в данном случае к истории Московской переписи 1882 г. и участию в ней Л.Н. Толстого.

Ключевые слова: социология и литература • демография и социология • Московская перепись 1882 г.

Переписи населения представляют собой социально-статистические обследования. Они выступают ценным источником социологической информации о населении той или иной страны или территории. Внимание к анализу состояния населения России с привлечением научного подхода было положено еще в первой половине XIX в. и привело в дальнейшем к формированию служб государственной статистики. Первая общероссийская перепись 1896 г. охватывала всех жителей Империи, учитывая и предшествующий опыт - переписи 1882 г.

В этой переписи 1882 г. принял активное участие Л.Н. Толстой. После переезда осенью 1881 г. с семьей из Ясной Поляны в Москву он столкнулся с условиями жизни городской бедноты и ужаснулся: "Прошел месяц - самый мучительный в моей жизни...", "...городская бедность была для меня нова и непонятна. В Москве нельзя пройти улицы, чтобы не встретить нищих, и особенно нищих, не похожих на деревенских", - признавался он позже "Так что же нам делать?" [Толстой, 1928-1958, Т. 25: 182]. И далее: "Я не мог без раздражения видеть ни своей, ни чужой гостиной, ни чисто барски накрытого стола, ни экипажей, сытого кучера и лошадей, ни магазинов, театров, собраний. Я не мог видеть рядом с этим голодных и униженных жителей Ляпинского дома. И не мог отделаться от мысли, что эти две вещи связаны, что одно происходит от другого" [Толстой, 1928-1958, Т. 25: 191]. Он призвал "просвещенных людей" быстрее помочь жителям городских трущоб, "устранить величайшее зло разобщения".

Библиографы Толстого документируют события этого периода в жизни писателя так: «Работает над статьями "О переписи в Москве", об искусстве. Приступает к написанию трактата "Так что же нам делать?". 20 января. В газете "Современные известия", № 19 опубликована статья "О переписи в Москве". 23-25 января. Участвует в переписи населения Москвы. Январь - апрель. Пишет статью об искусстве в форме

письма к издателю "Художественного журнала" Н.А. Александрову (осталась незавершенной). Первая декада февраля. Едет на некоторое время в Ясную Поляну; замысел трактата "Так что же нам делать?". 26 февраля - 7? марта. Вновь отправляется в Ясную Поляну с сыном Ильей. "Уехал очнуться от ужасной московской жизни", - сообщает А.А. Толстой в письме 4 марта» [Толстой, 1928-1958, Т. 70:286].

Почему же Л.Н. Толстой счел для себя необходимым принять личное участие в этом мероприятии? Отчасти потому, что надеялся привлечь своим авторитетом внимание к переписи, подчеркнуть нужность и надобность каждого горожанина принять в ней участие. Во все времена авторитет публичного человека играл немаловажную роль при проведении масштабных мероприятий.

Л.Н. Толстой попросил учредителей переписи назначить его счетчиком на "участок Хамовнической части, у Смоленского рынка, по проточному переулку между Береговым проездом и Никольским переулком". Для москвичей конца XIX в. эти места были известны как притон самой страшной нищеты - так называемая Ржановская крепость. Вместе с Л.Н. Толстым обходил ночлежников и И.Е. Репин. Под впечатлением от того, что он увидел, Репин выполнил рисунок: "Московская перепись", который ныне хранится в Третьяковской галерее.

Накануне переписи в Москве - 20 января 1882 г. - Л.Н. Толстой поместил в газете "Современные известия" (1882, № 19, 20 января) статью "О переписи в Москве". Она была сопровождена вводной статьей редактора Н.П. Гилярова-Платонова, "уступившего свое обычное руководящее слово к читателю" "почетному и дорогому гостю в нашем издании, графу Льву Николаевичу Толстому" [Лев Толстой и русская печать 1902-1903, 2003: 213]. Писатель взял в редакции газеты 200 экземпляров статьи и заказал еще 500 отдельных оттисков, чтобы раздать их счетчикам, занимавшимся переписью населения.

Внимательно вчитаемся в строки той статьи Л.Н. Толстого, приводимые ниже: "Цель переписи научная. Перепись есть социологическое исследование. Цель же науки социологии - счастие людей. Наука эта и ее приемы резко отличаются от всех других наук. Особенность в том, что социологические исследования (курсив наш. - Н.В.) не производятся учеными по своим кабинетам, обсерваториям и лабораториям, а двумя тысячами людей из общества. Другая особенность та, что исследования других наук производятся не над живыми людьми, а здесь над живыми людьми. Третья особенность та, что цель всякой другой науки есть только знание, а здесь благо людей. Туманные пятна можно исследовать одному, а для исследования Москвы нужно 2000 людей. Цель исследования туманных пятен только та, чтобы узнать все про туманные пятна; цель исследования жителей та, чтобы вывести законы социологии и на основании этих законов учредить лучше жизнь людей. <...> Наука делает свое дело и для своих целей в далеком будущем делает дело полезное и нужное для нас. Для людей науки возможно спокойно сказать, что в 1882 г. столько-то нищих, столько-то проституток, столько-то детей без призору. Она может это сказать спокойно и с гордостью, потому что знает, что утверждение этого факта ведет к тому, что уясняются законы социологии, а уяснение законов ведет к тому, что общества учреждаются лучше. Но что же, если мы, люди не науки, скажем: вы погибаете в разврате, вы умираете с голоду, вы чахнете и убиваете друг друга - так вы этим не огорчайтесь; когда вы все погибнете и еще сотни тысяч таких же, как вы, тогда, может быть, наука устроит все прекрасно. Для людей науки перепись имеет свой интерес; для нас она имеет свое, совсем другое значение. Для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас" [Толстой, 1928-1958, Т. 25: 200].

Статья вызвала широкий резонанс: к вечеру вся Москва знала о воззвании Толстого и обсуждала его на все лады. Одним из первых выразил свое приветствие "вдохновенному обращению Толстого к жителям Москвы, которое, несомненно, укрепит в них силу любви и гуманности", издатель "Недели" П.А. Гайдебуров: «Это не статья, а крик наболевшего сердца, которому совестно, что голодным есть нечего,

а он, барин, роскошествует. <...> Здесь к ней резко отнеслись, многие насмешливо, но большинство сочувственно, хотя, конечно, как к утопии", - отмечает С. Венгеров, предлагавший Толстому напечатать статью в его журнале "Устои"» [Лев Толстой..., 2003: 213]. Откликнулся и журнал "Вестник Европы" (1882, № III): в общественной хронике напечатали "Речь графа Л.Н. Толстого по поводу московской переписи", сравнив ее с речью В. Соловьева в годовщину смерти Достоевского. Журнал "Дело" (1882, № 3) поместил статью историка М.П. Драгоманова "Народ и общество", в которой речь Толстого названа знаменательной. [Лев Толстой..., 2003: 213].

Писатель предлагал воспользоваться переписью для того, чтобы узнать истинные масштабы нищеты в Москве, помочь нуждающимся и, по возможности, оздоровить общество. "Будем записывать, считать, но не будем забывать, что если нам встретится человек раздетый и голодный, то помочь ему важнее всех возможных исследований, открытий всех возможных наук <...> Длиннее, труднее будет перепись, но в бедных кварталах мы не можем проходить людей, только переписывая их, не заботясь о них и не пытаясь, по мере сил и нравственной чуткости нашей, помочь им. Это во-первых. Во-вторых, вот что надо сделать: мы все, не принимающие участия в переписи, давайте не сердиться на то, что нас тревожат; поймемте, что эта перепись очень полезна для нас; что если это не лечение, то это, по крайней мере, попытка исследования болезни, за которую нам надо быть благодарными и по случаю которой нам надо хоть немножко постараться оздоровить себя. <...> Ведь случай единственный: 80 человек энергичных, образованных людей, имея под рукой 2000 человек таких же молодых людей, обходят всю Москву и не оставят ни одного человека в Москве, не войдя с ним в личные сношения. Все язвы общества, язвы нищеты, разврата, невежества все будут обнажены" [Толстой, 1928-1958, Т. 25: 201]. Великий писатель-гуманист обращается в конце статьи с призывом к активным действиям по борьбе с очагами бедности в городах: "всем жителям Москвы, чувствующим себя способными работать для нуждающихся, присоединиться к участкам и, по указаниям! счетчиков, и руководителей, начать деятельность теперь же и потом продолжать ее." [Толстой, 1928-1958. Т. 25: 201].

После участия в московской переписи под влиянием увиденной картины жизни бедноты писатель учредил первое в России негосударственное благотворительное общество по борьбе с таким социальным злом, как пьянство, неоднократно обращался к правительству по поводу ограничений на выпуск винной продукции, вел переписку с российскими объединениями трезвости, известны его публичные выступления в связи с созывом в России антиалкогольного съезда. Об этой деятельности писателя свидетельствует работа В.В. Бонч-Бруевича «Итоги "Согласия против пьянства"» и более позднее исследование Т.Н. Архангельской.

Писатель получил от переписи ответ на давно волновавшие его вопросы. Можно сказать, он нашел выход из своих духовных исканий. "Так вот какие ответы нашел я для себя на вопрос, что нам делать. Первое: не лгать перед самим собой, как бы ни далек был мой путь жизни от того истинного пути, который открывает мне разум. Второе: отречься от сознания своей правоты, своих преимуществ, особенностей перед другими людьми и признать себя виноватым. Третье: исполнять тот вечный, несомненный закон человека - трудом всего существа своего, не стыдясь никакого труда, бороться

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком