научная статья по теме ТРАДИЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 1993-2010 ГГ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В 1993-2010 ГГ»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 9, № 2, 2013, стр. 95-99

ПОЛИТОЛОГИЯ

УДК 930.85

ТРАДИЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В 1993-2010 гг.

© 2013 г. А.С. Халилова1

Исследование посвящено выявлению места и роли традиционного наследия в культурной политике Республики Дагестан в 1993-2010 гг. Определены содержание понятия "традиционное наследие" и сферы его применения. Выделены нематериальные и материальные виды культурного наследия и конкретные способы их интеграции в политику региона. Подчеркнута адаптационная роль традиционного наследия Дагестана в процессе его вливания в мир "большой культуры" России.

Ключевые слова: Дагестан, традиционное наследие, культурная политика, самоидентификация, интеграция, Россия.

Модернизация и универсализация всех сфер жизни общества привели к невосполнимой утрате ряда культурных ценностей, вызвав дискуссию о необходимости сохранения и возрождения традиционного наследия. Сегодня в науке нет определенного мнения о том, что из достижений человечества сможет "служить надежным ориентиром в мире высоких скоростей и относительных ценностей" [1, с. 3]. Тем не менее во многих регионах страны традиции продолжают сохранять определенную значимость, особенно в Дагестане, являющемся малой родиной более чем 2 тыс. народностей и национальных сообществ, обладающих солидным багажом неповторимого традиционного наследия. Раскрывая проблему встраивания традиционного наследия в культурную политику Республики Дагестан (РД) в 1993-2010 гг. и его использования в качестве механизма поддержания стабильного развития региона, отметим, что реально определять содержание культурной политики руководство республики смогло лишь после принятия Конституции РФ, обозначившей ее суверенный статус. Имеющийся материал позволил выявить степень вовлечения традиционного наследия в полотно культурной жизни Дагестана лишь до 2010 г., что и стало верхней временной рамкой исследования.

В науке к традиционному наследию принято относить два пласта достояний - нематериальное культурное наследие (НКН) и национальную материальную культуру (НМК), которые делятся на

1 Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, 367030, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Ярагского, д. 75, тел.: (8722) 62-0662, e-mail: kadja.ol@mail.ru

ряд составляющих. Поэтому роль и значение традиционного наследия в формировании культурной политики РД 1993-2010 гг. целесообразно рассматривать в соответствии с предложенной классификацией.

Содержание термина "нематериальное культурное наследие" было определено Международной конвенцией "Об охране нематериального культурного наследия", принятой 17 октября 2003 г., как "обычаи, формы, представления и выражения, знания и навыки... инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и... отдельными лицами в качестве части их культурного наследия" [2]. Соответственно, проявления НКН наблюдаются в следующих сферах: устные традиции и формы их выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

В РФ вопрос о сохранении этого пласта культуры на государственном уровне стал подниматься с 2008 г. Правительством была разработана "Концепция сохранения и развития национального культурного наследия народов Российской Федерации на период 2009-2015 гг." [3, с. 246]. При этом реальная деятельность руководства РД по охране памятников традиционной культуры началась задолго до ее появления. В начале 1990-х гг. представители интеллигенции республики подняли вопрос о сохранении художественных традиций в народном искусстве Дагестана. На проведенной по данной проблеме научной конференции было отмечено их неблагополучное состояние, а также утеря ряда ви-

96

А.С. ХАЛИЛОВА

дов и техник ремесленного производства в Дагестане. Подчеркивалось, что ранее работы дагестанских умельцев неоднократно пользовались успехом на международных художественных выставках. В резолюции участники рекомендовали руководству РД "при разработке комплексной программы перспектив развития традиционного искусства до 2005 года в качестве основных пунктов включить: восстановление утраченных ремесел; разработку положений о "Школе юного мастера"; проведение каждые два года выставок изделий дагестанских мастеров" [4]. Все рекомендации были приняты Министерством культуры РД, и сегодня можно констатировать явное улучшение состояния традиционных видов декоративно-прикладного искусства Дагестана (ДПИД). Для стимулирования этой отрасли ежегодно проводятся выставки-продажи изделий дагестанских мастеров, пользующихся популярностью у населения, а также организованы специальные магазины по продаже изделий ДПИД.

Первым реальным шагом по сохранению НКН стала разработка в 1993 г. Министерством по делам национальностей РФ "Программы по поддержке соотечественников, проживающих за пределами своих национальных образований", призванной решать проблемы сохранения и включения в современную культурную политику НКН. Основным объектом этой программы считался Северный Кавказ как территория расселения массы народов, обладающих самобытной культурой. Для ее выполнения в РД были намечены "регулярное проведение мероприятий по поддержке общественно-культурных центров дагестанских соотечественников на местах проживания, фестивалей народного творчества. Организация выставок, гастролей театров, творческих коллективов, а также иных акций подобного рода, направленных на сохранение и развитие дагестанской культуры" [5]. Таким образом, НКН Дагестана оказалось под контролем со стороны руководства республики. "Внимание к национальной традиционной культуре, наследию дагестанских народов, богатейшему фольклору и декоративно-прикладному искусству всегда было и остается важным направлением в работе Министерства культуры Республики Дагестан", - отмечала министр культуры РД З.З. Сулейманова [6, с. 57]. Ежегодно коллективы 11 театров, а также более 10 концертных организаций дают около 2000 спектаклей и 600 концертов, собирая более 500 тыс. зрителей. Это способствует приобщению населения к НКН, объединяет его и приучает к взаимному уважению, столь свойственному дагестанскому менталитету. Сохранению традиционной вокально-хореографической культуры сопутствует создание муниципальных фольклорных творческих коллективов народов Дагестана

и обеспечение деятельности возникших еще в советский период групп, передающих из поколения в поколение самобытную вокально-хореографическую культуру своего этноса и уникальные образцы традиционного костюма, исполнения на национальных инструментах, праздников национальной культуры.

Однако наличие деструктивных элементов среди населения приводило к осложнению этнополи-тической ситуации в республике. Для повышения уровня патриотизма у молодежи, разрядки межэтнической напряженности и формирования общедагестанской идентичности Министерством культуры и руководством РД проводились мероприятия с использованием богатого опыта художественных традиций и НКН народов РД. Их интеграция в современную дагестанскую культурную политику дала заряд огромной воспитательной ценности и нравственный ориентир для молодежи в формировании гражданского мировоззрения и духовно-патриотических позиций. Учреждениями культуры проводились тематические вечера, клубные гостиные и уроки, а также другие акции, направленные на поэтапное знакомство с историей и традиционной культурой республики, развитие традиционной культурной среды в селах и небольших городах на основе фольклорного материала. Особое значение имел организованный Институтом языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра РАН сбор народного фольклора [7]. С другой стороны, НКН активно используется в работе культурно-досуговых учреждений с семьями в виде фестивалей семейного творчества, чествований супружеских пар-юбиляров, проведения семейно-бытовых обрядов в соответствии с традиционной культурой народов Дагестана. Ярким примером является ежегодный Республиканский фестиваль "Семья Дагестана", который предваряют районные праздники семейного художественного творчества. Сегодня в республике насчитывается более 100 творческих семейных союзов. Они во многом способствуют сохранению национальной культуры, преемственности духовно-нравственных ценностей. "Семейные творческие коллективы поют на всех языках Дагестана. Совместный опыт выступлений многих из них насчитывает по 50 и более лет... К ним принадлежат ансамбли из Ахтынского, Магарамкентского, Лакского, Бабаюр-товского, Сергокалинского, Цунтинского, Чародин-ского, Левашинского, Докузпаринского, Акушинс-кого, Карабудахкентского районов и Бежтинского участка... Семейные союзы - школа преемственности поколений, где дети учатся на примере родителей и близких родственников любви и уважению

ТРАДИЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ

97

к духовно-нравственным, культурным традициям своего народа" [8].

Политика глобализации и социальные преобразования актуализировали проблему сохранения НКН и использования его культурно-исторического опыта, являющегося наиболее верным способом для консолидации созидательных сил нашего общества. Ученые подчеркивают, что "суть духовного культурного наследия в том, что оно передается живыми людьми и воспринимается также живой аудиторией... оно всегда должно оставаться живым в контексте современности, сохранять свой созидательный творческий характер" [9, с. 169]. О крайней необходимости развития национальных культур народов России, включая поддержку фольклорного искусства, было заявлено в 2010 г. и в Послании Президента РД М.М. Магомедова Народному собранию Республики Дагестан. В частности, он подчеркнул, что "мы должны сохранить все ценное, что составляет дагестанскую культуру, национальные языки, традиции и обычаи, народное творчество, памятники истории и духовное наследие. Это очень важно" [10].

Послание Президента РД заостряет внимание еще на одном компоненте НКН - национальных языках. В Дагестане

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком