научная статья по теме ТРАДИЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА: ЕСЕНИН, ГЁТЕ, ДАНТЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА: ЕСЕНИН, ГЁТЕ, ДАНТЕ»

Филологические науки Литературоведение

Русская литература Литература народов стран зарубежья

Черепенникова М.С., кандидат филологических наук, доцент Литературного института им. А.М. Горького

ТРАДИЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА: ЕСЕНИН, ГЁТЕ, ДАНТЕ

(К 120-летию Есенина и к 750-летию со дня рождения Данте)

Преемственность традиций в изображении жизни и судьбы, природы и времени - является сущностью мировой поэзии. Вершины поэтического осмысления действительности у каждого народа близки на уровне философских базисов, но разнятся на уровне эмоциональных составляющих и форм их выражения, зависящих от духа и реалий эпохи. На примере творчества трёх поэтов: Есенина, Гёте и Данте, отразивших русский, немецкий и итальянский менталитет, проблематика «своего» и «чужого» прослеживается наиболее ярко. В творческом наследии С.А. Есенина важное место занимает эстетико-философское произведение «Ключи Марии». В нём автор ищет следы самостоятельности линий в устремлении духа разных народов, подчёркивая единство мифологических представлений, обусловленное «узловой завязью самой природы», которая, по его мнению, наиболее ярко проявилась в европейской поэтической традиции: «... она жила в Данте, Гебеле, Шекспире и других художниках слова» [Есенин 2005]. Благодаря поездке Есенина в Европу стало очевидно, что «в сферу его эстетических интересов входит Гофман, Гёте, Гейне» [Губин 2005: 17]. Нить к гётевским мотивам есенинского творчества проходит через лермонтовский перевод «Горных вершин» великого немецкого поэта. «Не шуми, осина, не пыли, дорога», - просит лирический герой есенинского стихотворения «Сыпь, тальянка...» [Есенин 1990: 170]. Лермонтовско-гётевские мотивы («Не пылит дорога,/ Не дрожат листы.» [Гёте 1975: 164]) звучат и в стихотворении «Нивы сжаты, рощи голы.» («Дремлет взрытая дорога.» [Есенин 1990: 97]). Философские традиции описания последнего приюта «Горных вершин» развиваются у Есенина на фоне пронзительно-печальных пейзажей русской равнины. Важен не только факт реминисценций, но и тема единения макрокосма-природы с микрокосмом-человека. В унаследованной Есениным русской поэтической традиции данная тема приобрела гётевский колорит со времён Жуковского, Пушкина, Тютчева, Фета и поэтов-любомудров, высоко ценивших философскую лирику великого немецкого поэта.

В цепи преемственности поэтического мастерства, передающегося вне рамок национальной традиции, Гёте отмечал ключевые звенья античности и творчества Данте: «Данте мы считаем великим, но за ним стоят целые века культуры» [Эккерман 1981]. Концепция возвышающей, преображающей любви, разработанная поэтами «dolce stil nuovo» и Данте, опиралась на средневековую итальянскую религиозную поэзию, на светскую лирику трубадуров, на античных авторов и на отголоски восточных поэтик и философий, проникших в Европу с наступлением эпохи крестовых походов. Из «Новой жизни» Данте, поражающей синтезом лирики и аллегории, из его «Божественной комедии» - грандиозного троичного гимна любви к женщине, к родине и к мудрости, Гёте взял не только мотивы духовного странничества, поиска поэтического призвания, эстетику воспевания возлюбленной, но и проторенессанс-

ное стремление к гармонии и симметрии формы. Отголоски творческого наследия Данте, как квинтэссенции итальянской поэтической традиции, нашли отражение в «Римских элегиях» и в «Венецианских эпиграммах» Гёте, вдохновлённых итальянскими путешествиями поэта. Особенно продуктивным для Гёте, а впоследствии и для Есенина, оказался концепт и образ «рая», впервые столь развёрнуто показанный в европейской литературе благодаря великой поэме Данте. В итальянских циклах стихов и в «Фаусте» Гёте воплощал элементы дантовской архитектоники, эстетики и поэтики для передачи «инобытия». Найденная в «Римских элегиях» техника создания идиллического хронотопа карнавально преобразилась в «Венецианских эпиграммах», в которых объектом травестийного смеха стали клерикальные догматы. В творчестве Есенина философский концепт «рая», изначально органически связанный с образами Родины и русской природы («Гляну в поле, гляну в небо,/ И в полях и в небе рай...», а также «...Я скажу: «Не надо рая,/ Дайте родину мою» [Есенин 1990: 1, 91 и 52]), претерпел трансформации. В поэме «Инония» и в связанном с ней поэтическом цикле Есенин преодолевал рамки карнавализации ради философского поиска новых базисов эстетики и веры. В контексте единой творческой парадигмы автор резко перешёл от патриархальных и утопических воззрений к трагическому видению перспектив антиутопии. Прохождение через «ад» и «рай» бытия для Есенина, как и для Данте, было неразрывно связано с исследованием родного языка. Есенинская концепция «заставочных», «корабельных» и «ангелических» [Есенин 1991: 2, 281] форм образа восходит корнями к идее Данте о четырёх уровня прочтения художественного текста. При создании цикла стихов «Персидские мотивы» русский поэт, опиравшийся на древнюю стихотворную традицию Востока, руководствовался принципами близкими по духу Гёте - создателю «Западно-восточного дивана». Объединяющей чертой поэтики Есенина, Гёте и Данте является спасительный и путеводный концепт «Вечно женственного», воплощённый каждым поэтом в связи с духом своей нации и запросами эпохи. Творческое наследие трёх великих поэтов разных стран демонстрирует синтез общечеловеческой проблематики и её индивидуальных преломлений, составляющих цепь преемственности в контексте богатейшей всемирной литературной традиции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аникст А. А. Творческий путь Гёте. - М., 1986.

2. Доброхотов А. Л. Данте Алигьери. - М., 1990.

3. Гёте И.-В. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.1. - М., 1975.

4. Губин А.Б. Есенин в Кёнигсберге//«Балтика», № 3. - Калининград, 2005.

5. Есенин С.А. Полное собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 5. Проза. - М., 2005.

6. Есенин С. А. Собрание сочинений в 2-х томах. - М., 1990-1991.

7. Черепенникова М.С. Гёте и Италия. Традиции. Диалог. Синтез. - М., 2006.

8. Черепенникова М.С. Традиции литературной гётеаны. - М., 2013.

9. Эккерман И.-П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. - М., 1981.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком