научная статья по теме Традиционные методы воспитания как элемент семейно-бытовой обрядности айнов О. Сахалин Науковедение

Текст научной статьи на тему «Традиционные методы воспитания как элемент семейно-бытовой обрядности айнов О. Сахалин»

Осипова М.В., соискатель Дальневосточного государственного гуманитарного университета

ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ ОБРЯДНОСТИ АЙНОВ О. САХАЛИН

Сегодня в новой образовательной политике одной из важнейших идей обозначается идея поликультурности и поликонфессиональности, внедряется мысль о стратегической важности повышения этнокультурологической компетентности людей, целесообразности разработки программ и курсов, способствующих воспитанию межэтнического общения, ознакомления населения и, прежде всего детей и молодежи с традициями своего и других народов.

В этом контексте стоит упомянуть о тех традициях и обрядах семейно-бытовой сферы жизни одного из древнейших коренных малочисленных народов Дальнего Востока - айнах, которые до середины ХХ века населяли остров Сахалин и регион Нижнего Амура.

В ряду компонентов этнической культуры любого народа наиболее маркирующей является духовная среда, включающая в себя обряды и обычаи, относящиеся к обрядам семейного цикла. Они по праву считаются устойчивым элементом жизнедеятельности этноса, сопровождая человека всю его жизнь. Обряды и обычаи семейного цикла, в отличие от промысловых обрядов, относительно мало зависят от изменений в технологии производства, являясь средством традиционной информации, отмечая собой основные вехи становления, развития и изменения социального статуса как самого индивида, так и этноса в целом. Они, в какой-то мере, являются тем фактором, который определяет ход развития примитивного общества. Семейно-родовая обрядность сочетает в себе соционормативные и социально-экономические отношения, этнопедагогические и эстетические установки, позиции религии и мировоззрения, распространенные в определенной этнической группе. Помимо этого, институт брака является правовым институтом, призванным охранить этнос от вымирания.1

Самым важным событием в любом браке является рождение детей. При этом родители и общество должны быть подготовлены особым образом к появлению продолжателя традиций предков. Рождение детей, процесс их воспитания, становления как личностей в айнской семье имел свою историю, свои специфические обряды и связанные с ними запреты.

Дети, по поверьям айнов были не просто результатом связи земных людей, люди сами не были достаточно сильны, чтобы дать жизнь человеку - само зачатие и рождение человека было во власти божества - Айну Сикахте камуй, и только души умерших предков пары имели право определять пол будущего ребенка.2

Дети, преодолевшие младенческую ступень, назывались собирательным словом хекаси. Период раннего детства в жизни ребенка длился до 4-5 лет. Период среднего детства объединял детей в возрасте от 5 до 8 лет - поро хекаси, мальчиков - иванехпо, девочек-мерекоро. В это время мальчики и девочки начинали играть самостоятельно и приобщались взрослыми к простым хозяйственным делам, таким как срезать камыш для плетения циновок, собирать лыко, помимо этого детей учили определять время, ориентироваться на местности и т. д. Детей приучали к самодисциплине, обучали правилам поведения.

В процессе воспитания детей строго соблюдался принцип гендерного поведения -«женский тип», зависимый, ориентированный на создание комфорта в группе, «мужской тип» был ориентирован на сверхдостижения. Мальчиков учили отстаивать свое мнение, обладать силой духа, а девочек - не спорить, не болтать попусту, не быть истеричными.3

1 Ольдерогге Д.А. Из истории семьи и брака.// СЭ № 1, 1947. - С. 13; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976. - С. 86.

2 Fudjimura H. Life and Death // Ainu: Spirit Of A Northern People. Washington University Press. - 1999. - P. 268.

3 Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях.// Вопросы

Последний период детства знаменовался переходом младших детей в класс подростков -хекаси. Он происходил постепенно, без каких-либо ритуалов, наступал в возрасте 8 лет и заканчивался в 14. Дети уже полностью овладевали хозяйственными делами, девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, носили воду для приготовления пищи и иных целей, умели шить и вышивать. Мальчики практиковались в стрельбе из маленьких луков, постигали умения пользоваться копьем, используя муляжи животных, осваивали обрядовую практику. И все помогали родителям на рыбных промыслах, в собирательстве.

С первыми признаками половой зрелости детей готовили к семейной жизни. Согласно имеющимся этнографическим сведениям, айны, как и другие народы Приамурья и Сахалина, не имели четко обозначенного ритуала инициаций, означавшего переход юношей и девушек из периода детства во взрослую жизнь, когда подрастающее поколение необходимо было ознакомить с нормами жизни общины и принять их как полноправных членов в это сообщество. Биологические изменения, происходящие с мальчиком, определялись внешними признаками. Но наиболее важным признаком взросления было умение добывать птицу и продемонстрировать его соплеменникам. Кроме этого, важным считался день, когда мальчику вручались ножи - макири. Юноша только тогда считался взрослым и независимым, когда достигал необходимого мастерства в обращении с макири, так как помимо охотничьего мастерства, мужчина - айн должен был уметь искусно вырезать предметы из дерева и узоры на них.

Что касается взросления девушки, то процесс признания ее взрослой был несколько сложнее и отличался от подобного у соседних нивхов и уйльта/ ороков. Девочка, с появлением регулы, переходила в разряд чайойкари маймине - готовая для брака, и получала изготовленный матерью пояс целомудрия - раункух (сита химо)4 Этот пояс имел одинаковую орнаментацию с материнским и играл очень важную роль при заключении брака.

Еще одним отличительным признаком и важным символом взросления айнок была женская татуировка. Впервые татуировка начинала наноситься в 8-10 лет, возраст, когда на лицо девочки наносились первые узоры, зависел от того района, где она проживала. Крайним предельным возрастом для начала нанесения татуировки был возраст 14-15 лет. Такой татуировки как у айнок и в подобных масштабах не было не у одного из соседствующих народов.5

Кроме вышеуказанных обрядов, означавших переход во взрослую жизнь, Ч. М. Таксами описал еще один, который можно было бы рассматривать как некий обряд инициации. В пятнадцатилетнем возрасте юноши (сукух окай), отрастившие волосы на манер взрослых, и девушки (сукух матекух), уже имеющие татуировку, надевали одежды взрослых, и в течение нескольких дней не принимали пищу. После этого обряда, они считались готовыми к браку и могли обзаводиться семьей.6

Воспитанием детей, приобщением к хозяйственным делам и культурным ценностям социума, с тем, чтобы ребенок смог в дальнейшем найти свое место в традиционном обществе и выжить в суровых условиях окружающей среды, занималась семья и вся община, в которой он жил.7

психологии № 2, 1999. - С. 25; Лим С.Ч. История образования айнов в Японии.// Краевой бюллетень 4, 1995, Южно-Сахалинск. - С. 24.

4 Хагинака М. Сита химо - пояс целомудрия.// Материалы международной научной конференции «Б.О. Пилсудский - исследователь народов Сахалина», Южно-Сахалинск, 1992, т. 1. - С. 128.

5 Добротворский М.М. Айнско-русский словарь. - Казань, 1875. - Прил. с. 33-34; Буссе Н.В. Остров Сахалин. Экспедиция 1853-1854 гг. - СПб., 1872. - С. 105.

6 Таксами Ч.М. Бородачи на островах Тихого океана.// Дальневосточные путешествия и приключения. - Хабаровск, 1973. - С. 374.

7 Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах.// Природа № 11, 1969. - С. 42; Гофман А.Б. Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции.// СЭ № 1, 1964. - С. 16.

Г.А. Отаина справедливо отметила, что воспитание детей у народов Дальнего Востока носило индивидуальный и практический характер, «научение было прямым, по принципу «делай как я».8 Отцы учили мальчиков, а матери девочек, применяя метод обучения «один-на-один», обращая внимание на способности ребенка.

В дополнение к практическим навыкам, детям рассказывались истории о богах и душах, о жизни животных и растений, о человеческих взаимоотношениях, служившие им примером в жизненных ситуациях, где требовалась стойкость духа и силы. Такой процесс обучения, через непосредственный труд, участие в промысловой и обрядовой практике шел непрерывно, осуществляя физическое, умственное и нравственное воспитание. Помимо этого огромное значение в процессе воспитания имела игровая деятельность.

Национальная игра является неотъемлемой частью духовной культуры любого народа. Она стоит в одном ряду и находится в тесной связи с такими подсистемами культуры как устное творчество, ритуал, музыкальный фольклор, танец, декоративно-прикладное искусство и т. д. В то же время она несет в себе черты природных условий, окружающих человека, реалий быта, социальных отношений, истории этноса.

В детском возрасте преобладают игры-подражания действиям взрослых. Айны были рыболовами, охотниками и собирателями, поэтому дети имитировали охоту, ловлю рыбы, шитье одежды, приготовление пищи, получая тем самым необходимые знания о предмете.

Мальчики, например, играли на берегу моря, учась добывать морских млекопитающих в такую игру: к пучку сухой травы или веток привязывалась длинная веревка, это было животное. Один из мальчиков обвязывал веревку вокруг своей талии и тянул «животное», другие в это время его преследовали, бросая палки, напоминавшие по форме гарпун, пока один из них не вонзался в пучок травы. Другая игра развивала глазомер, когда две команды бросали копья, пытаясь попасть в подброшенное в воздух кольцо.

Девочки осваивали роли жены и матери, сначала рисуя на песке и золе семейные узоры, а затем и вышивая их на тканях. Форма узоров в разных районах была разная, и они передавались по наследству по материнской линии из поколения в поколение. Когда мать ткала, то девочка садилась рядом и имитировала ее движения за ткацким станком. Другие игры включали в себя «приготовление еды», «сбор съедобных корешков и орехов».

Игры, включавшие в себя ритуальные элементы, были связаны с проведением медвежьего праздника - йоманте

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком