научная статья по теме «ТОЛСТЫЕ» ЖУРНАЛЫ В БИБЛИОТЕКАХ РОССИИ ЧИТАЕМ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫВЫПУСК 2-Й Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему ««ТОЛСТЫЕ» ЖУРНАЛЫ В БИБЛИОТЕКАХ РОССИИ ЧИТАЕМ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫВЫПУСК 2-Й»

Ti

«Толстые» журналы ( в библиотеках Росс

Читаем литературно-художественные журн

Выпуск 2-й

Дорогие коллеги, мы продолжаем знакомить вас с материалами Проекта Центра чтения РНБ, журнала «Библиотечное дело» и литературно-художественных журналов. Вашему вниманию предлагается 2-й выпуск, в котором редакции журналов «Новый мир» и «Октябрь» напоминают нам об истории и современной жизни своих изданий.

КАЗАЛОСЬ БЫ, эти журналы не нуждаются в дополнительных рекомендациях, их хорошо знают не только библиотекари, но и широкая публика. Однако кто сможет рассказать о представляемых сегодня журналах лучше, чем люди, которые готовят к изданию каждый их номер?

Мы уверены, что среди читателей будет много тех, кого заинтересуют эти литературно-художественные журналы, их новые произведения и многие авторы. «Новый мир» и «Октябрь» традиционно высоко держат литературно-художественную планку своих публикаций. Давайте заглянем в редакционные портфели этих журналов!

Ваш Центр чтения РНБ.

Контактная информация: e-mail: con-sult@nlr.ru; тел. (812) 710 57 85.

Координаторы проекта: Людмила Валентиновна Глухова, Ольга Сергеевна Либова

Журнал «Новый мир»

Голубая обложка «Нового мира», одного из старейших литературных журналов России, знакома многим читателям.

Журнал, которому скоро предстоит отметить своё 85-летие, выходит в Москве с 1925 года. В 1926 году руководство журналом было поручено критику Вячеславу Полонскому, который быстро превратил новое издание в центральный литературный журнал того

времени. После войны главным редактором стал известный писатель Константин Симонов, а в 1950-м — не менее известный Александр Твардовский. Первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. В 1954 году он был отстранён от руководства, но в 1958 году снова стал

главным редактором. Последующий период в истории журнала неразрывно связан с его именем. Благодаря Твардовскому на страницах журнала смогла появиться небольшая повесть «Один день Ивана Денисовича» рязанского учителя Александра Солженицына, ставшая вехой не только в литературной, но и политической жизни страны.

В 1986 году журнал впервые возглавил беспартийный писатель — прозаик Сергей Залыгин. При нём тираж журнала взмыл на рекордную высоту: два миллиона семьсот тысяч экземпляров (тираж, в сущности, невероятный для литературной периодики и возможный только в эйфории тогдашней «перестройки»). «Чернобыльская тетрадь» Григория Медведева, «Авансы и долги» экономиста Николая Шмелёва... Все подобные публикации давались с большим трудом, но каждая была очередным прорывом, очередным шагом от политики контролируемой «гласности» к подлинной свободе слова. Успех журнала был также связан с публикацией многих ранее запрещённых в СССР книг, таких как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус».

Период републикации запрещённых ранее произведений давно закончился, акцент ныне перенесён на современную словесность. Кроме новинок прозы и поэзии, журнал предлагает рубрики «Из наследия», «Новые переводы», «Философия. История. Политика», «Мир искусства», «Мир науки», «Далёкое близкое», «Опыты», «Литературная критика», «Комментарии», «Рецензии. Обзоры»,

£38?-

^ЭйЙ Библиотечное ДЪЛО

#13 [103] *2009

«Библиографические листки», а также разнообразные обзоры (кино, музыка, телевидение, выставки и др.).

Главным редактором с 1998 года является литературный критик Андрей Василевский, первый заместитель главного редактора прозаик Михаил Бутов. Редакция считает необходимым давать читателям как можно более адекватную и разнообразную картину того, что происходит в российской словесности. Далеко не все происходящие в ней процессы радуют сотрудников «Нового мира». Журнал, стремясь к разнообразию, в то же время не считает необходимым предоставлять свои страницы для всех без исключения точек зрения и литературных экспериментов.

Сегодня толстый литературный журнал — это, так сказать, ковчег малых жанров. Если раньше основу журнала составляли романы, публикующиеся с продолжением из номера в номер, то сегодня роман быстрее выходит отдельным изданием, конкурировать с многочисленными издательствами журналам трудно, да и не нужно. Поэтому журнал переориентировался на «малые» формы — небольшая повесть, цикл рассказов. Но при таком подходе требуется больше авторов, чем раньше. Из-за этого притока новых для журнала писателей «Новый мир» стал более ярким, интересным, но, возможно, и более пёстрым.

Вот достаточно характерный номер журнала за июнь этого года. Четыре рассказа Олега Ермакова (Смоленск) из книги «Арифметика войны» — об афганской войне. Остросюжетная повесть Михаила Назаренко (Киев) «Остров Цейлон», главным героем которого становится Чехов, сходящий с парохода в Коломбо и путешествующий по Цейлону. «Постмодернистская» новелла Натальи Рубановой «Чешуекрылые». Рассказ молодого украинского прозаика Тани Малярчук «Цветка и её я» (перевод Елены Мариничевой). Поэтические подборки Светланы Кековой (Саратов), Бахыта Кенжеева (Канада), Андрея Баранова. Посмертная публикация поэта из Обнинска Валерия Прокошина. Стихотворение Николоза Бараташвили «Мерани» в переводе Максима Амелина, сопровождаемое статьей Максима Амелина «Как объездить Мерани? Опыт нового перевода». Статья Юрия Каграманова «Куда ведёт Америку "ти-

хая революция"» — тихои революцией здесь названа революция образовательная, «мультикультуралистская». Поэт и переводчик Григорий Кружков публикует статью о творчестве поэтов Р. Грейвза и У. Б. Йейтса. Критик Алла Латынина размышляет о том, как выглядит жизнь и творчество Булата Окуджавы в интерпретации Дмитрия Быкова. В рубрике «Художественный дневник Дмитрия Бавильского» можно прочесть о современном композиторе Леониде Десятникове. В этом же номере начинается и новая рубрика — телеобозрение, которое ведёт культуролог Екатерины Сальниковой.

Одной из наиболее заметных публикаций этого лета станут, вероятно, главы из книги Захара Прилепина «Леонид Леонов» (ЖЗЛ). (См. июльский и августовский номера «Нового мира»).

Почтовый адрес журнала «Новый мир»: 127994, ГСП-4, Москва, К-6, Малый Путинковский переулок, 1/2. Редакция журнала «Новый мир».

Тел.: (8-495) 694 08 29.

E-Mail: nmir2007@list.ru

Подписной индекс журнала «Новый мир» в «зелёном» объединённом каталоге «Подписка-2010. Пресса России»: 70636 — для индивидуальных подписчиков и библиотек; 16410 — для предприятий и организаций.

Купить свежий номер «Нового мира» можно и в редакции «Нового мира» (тоже имеются номера 2008, 2007 и более ранних годов).

Сайт журнала «Новый мир»: http://magazines.russ.ru/novyi mi. На сайте «Журнальный Зал» представлены электронные версии номеров «Нового мира» с 1993 по 2009 год.

Журнал «Октябрь»

«Октябрю» — одному из старейших литературно-художественных изданий России — в этом году исполнилось 85 лет.

«Октябрь» возник в 1924 году как орган Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). В его создании участвовали Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев. При этом платформа журнала была достаточно широкой. Многое из напечатанного «Октябрем» стало признанной классикой: поэмы и пьесы В. Маяковского, стихи С. Есенина, Э. Багрицкого, М. Светлова и

А Твардовского, «Чапаев» Д. Фурманова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Школа»

A. Гайдара, рассказы А. Платонова, Ю. Олеши, Л. Добычина и М. Зощенко, «Пётр Первый» А. Толстого, «Емельян Пугачёв» В. Шишкова, «Два капитана»

B. Каверина и «Сын полка» В. Катаева, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Тяжёлый песок» А. Рыбакова, «Реквием» А. Ахматовой, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «Самоубийство» М. Алда-нова, «Псалом» Ф. Горенштейна. Журнал также открыл для российских читателей творчество В. Кормера, С. Довла-това, А. Зиновьева, Л. Филатова и Саши Соколова.

Ещё до принятия Закона о печати «Октябрь» поставил вопрос о независимости прессы и первым в стране был зарегистрирован как независимое издание.

Сегодняшний «Октябрь» ставит своей целью оперативно знакомить читателей с лучшими произведениями современных авторов, достойно представляющих актуальный литературный процесс. Среди них — Андрей Битов и Василий Аксёнов, Анатолий Найман и Людмила Петрушевская, Давид Маркиш и Николай Климонтович, Вячеслав Пьецух и Евгений Попов, Игорь Волгин и Алан Черчесов, Виталий Вульф и Михаил Рощин, Асар Эппель и Валерий Попов, Андрей Геласимов и Олег Зай-ончковский, Бахыт Кенжеев и Владимир Салимон, Юрий Буйда и Михаил Левитин, Андрей Волос и Александр^

#13 [103] *2009 Библиотечное ДТ>ЛО

Иличевский, Алексей Варламов и Олег Павлов, Борис Евсеев и Борис Минаев, Павел Крусанов и Илья Бояшов и многие, многие другие. Впервые опубликованные на страницах «Октября» произведения потом выходят отдельными изданиями, выдвигаются на соискание различных литературных премий (Государственную премию, «Большую книгу», «Букер», «Национальный бестселлер», «Новую пушкинскую премию» и т.д.), часто становятся их финалистами или победителями.

Журнал традиционно уделяет много внимания молодым писателям — как совсем неизвестным, только входящим в литературу, так и тем, кто уже успел о себе заявить талантливыми публикациями. Начинающим авторам журнал отдаёт свой двенадцатый номер, где много лет существует рубрика «Новые имена», произведения уже известных писателей публикует в текущих номерах. Это Алексей Лукьянов, Ильдар Абузяров, Дмитрий

Новиков, Олег Зоберн, Арсений Данилов, Сухбат Афлатуни, Ирина Богатырева и др. Сюда же можно отнести и ежемесячную рубрику «Там, где», в которой молодые авторы-публицисты делятся своими впечатлениями о различных культурных мероприятиях и событиях.

Другие регулярные рубрики — «Близко к тексту» и «Слово о полке» — рассказывают о наиболее интересных книжных новинках, а рубрика Бориса Минаева «Литчасть» следит за основными тенденциями современной театральной жизни.

В рубрике «Путевой журнал» публикуются материалы, посвящённые нашей культурной истории и географии. Рубрика Дмитрия Бака «Сто поэтов начала столетия» рассматривает творчество наиболее инте

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком