научная статья по теме ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ МОРДОВСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ СИБИРИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ МОРДОВСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ СИБИРИ»

R. Kleinbach, L. Salimjanova. Kyz ala kachuu and adat: non consensual bride kidnapping and tradition in Kyrgyzstan

Keywords: non-consensual bride kidnapping, non-consensual marriage, adat, Kyrgyz

traditions, women rights, family, Kyrgyzstan

The position of Kyrgyz adat (traditional customary law) on the practice of non-consensual bride kidnapping in Kyrgyzstan has not been documented nor is there a consensus among the ethnic Kyrgyz on whether or not nonconsensual bride kidnapping is a Kyrgyz 'tradition'. This paper provides a review of the historical and ethnographic evidence regarding the frequency and appropriateness (according to Kyrgyz adat) of non-consensual bride kidnapping in traditional Kyrgyz society before the political, economic and social changes of the Soviet period. The evidence presented by this research discredits the widely held belief in Kyrgyzstan, that non-consensual kidnapping is a Kyrgyz adat tradition that was widely practiced with general social approval in ancient times. The information provided in this paper can be used by educators, legislators and the media to demonstrate that non-consensual kidnapping is not legitimated by pre-Soviet Kyrgyz adat tradition.

ЭО, 2011, № 3 © Л.Н. Щанкина

ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ МОРДОВСКИХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ СИБИРИ

Ключевые слова: мордва, система жизнеобеспечения, традиционная культура, материальная культура, поселения, жилище, обряды, связанные с жилищем, помочи

В статье впервые рассматривается традиционное жилище мордовских переселенцев в Сибири. Основу статьи составляет полевой материал, собранный в 2003-2009 гг. в населенных пунктах, где преимущественно проживает мордовское население.

Мордва относится к этносам со сложной этнической историей и самобытной культурой. Одной из особенностей этнокультурного развития мордовского народа является широкая география его расселения, предполагающая дисперсный и чересполосный характер.

Жилище мордвы, находящейся в иноэтнической среде, прошло несколько этапов развития. Начальный связан с выбором территории (если это касается необжитых территорий); переходный - с поиском наиболее приемлемого постоянного жилища; завершающий - с разработкой формы дома, которая совершенствуется в течение какого-то времени и в итоге становится традиционной в новом месте обитания. В настоящее время все больше усиливается доминирующее влияние на мордву культур разных национальностей. Это прослеживается на всех уровнях жизнедеятельности мордвы, в частности и в жилище. Поэтому в наши дни задача состоит в изучении и сохранении богатейшего культурного наследия, оставленного нашими предками, так как этнокультурные процессы эволюционируют, многие элементы национальных культур находятся на грани исчезновения, сокращается число их носителей.

Мордва - крупнейший народ финно-угорской языковой семьи в Российской Федерации. Однако в ходе исторического развития мордва широко расселилась по всему

Любовь Николаевна Щанкина - кандидат исторических наук, докторант Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: schanckina@yandex.ru

Среднему Поволжью, Заволжью, Сибири и др. В настоящее время в границах Республики Мордовия проживает треть мордовского населения страны. Выбор территории Сибири для этнографического изучения был обусловлен тем, что до сих пор история переселения, материальная и духовная культура мордовского населения этого региона не изучена и представляет несомненный научный интерес.

Хронологические рамки работы охватывают конец XIX - начало XXI в., что вызвано прежде всего состоянием источниковой базы по нашей теме. Верхняя граница исследования обусловлена тем, что использовались материалы, собранные от информантов, так как именно они сегодня являются носителями, хранителями знаний и практических навыков по традиционной культуре.

Мордовское население в Сибири появилось в связи с переселенческим движением из районов исконного его расселения. До отмены крепостного права в 1861 г. мордва мало принимала участие в переселенческом движении в Сибирь. К этому времени лишь незначительные по численности группы проживали в Томской губ. (около 1 тыс. чел.). Основная же масса мордвы обосновалась в этом районе, вероятно, после 1852 г., когда было разрешено официальное переселение в Томскую губ. (Козлов 1960: 27). По переписи 1897 г., мордовское население, рассеянное по 22 губерниям Российской империи, насчитывало 1023 тыс. чел., в том числе на территории Сибири - 21 009 чел. Мордва селилась главным образом в Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерниях (96,2% всего мордовского населения Сибири) (Разживин 1975: 152). Действительные размеры миграции из Мордовии и губерний, часть уездов которых позднее вошла в ее состав, были более значительными, поскольку не уточнено количество самовольных переселенцев и ходоков, которые, подыскав землю, не возвращались на родину.

В переселенческом движении в Сибирь можно выделить несколько заметных периодов, или волн: 1) конец XIX - начало XX в. до 1904 г., вступления страны в русско-японскую войну, 2) столыпинская волна - с 1906 по 1911 г., 3) послереволюционная 1920-1922 гг., вызванная голодом в Европейской части России после гражданской войны, 4) вторая половина XX в. - связана с образованием промышленно развивавшихся городов и освоением целинных и залежных земель.

Поселения, жилище мордовского населения в Сибири не были объектом специального изучения. Основными источниками для исследования этого вопроса явились полевые материалы, собранные в экспедиционных поездках 2003-2009 гг. (Кемеровская, Иркутская, Омская, Томская, Новосибирская, Тюменская области, Забайкальский край, Республика Хакасия).

Материальная культура каждого народа отражает основные черты его жизнедеятельности и национальной специфики, обусловленные историческими, социально-экономическими и природно-географическими факторами. Социально-экономическое развитие общества, процессы урбанизации и перестройки быта, влияние смешанного расселения народов приводят к существенной стандартизации и унификации материальной культуры, стиранию этнической специфики (Арутюнов 1980: 63).

Для мордовского населения Мордовии был характерен приречный тип заселения. Стремление обосноваться вблизи рек объяснялось особенностями хозяйственной деятельности. Речные долины привлекали население своими плодородными почвами, лугами для сенокосов, водоемами для рыбной ловли и в качестве водопоя для домашнего скота. Кроме того, на реках строили водяные мельницы, а сами они служили удобными путями сообщений. Это подтверждается разными данными. Например, "в Кадомских дозорных книгах Афанасия Нармоцкого да подьячего Макара Внукова (1614) г. написано: деревня Теньгушево на речке на Ведяже, под нею ж река Мокша, всего живущих пашенных 16 дворов" (Ежова 1960: 213).

Для мордовских поселений Сибири также характерно приречное топографическое расположение. Они находятся на берегах крупных рек (села Камышенко, Чере-мушкино в Алтайском крае и др.) или в долинах небольших рек, ручьев, балок (села Долженково, Саянск в Красноярском крае; села Борисово, Пещерка, Малый Калтай в Алтайском крае и др.) (Никонова, Щанкина 2007: 169). Такой выбор не случаен, поскольку население полностью обеспечивалось водой не только для питья, но и для хозяйственных нужд.

Поселения мордвы располагались также вблизи действующих ключей, где совершались различные обряды. К примеру, пос. Родниковый Ленинск-Кузнецкого р-на Кемеровской обл. окружен несколькими родниками, и по традиции в засушливые годы там служили молебны о дожде. Множество молений о дожде было зафиксировано в ходе экспедиций по мордовским населенным пунктам Мордовии (Шерстобитова, Щанкина 2010).

Часто историю заселения и этнический состав жителей отражают наименования населенных пунктов. Отмечены названия селений, связанные с именами и фамилиями первых мордовских поселенцев. К примеру, с. Гавриловка Новокузнецкого р-на Кемеровской обл. основано Гавриловым из с. Пичпанда Зубово-Полянского р-на; с. Нико-лаевка Новокузнецкого р-на Кемеровской обл. основал Николай из с. Лемдяй Старо-шайговского р-на. Мордовский пос. Павловка Ленинск-Кузнецкого р-на Кемеровской обл. назван по фамилии первых поселенцев Павловых из Кочкуровского р-на. Д. Тав-лы Зырянского р-на Томской обл. основана мордовскими переселенцами из с. Тавла Кочкуровского р-на Мордовии (в настоящее время проживает всего одна семья).

Мордовские поселения подразделяются на деревни, села, поселки. Ныне многие переселенцы проживают в районных центрах, городах. Первоначально мордовское население селилось компактными группами, но сегодня исследуемые населенные пункты - смешанные, большинство из них русско-мордовские. К примеру, с. Кайба-лы Алтайского р-на Республики Хакасия, по словам П.М. Кирдяшкиной, условно разделяется на две части: одна, где проживает русское население, называется русской, а вторая - мордовская (Мокша пи, Мордовский край). В с. Краснополье Алтайского р-на Республики Хакасия мордовское население проживает на ул. Мира, которую все местные называют Мордовской улицей. В с. Покровке Сорокинского р-на Тюменской обл. одна часть села называется Мордовский край, а другая - Собачеевка, где живут украинцы. Все жители разговаривают как на мордовском, так и на украинском языках. Часть с. Сростки Бийского р-на Алтайского края также именуется Мордва; в с. Борисове Залесовского р-на Алтайского края та часть, в которой проживает русское население, называют Сибирь-кя, другая часть села носит мордовское название Тона бока ("Та сторона [деревни]"); еще одна часть Борисова носит название, производное от фамилии ее первых жителей, - Кашкала (Никонова, Стрижова 2007: 18). В с. Новорос-сийке Нововаршавского р-на Омской обл. традиционное деление населенных пунктов на "концы", или "края", где селились жители различного происхождения, появилось лишь к концу XX в.

По типу планировки мордовские селения Мордовии и Сибири подразделяются на беспорядочные и уличные. Древним, как и у других народов, является первый. В нем выделяются кучевой (распространен у мокши, жившей на родине преимущественно в лесн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком