научная статья по теме ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX В»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 9, № 2, 2013, стр. 90-94

ИСТОРИЯ

УДК 2:316.3+398(470.64)

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX в.

© 2013 г. А.Н. Такова1

Работа посвящена изучению традиционной культуры и религии в исторической памяти кабардинцев и балкарцев во второй половине XX в. В статье рассматриваются трансформации в исторической памяти в этот период. Анализируются причины устойчивости исторической памяти в отношении традиционной культуры и религии в условиях господства советских мифологем.

Ключевые слова: историческая память, историческое сознание, традиционная культура, религия, идеология.

Традиционная культура и религия представляют собой социальные институты, крайне медленно подвергающиеся трансформациям. Советский период стал временем целенаправленного воздействия на эти социальные институты, сутью которого было органичное встраивание их норм в формирующееся социалистическое общество. При этом нормы, противоречившие новой системе, подлежали упразднению. Если довоенный период в истории Кабардино-Балкарии характеризовался грубым нажимом, административным давлением в отношении традиционных культурных и религиозных ценностей, то Великая Отечественная война и существенные изменения в государственной религиозной политике способствовали укреплению этих системообразующих компонентов этнического самосознания.

Вторая половина XX в. отличалась особой глубиной и масштабностью преобразований, которые привели к трансформациям в исторической памяти, в том числе в отношении традиционной культуры и исламской религии. Своеобразный духовный ренессанс послевоенных лет происходил на фоне усиления агитационно-пропагандистской работы, посредством которой в общественное сознание внедрялись дифференцированные традиционно-культурные и религиозные представления. Так, шло четкое разделение обычаев и традиций по принципу прогрессивное/реакционное, полезное/ вредное. К прогрессивным народным традициям относили нормы общественной взаимопомощи, в которых усматривалась близость к коммунистическим идеям, куначество, гостеприимство, уважи-

1 Институт гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, 360003, Нальчик, ул. Пушкина, 18, тел.: 8 (8662) 42-46-97, e-mail: sanatakova@yandex.ru

тельное отношение к старшим, к реакционным -умыкание невест, обычай избегания и т.д. Органы власти республики во второй половине XX в. предприняли немало усилий по закреплению в культуре кабардинцев и балкарцев советских мифологем, ее очищению от "вредных" с идеологической точки зрения компонентов.

В отношении исламской религии позиция власти отличалась жесткостью. Посредством пропаганды и агитации у населения формировали исключительно отрицательное отношение к исламу как к чужеродному элементу, навязанному кабардинцам и балкарцам извне, причем насильственным путем. Велась работа по разделению в народном сознании норм традиционной культуры и религии, что шло вразрез с базовыми представлениями, довольно прочно укорененными в исторической памяти кабардинцев и балкарцев. Искусственные попытки разделения национального и религиозного компонентов наталкивались на общественное непонимание, связанное с народными представлениями об их единстве. Так, некоторые компоненты свадебного и поминального циклов (выплата калыма, богатые поминки, деур - обряд "выкупа" грехов покойного посредством раздачи денег и вещей беднякам, долгий траур и т.д.), не имевшие религиозного обоснования, воспринимались кабардинцами и балкарцами как предписания ислама, а заключение брака муллой - как народный обычай. Недаром по сей день обряд заключения мусульманского брака называется у кабардинцев исключительно как "адыгэ нэчыхь" - "адыгский брак", хотя данный ритуал не имеет связи со свадебными традициями кабардинцев. В связи с укорененностью данного представления просветительская работа органов власти, направленная на их искусственное разделение, в

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

91

целом не имела успеха. Республика не ощущала недостатка в публикациях, ожесточенно бичевавших "вредные" пережитки прошлого типа "Ислам - враг науки и прогресса" [1], "Ураза - вреднейший пережиток прошлого" [2], "Реакционная сущность религии" [3] и т.п. Однако единство традиционного и религиозного компонентов в исторической памяти кабардинцев и балкарцев сохранилось практически без изменений до 90-х гг. XX в.

Парадоксально, но наибольшего успеха в деле разделения в историческом сознании кабардинцев и балкарцев данных компонентов добились именно религиозные деятели республики. Перестроечный период и начало 1990-х гг. ознаменовались крахом советской идеологической системы, дезориентацией населения, поисками новых форм самоидентификации этносов. Мощный общественный порыв был направлен в эти годы и в сторону религии. Однако духовенство республики в силу разных обстоятельств оказалось неспособным удовлетворить его. Поэтому религиозный вакуум заполнился несвойственными кабардинцам и балкарцам идеями. Их носителями являлись молодые образованные люди, прошедшие специальное обучение в исламских учебных заведениях за границей, а также прибывшие в республику репатрианты. Именно от них впервые прозвучала резкая критика религиозных реалий республики, и в первую очередь национальных напластований, не имевших никакого отношения к предписаниям ислама, а иногда и противоречащих им.

Симптомом начала перемен середины 1980-х гг. можно считать активизацию молодежи в религиозной сфере [4, с. 91]. В условиях идеологического вакуума и дезориентации значительной части населения проповедники "чистого" ислама нашли свою нишу главным образом в молодежной среде, для которой они стали безусловными авторитетами. "Молодые мусульмане" претендовали на роль носителей "истинного" ислама. Идеологические споры в среде исламского духовенства привели к формированию глубокого конфликта, развитие которого имело известные трагические последствия. В сфере исторического сознания данный конфликт стал водоразделом между большей частью республиканского социума, сохранившей присущий советскому времени религиозный инфантилизм, и радикально настроенной частью религиозной молодежи, которая пыталась на практике воплотить исламскую альтернативу.

Рассмотрим причины, обусловившие достаточно полное сохранение в исторической памяти кабардинцев и балкарцев традиционных норм и религиозных представлений во второй половине XX в. Народные традиции и религия лучше всего

сохраняются в сельской местности. Поэтому высокий процент сельских жителей в общей структуре населения, по преимуществу мононациональный его состав способствовали более полному сохранению норм традиционной культуры и религии и их успешной трансляции следующим поколениям. Так, по результатам переписи населения 1959 г. в КБАССР проживало 200 634 кабардинца, из которых жители города составляли лишь 14%, сельской местности - 86%; балкарцев - 35 249 человек, по 15% и 85%, соответственно [5, с. 300-310.]. В последующие годы у кабардинцев и балкарцев отмечалось медленное увеличение доли городского населения, однако и по сей день она не превосходит долю сельского.

Географическая близость сельских населенных пунктов к городам, отсутствие в структуре населения значительной группы горожан, полностью порвавших связи с селом, традиционно крепкие родственные узы - все эти факторы придавали устойчивость рассматриваемым компонентам исторической памяти. Неудивительно, что ни одно важное событие в жизни сельчан не обходилось без участия духовного лица, чаще всего незарегистрированного самоучки, исполнявшего религиозные требы жителей того или иного сельского населенного пункта.

Значительное место в атеистической работе во второй половине XX в. заняло внедрение в общественный быт кабардинцев и балкарцев новых советских обрядов. Для обеспечения руководства этой работой на местах создавались специальные обрядовые комиссии, куда входили представители партийных и комсомольских организаций, журналисты, работники культуры, сотрудники бюро записи актов гражданского состояния, военкоматов и учреждений здравоохранения. На специальных собраниях члены обрядовых комиссий обсуждали сценарии проведения свадеб, похорон, имянаречений, утверждали содержание обрядовых текстов. В их функции входила разработка гражданских ритуалов обрядов и праздников, а также контроль над их проведением. Авторы новых обрядов осознавали необходимость придания им "нейтральной" направленности, чтобы верующие не видели препятствий для участия в них [6]. Форма праздников нередко оставалась национальной, а содержание являлось социалистическим, освобожденным от религиозного влияния. Для этого была проведена работа по популяризации "прогрессивных" народных обычаев, о которых упоминалось выше. Однако результат этого направления идеологической работы не привел к ожидаемым результатам - замены национально-религиозной обрядности на советскую, социалистическую не произошло. Тем не менее ряд новых советских обрядов прочно вошел

92

А.Н. ТАКОВА

в общественную практику и стал фактически частью культурной традиции кабардинцев и балкарцев. Так, гражданские похороны оказались вполне совместимыми с традиционными, а торжественная регистрация брака во Дворцах бракосочетания вовсе не отменила регистрацию брака муллой.

Отчеты уполномоченного по делам религиозных культов в КБАССР свидетельствуют о наличии во второй половине XX в. во всех населенных пунктах устойчивых групп верующих, двух-трех служителей культа, зданий, используемых в религиозных целях. Ввиду того что важнейшим компонентом традиционной культуры кабардинцев и балкарцев было уважительное отношение к старшим, ценности этой социальной группы оказывали заметное влияние на другие, тем самым способствуя успешной трансляции исторической памяти. Интересно отметить упоминание в архивных источниках того факта, что практически во всех сельских населенных пунктах имелись культовые здания, в большинстве своем официально зарегистрированные в качестве кладбищенских помещений для хранения погребального инвентаря, которые чаще всего использовалис

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком