научная статья по теме ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XII ВЕКА ОСТРОВА ГОТЛАНД История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XII ВЕКА ОСТРОВА ГОТЛАНД»

С.Я. Васильева

ТРАДИЦИИ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XII века ОСТРОВА ГОТЛАНД

XII столетие - время активных контактов Византии и Западной Европы. В системе этих взаимоотношений Византия выступала стороной, у которой, главным образом, заимствовали идеи, в том числе и художественные1. Данный процесс не обошел вниманием и скандинавские страны, в том числе остров Готланд. Однако остров обладал некоторыми особенностями. Здесь искусство Византии являлось постоянным фактором, существовавшим в художественной жизни на протяжении более длительного промежутка времени, начавшегося задолго до XII столетия. Это подтверждают археологические находки2, памятники живописи и скульптуры. Наиболее полное представление об искусстве Готланда XII в. дает живопись, поскольку она представлена разновременными памятниками, сравнительно неплохо сохранившимися. К первой половине столетия относятся фрагменты расписных досок, обнаруженных в церквах приходов Эке, Сундре и Дальхем. Ко второй половине века принадлежат фресковые ансамбли, сохранившиеся, главным образом, в храмах приходов Гарда и Челлунге.

К сожалению, от XII в. практически не сохранилось письменных свидетельств, содержащих сведения о времени, истории строительства и декорации храмов Готланда. В связи с этим особенную важность для решения всего комплекса историко-художест-венных проблем, связанных с определением места памятника в искусстве и духовной культуре острова XII столетия представляют стилистические и иконографические критерии.

Рассматривая памятники живописи острова, все исследователи, не без основания, связывают их с традициями византийско-русского искусства. Для объяснения столь большой значимости

1 О проблеме византийских влияний в Западной Европе см.: Demus O. Byzantine Art and the West. L., 1970; Kitzinger E. The Byzantine Contribution to Western Art of the Twelfth and Thirteenth Centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1966. Vol. 20. P. 27-48.

2 Специально об этом см.: Janssonl. Situtiationen i Norden och Ôsteuropa for 1000 àr sedan - en arkeologs synpunkter pa fragan om ostkristna inflytanden under missiontiden // Fran Bysans till Norden. Malmo, 2005. S. 37-95.

византийского фактора в художественной культуре острова

XII в., ученые предлагали разные модели реконструкции социокультурной жизни Готланда.

Существует, по крайней мере, три таких модели. Первая была разработана Э. Пильтц3 и Э. Лагерлёфом4. Согласно этой концепции, Готланд в XII в. представлял собой своеобразный «островок Восточной Европы», где существовали русские подворья, работали русские мастера. Эта модель основана на том, что ансамбли панельной живописи выполнены именно последними. Памятники фресковой живописи созданы, по мнению ученых, одновременно, в середине XII в.5 русскими или византийскими художниками. Заказчиками декорации храмов выступали русские общины, подтверждением чему, как считают исследователи, являются сами росписи. Свою концепцию ученые также обосновывают историческими данными о долгих взаимосвязях острова с Восточной Европой и Византией6.

Вторая модель диаметрально противоположна первой. Она предложена Э.А. Гордиенко, которая считает, что фрески церквей Гарда и Челлунге представляют собой «отправные точки двух течений в скандинавском искусстве конца XII - первой половины

XIII в.»7. Иначе говоря, художественная культура Готланда вписывается в скандинавскую историю искусства8. Исследовательни-

3 Важнейшие труды: Piltz E. Zwei russische Kaufmannskirchen auf der Insel Gotland aus dem 12. Iahrhundert // Les pays du Nord et Byzance. Scandinavie et Byzance. Uppsala, 1981. S. 359-406; Idem. Schwedisches Mittelalter und die «Byzantinische Frage» // Konsthistorisk tidskrift. Stockholm, 1981. S. 17-32; Idem. Monuments Byzantins en Suéde du XIIe siècle // Art et Archéologie Communications. Athènes, 1981. P. 939-952; Idem. Det levande Bysans. Stockholm, 1997.

4 Lagerlöf E. Gotland och Bysans. Uddevalla, 1999. S. 72-88; Idem. Gotland och Bysans. Östligt inflytande under vikingatid och tidig medeltid // Frân Bysans till Norden. Malmo, 2005. S. 139-153.

5 Первоначально исследователи относили росписи обоих храмов к концу XII в., однако впоследствии пересмотрели свои взгляды и в последних работах датируют оба ансамбля серединой того же столетия. См.: Piltz E. Det levande Bysans. S. 142; Lagerlöf E. Gotland och Bysans. S. 72-83.

6 Piltz E. Zwei russische Kaufmannskirchen... S. 360-369; Lagerlöf E. Gotland och Bysans. S. 22-37.

7 Гордиенко Э.А. Живопись Гарды и Нередицы в системе византийской, новгородской и западноевропейской культуры второй половины XII - первой четверти XIII в. // Церковь Спаса на Нередице: от Византии к Руси. М., 2005. С. 152.

8 Гордиенко Э.А. Новгород и Готланд. Церкви Кэллунге и Гарды в системе русской, византийской и западноевропейской монументальной живописи // Византийский временник. М., 2003. Т. 62(87). С. 151-169; Она же. Живопись Гарды ... С. 152.

ца считает, что росписи церквей в приходах Гарда и Челлунге выполнены местными, готландскими мастерами на рубеже ХП-ХШ вв. При этом она не отрицает присутствие византийских черт во фресках обоих храмов, объясняя их тесными контактами Готланда и Новгорода, прежде всего торговыми, которые не могли не отразиться на искусстве острова. Панельную живопись исследовательница не рассматривает.

Третья модель занимает промежуточное положение между двумя, описанными выше. Она выстраивается из заключений, сделанных А. Катлером9 и Г. Сванстрёмом10. Ученые предполагают, что в XII в. на Готланде основополагающую роль играла западноевропейская традиция. Об этом свидетельствуют архитектура и скульптура, соответствующие художественным тенденциям Западной Европы. Однако, благодаря особенностям географического положения и исторического развития острова, здесь на рубеже ХП-ХШ вв. возникают очаги русско-византийской культуры. Интересующие нас памятники острова представляют собой, по их мнению, разовое явление, обусловленное стечением определенных исторических обстоятельств. Такого рода памятники могли появляться на острове в течение сравнительно короткого промежутка времени, который Г. Сванстрём ограничивает первой третью XIII в. - периодом, когда, по мнению ученого, были построены русская церковь и храм св. Ларса в Висбю11. Эта концепция основывается на двух положениях: 1) утверждение Г. Сванстрёма о том, что все три группы панельных росписей были заказаны русскими купцами и выполнены во второй половине XII в. одной артелью русских мастеров12; 2) мнения обоих исследователей, что фресковая живопись в Гарде и Челлунге возникла одновременно на рубеже ХП-ХШ вв. и выполнена русскими или византийскими мастерами.

Материалы, накопленные к настоящему моменту, в том числе результаты сравнительного стилистического анализа, проделан-

9 Cutler A. Garda, Kallunge and the Byzantine Tradition on Gotland // The Art Bulletin. 1969. Vol. LI /3. P. 257-266; Idem. Garda, Kallunge and the Byzantine Tradition on Gotland // Byzantium, Italy and the North. Papers on Cultural Relations. L., 2000. P. 391-430.

10 Svahnstrom G. Gotland zwischen Ost und West // Les Pays du Nord et Byzance. Uppsala, 1981. S. 441-467; Idem. Rysk konst fràn Vladimir den helige till Ivan den förskraklige 1000-1550. Uddevalla, 1993.

11 Svahnstrom G. Gotland zwischen Ost ... S. 460-463.

12 Svahnstrom G. Rysk konst... S. 173-176.

ного нами13, позволяют предложить еще одну модель формирования и существования византийского компонента в художественной культуре Готланда.

В настоящее время большинство ученых считает, что расписные доски принадлежали деревянным церквам, так называемым stavkyrka14, которые, судя по наличию данных панелей, стояли на месте нынешних каменных, датируемых XIII в.15 Датировка самих росписей в литературе варьируется от середины 20-х до 50-х годов XII в.16 При этом, временные границы определяются прежде всего археологическими данными. Нижняя обосновывается результатами дендрохронологического анализа, который показал, что некоторые деревья, предназначенные для строительства церкви прихода Эке, были срублены в 20-е годы XII в.17 Верхняя граница определена началом строительства каменной церкви прихода Дальхем, которое согласно результатам углеродного анализа произошло не ранее 50-х годов XII в.18

13 Я хочу выразить глубокую признательность за постоянное внимание и ценные консультации Л.И. Лифшицу и Е.А. Мельниковой, а также А.Д. Щеглову.

14 Распространенная в Швеции, Норвегии и Дании техника строительства деревянных церквей, при которой несущие конструкции храма составляются из вертикально поставленных стоек. В настоящее время практически все исследователи согласны, доски из храмов приходов Сундре и Дальхем составляли внутреннюю обшивку деревянного храма, а панель из Эке являлась частью самой несущей конструкции. Об этом см.: Lagerlöf E. Gotland och Bysans. S. 54-70.

15 Wallenberg B. Gotländska kalkmâlningar // Konsthistorisk tidskrift. Stockholm, 1971. Bd. 40. N 3/4. S. 131-137; Lagerlöf E. Gotland och Bysans. S. 54-72.

16 Первоначально исследователи относили росписи по доскам к началу XIII в., основываясь на том, что панели могли, по их мнению, принадлежать современным каменным церквам, построенным в этот период. Впервые Б. Валлен-берг, сопоставляя живопись по планкам и композицию «Константин и Елена» Софийского собора в Новгороде, предложил более раннюю датировку панельных росписей, а именно 1140-е годы (Wallenberg B. Gotländska kalkmâlningar... S. 131). Возможность еще более ранней датировки живописи по доскам обосновал Э. Лагерлёф, опираясь на последние результаты археологических и химических исследований (Lagerlöf E. Var den medeltida trakyrkan frän Eke en stavkyrka? // Gotlandskt arkiv. 1972, Visby. S. 29-41). Исключение составляет мнение Г. Сванстрёма. Основываясь на сравнении расписных досок с фресками церкви Св. Георгия в Старой Ладоге, пригороде Новгорода (не ранее второй половины XII в.), ученый находит, что они близки по стилю и на этом основании относит время создания готландской живописи по дереву ко второй половине XII в. (Sva

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком