научная статья по теме ТРАДИЦИОННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В КОНТЕКСТЕ КОЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ Биология

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В КОНТЕКСТЕ КОЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ»

УДК 911.3

ТРАДИЦИОННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ В КОНТЕКСТЕ КОЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

К. Л. Никитчук, ассистент Биологического института, Национальный исследовательский Томский государственный университет, skl223@yandex.ru

В статье рассмотрен новый подход в развитии концепции коэволюции с учетом национально-региональной компоненты. Основная роль уделяется коренным малочисленным народам, а именно их традиционной и этнической культуре. В качестве инструмента предлагается использование традиционных экологических знаний. Их исследование предполагается на двух уровнях: традиционное природопользование и мировосприятие коренных малочисленных народов. Доказывается, что их применение, распространение традиционных экологических знаний необходимо проводить для каждого региона в отдельности.

The article considers a new approach to the development of the concept of co-evolution taking into account national and regional components. The main focus is on indigenous ethnic groups, namely their traditional and ethnic culture. The use of traditional ecological knowledge is suggested as a means for investigation. The research into this topic is recommended at two levels: the traditional environmental management and the philosophy of life of indigenous ethnic groups. It is proved that individual regions require individual approaches.

Ключевые слова: коэволюция, традиционные экологические знания, коренные малочисленные народы.

Keywords: co-evolution, traditional ecological knowledge, indigenous people.

Введение. Для предотвращения наступления экологического кризиса необходим поиск новых путей взаимодействия общества и природы. На наш взгляд, актуальным здесь становится применение концепции коэволюции, т. е. совместной эволюции человека и биосферы с учетом национально-региональной компоненты каждого региона в отдельности.

Ответственное и бережное отношение к природе лежит в основе этнической и традиционной культуры коренных малочисленных народов. Поэтому теорию коэволюции человека и природы целесообразно рассматривать на основе экологических аспектов сосуществования и взаимодействия этносов с окружающей средой, где каждый этнос устанавливает собственные своеобразные отношения с географической средой и ландшафтной сферой своего ареала и, как результат, участвует в прогрессивном общественном развитии человечества, при этом поддерживая контакт с природой [1]. В своей работе В. В. Рудский и В. И. Стур-ман отмечают, что проблема устойчивого развития конкретного региона может быть решена только в том случае, если к ней будут подходить с позиций мировосприятия этноса, его культурного и природного наследия, который проживает на данной территории, при этом весьма осторожно используя опыт других стран и народов. Они объясняют это тем, что, во-первых, повышается роль территориального, комплексного аспекта в природопользовании, а территория рассматривается наиболее широко — как совокупность экономических, социальных, культурных, духовных, экологических и других особенностей, конкретизированных в пространственно-временном отношении; во-вторых, подчеркиваются духовные, культурные начала в решении проблем природопользования, бережное отношение к традициям природопользования, опыту других народов и прошлых цивилизаций, а значит, необходимость оценок рационального природопользования каждого народа и цивилизации только с учетом исторического и духовного опыта его развития [2].

В качестве инструмента в развитии концепции коэво-люционного развития общества и природы могут выступать традиционные экологические знания коренных мало-

численных народов, роль которых была отмечена еще в 1992 г. во время проведения в Рио-де-Жанейро конференции ООН по окружающей среде и развитию. В 1994 г. в Рейкьявике состоялся первый семинар по их внедрению, результаты которого были отражены в отчете «Традиционные знания» [3]. В данной статье под «традиционными экологическими знаниями» понимаем знания об окружающей среде, проистекающих из опыта традиционной культуры и природопользования определенной группы коренного населения, чьи образ жизни и практическая деятельность тесно связаны с использованием ресурсов живой природы. Как видно из определения, эти знания охватывают различные способы восприятия окружающего мира: от потребительского до осязаемого [4].

Методология исследования. В настоящее время Международным Союзом Охраны Природы выделено 5 признаков «ощутимых благ традиционных экологических знаний»: 1) они могут давать новое экологическое понимание; 2) правила, разработанные для управления ресурсами и усиленные социальными и культурными нормами, позволяют использовать их как основательный управленческий инструмент; 3) применение знаний может быть эффективным в управлении особо охраняемыми природными территориями, когда их структура позволяет продолжать традиционное природопользование и при этом получать пользу от охраны природы, а также в экологическом образовании; 4) коренные народы своими знаниями о ресурсах и природных системах способны повысить возможность более успешного развития особо охраняемых природных территорий; 5) традиционные экологические знания о местных ресурсах полезны при оценке воздействия на окружающую среду [5].

На сегодняшний день мировыми лидерами в изучении и распространении традиционных экологических знаний являются Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия [6], в Российской Федерации — полуостров Таймыр и республика Саха (Якутия).

На наш взгляд, данный опыт необходимо применить для Томской области, во-первых, по причине того, что она является одним из стратегически важных регионов мирового масштаба, влияющая на сохранение глобального гомеостаза планеты, так как на ее территории расположена большая часть Васюганского болота, ценность которого заключается в понижении парникового эффекта на Земле; а также в недрах региона сосредоточены богатейшие

ресурсы углеводородного сырья, железные руды, торф и другие полезные ископаемые, важность которых возрастает в связи с истощением ресурсов не только в Российской Федерации, но и в мире. Во-вторых, из-за интенсивного индустриального освоения Томской области, не соответствующего особенностям биосферы, на территории региона постепенно загрязняется водная акватория и атмосферный воздух; разработка, добыча месторождений углеводородов и их транспортировка ведут к негативной трансформации ландшафтов; отмечается снижение плодородия почв; сокращаются площади лесных угодий.

Следовательно, использование в современных условиях опыта коренных малочисленных народов, проживающих на территории Томской области (селькупов, хантов, эвенков), крайне необходимо для перехода на экологически устойчивое развитие региона. Для этого следует провести комплексный анализ по изучению, распространению и применению традиционных экологических знаний с последующей разработкой и внедрением мер по сохранению природной среды на основе этнокультурной специфики местности, тем самым предполагающий переход к коэволюционному развитию общества и природы в регионе.

Отношение человека к природе в данном контексте, на наш взгляд, необходимо рассматривать с позиции традиционного природопользования коренных малочисленных народов Томской области. Как отмечает в своей работе Б. И. Кочуров [7], целостный анализ природопользования целесообразно проводить в рамках территориальных и географических систем, позволяющих охватить все процессы жизнедеятельности человека. Исходя из этого, исследование взаимодействия человека с окружающей средой предполагается изучить с учетом двух уровней.

Таблица

Уровни исследования взаимодействия человека с окружающей средой

Уровень Тип исследования Результат

Первый уровень Второй уровень Традиционное природопользование Система восприятия природы в духовном пространстве Рассмотрение форм производства, хозяйственной, промысловой деятельности Изучение мифологии, традиций, табу (запретов) и других видов

100

Экономическая и социальная география

№ 1, 2015

Заключение. Таким образом, анализ современного состояния системы традиционного природопользования, мировосприятия коренных малочисленных народов томского Севера, позволит не только подтвердить уникальность сохранения этносов и их культуры, но и послужит вкладом в сохранение окружающей природной среды на территории региона. Полученные традиционные знания могут быть использованы при проведении мониторинга популяций животного мира, для сохранения их видового разнообразия, с целью организации рациональной охоты (определение сроков, видов, объемов добычи животных); для разработки практических рекомендаций по созданию и управлению особо охраняемыми природными территориями; при распределении земель для осуществления хозяйственной де-

ятельности (лесозаготовительные работы, сбор дикоросов в промышленных целях и т. д.); для применения и распространения полученных знаний в образовательной практике, внедрение которых, на наш взгляд, позволит сформировать экологическую причастность к существующим проблемам, и, как результат, будут являться ключевыми в эколого-просве-тительской деятельности на основе яркого примера сопричастности человека с природой.

Анализ традиционных экологических знаний коренных малочисленных народов позволяет описать замкнутый цикл «природа—человек—общество», тем самым актуализировав проблему личной экологической ответственности каждого человека перед окружающей его средой на пути к коэволюционному развитию общества и природы.

Библиографический список

1. Гумилев Л. H. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоздат, l99C. ЗЗ с.

2. Рудский В. В., Стурман В. И. Основы природопользования: учебное пособие для студентов вузов. M.: Аспект Пресс, 2CC7. 27l с.

3. Burgess P. Traditional Knowledge I Council Indigenous Peoples Secretariat. Copenhagen, l999. P. ll8.

4. Проект ÏPOOHIreô «Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия на территории полуострова Таймыр, Poccия: поддержание взаимосвязи ландшафтов» I [Электронный ресурс]. Peжим доступа: http:II www.ethnoexpert.ruIruIundp-taimyr.html.

5. Мурашко О

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком