научная статья по теме ТРАДИЦИОННЫЕ НАЗЕМНЫЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ НАЗЕМНЫЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ»

ЭО, 2015 г., № 4 © О.Б. Степанова

ТРАДИЦИОННЫЕ НАЗЕМНЫЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ СЕВЕРНЫХ СЕЛЬКУПОВ

Ключевые слова: северные селькупы, этнография, мировоззрение, погребальный обряд, полевые исследования.

Статья освещает один из аспектов всегда актуальной в этнографии и, в частности, в сибирской этнографии темы традиционного погребального обряда. На основе собственного полевого материала, собранного в пяти экспедициях к селькупам в национальные районы Ямало-ненецкого автономного округа, автор выявляет семь традиционных селькупских типов наземных могильных сооружений. Для каждого типа наземных могильных сооружений дается семантическое описание, обозначаются географический ареал и принадлежность той или иной локальной группе селькупов.

Тазовским (северным) селькупам, проживающим в изолированном и малонаселенном районе Западной Сибири - бассейне р. Таз, дольше многих других сибирских народов удается сохранять традиционное мировоззрение и образ жизни. Один из ярких элементов самобытной селькупской культуры - традиционные способы захоронения умерших - у тазовских селькупов бытует до сих пор. Погребальный обряд и традиционные способы захоронения - одна из приоритетных тем в списке моих исследовательских интересов и всегда отрабатывается в полевых условиях. Для подготовки данной публикации были использованы материалы, собранные в пяти экспедиционных поездках 2004, 2005, 2008, 2012 и 2013 гг. в селах Красноселькуп, Толька, Кикки-Акки и Ратта Красноселькупского района, а также в г. Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого АО. Косвенно, в контексте традиционных представлений о душе, тема способов захоронений у селькупов уже освещалась мной в монографии "Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе" (Степанова 2008). Но, несомненно, эта тема заслуживает дальнейшей разработки, в частности, в связи с появлением новых материалов.

Главные материалы по традиционным захоронениям селькупов были собраны на кладбищах населенных пунктов Красноселькупского и Пуровского районов путем визуального наблюдения, а также методом опроса информантов. Поскольку мне не довелось самой наблюдать погребальный обряд и, соответственно, подготовку могилы, рассмотрение темы ограничится описанием наземных погребальных сооружений, представленных на осмотренных мною кладбищах.

Объектом научного внимания наземные погребальные сооружения северных селькупов становились лишь дважды, они рассматривались И.Н. Гемуевым и Г.И. Пелих (Гемуев, Пелих 1993) (выделившими 4 типа погребального обряда со своими вариантами наземных погребальных сооружений) и, кратко, А.В. Бауло (Бауло 1980), зафиксировавшим 9 типов надмогильных сооружений, 7 из которых представляют, по сути,

Ольга Борисовна Степанова - к.и.н., научный сотрудник отдела Сибири МАЭ (Кунсткамера) РАН; e-mail: stepanova67@mail.ru

варианты одного и того же типа - надмогильного домика. Вместе с тем авторы этих работ упустили некоторые важные "детали" захоронений, позволяющие выделить другие типы наземного оформления могил. Я не ставлю перед собой задачу подробного сравнения своих материалов с материалами и выводами названных авторов, в том числе в ключе "было/стало" (или "традиции/новации"), сравнительным методом я собираюсь пользоваться только в отдельных случаях по мере необходимости (например, для реконструкции).

Исходя из сказанного, основная задача настоящей статьи - введение в научный оборот моих собственных полевых материалов по заявленной теме, а также их обобщение, включающее авторскую типологизацию наземных могильных сооружений северных селькупов. Особое внимание будет уделено символике надмогильных сооружений в контексте традиционного мировоззрения селькупов, что не рассматривалось ни в одном из предыдущих исследований хоть сколько-нибудь подробно.

Начать следует с характеристики кладбищ, о которых пойдет речь. Отмечу, что это не все имеющиеся на территории расселения тазовских селькупов кладбища, а лишь те, что оказались мне доступными. Многие селькупские семьи, живущие на стойбищах и ведущие традиционный образ жизни, по-прежнему хоронят своих умерших на родовых кладбищах, расположенных далеко от поселков, на родовых угодьях. Ни одно из современных сельских кладбищ не может быть названо старинным. Села Красноселькупского района и г. Тарко-Сале - районный центр Пуровского района (получил статус города 10 лет назад) образовались на месте стойбищ аборигенного полукочевого населения в конце 30-х гг. прошлого века, а административными единицами стали в конце 40-х. Даже если родовые кладбища этого населения и совпадали по местоположению с вновь устроенными сельскими кладбищами, на которых приезжее население хоронило своих умерших, природные условия в этих краях таковы, что от наземной части могил тех лет (разумеется, деревянной) уже и следа не осталось. То есть более ранние захоронения давно превратились в могильники. По устному сообщению археолога В. Сумина (в 2000-2006 гг. он возглавлял Красноселькупский краеведческий музей), самые старые из сохранившихся надмогильных сооружений датируются концом 1950-х гг. На кладбищах, расположенных в сухом сосновом лесу (в с. Кикки-Акки, Ратта и Толька), могилы с истлевшими и превратившимися в труху надмогильными сооружениями еще могут быть идентифицированы по могильному холмику, пока не сравнявшемуся полностью с землей. Там же, где кладбища находятся в чернолесье (с. Красноселькуп и г. Тарко-Сале), старые могилы зарастают, не оставляя следов. Ухаживать за могилами - что-то подправлять, обновлять, красить влагостойким составом - у селькупов не принято. Статус национальных сел (с селькупским населением) имеют села Ратта и Кикки-Акки, следовательно, их кладбища могут считаться национальными. На кладбищах с. Толька и г. Тарко-Сале селькупские захоронения сделаны вперемежку с прочими захоронениями. На кладбище с. Красноселькуп выделяются современная селькупская "площадка" и старая заросшая часть, на которой сквозь кусты все еще можно разглядеть некоторые этноспецифические надмогильные сооружения. В связи с этим, а также по причине размывания традиции, о чем пойдет речь дальше, определение размеров осмотренных кладбищ, точного количества селькупских могил, а также фактической площади селькупских захоронений вызывает большие затруднения. В дальнейшем я буду указывать численность селькупского и не селькупского населения в каждом из названных населенных пунктов. Это хотя бы в какой-то мере поможет представить размеры кладбищ и количество (пропорцию) селькупских захоронений. На всех кладбищах преобладает ориентация могил головой на юг, ногами на север, но нередки и другие варианты, чему я могу дать лишь одно объяснение: селькупский погребальный обряд в максимальной степени вариативен во всех своих элементах.

Все села Красноселькупского района расположены на берегах реки Таз, текущей с юга на север. Села Ратта, Кикки-Акки и Толька, в той последовательности, в какой они перечислены, расположены в верхнем течении реки. Путь из Ратты в Тольку, если идти на моторной лодке вниз по течению, занимает в среднем 7-9 часов. Кикки-Акки находится посередине этого пути. Село Красноселькуп расположено намного севернее, в среднем течении р. Таз, на значительном отдалении от трех других сел. Расположение сел существенно влияет на состав типов захоронений, выявляя разницу не только между среднетазовскими и верхнетазовскими селькупами, но и внутри группы верхнета-зовских селькупов. Особняком в этом ряду стоят кладбища г. Тарко-Сале (население 20 тыс. человек, из них 280 - селькупы), в котором селькупы не являются коренными жителями. Они переселились сюда сравнительно недавно в течение второй половины ХХ в. из разных мест бассейна Таза (преимущественно из с. Толька (Пуровская), расположенного в верховьях р. Тольки - притока Таза), а также из д. Харампур и с. Халя-савэй Пуровского района. Судить о разнице в типах захоронений согласно групповой принадлежности селькупов Тарко-Сале не представляется возможным.

Итак, на осмотренных кладбищах Красноселькупского и Пуровского районов мной были зафиксированы следующие типы наземных погребальных сооружений: 1) "жизненное дерево человека" в сочетании с христианским крестом, установленное на грунтовых могилах (в с. Красноселькуп); 2) захоронения младенцев в/на пнях спиленных деревьев (на кладбищах сел Ратта, Кикки-Акки, Толька); 3) надмогильный памятник "резной столб" (на кладбищах с. Ратта и немного в с. Кикки-Акки); 4) кресты ярко выраженной антропоморфной формы, установленные на грунтовых могилах (в селах Кикки-Акки, Ратта, Толька, г. Тарко-Сале,); 5) надмогильный домик в сочетании с крестом (часто антропоморфной формы), установленный на грунтовых захоронениях (на кладбищах г. Тарко-Сале, сел Красноселькуп и Толька); 6) воздушное захоронение взрослого человека (в с. Кикки-Акки)1. Рядом со всеми названными захоронениями обязательно оставляется сопроводительный инвентарь: личное "имущество" умершего, которое намеренно портится (пробивается, распарывается, разрезается). Около одних захоронений такого имущества оставлено очень много, около других совсем мало - чисто символически. Семантика "имущества умершего" в погребальном обряде хорошо известна и многократно описана исследователями (Прокофьева 1977, к примеру), поэтому я на ней останавливаться не буду.

Первый тип погребального сооружения: "жизненное дерево" и крест. По сопроводительному инвентарю - пробитым тазикам, из которых обмывают покойных, продырявленным чайникам и прочим испорченным предметам, оставленным у могил, можно отличить современные селькупские могилы от русских на большом (относительно трех других сел Красноселькупского района) кладбище районного центра - села Красноселькуп, население которого составляет около 5 тыс. человек, из которых около 800 человек - селькупы. На селькупских могилах здесь установлены обычные деревянные христианские кресты, могильный холмик может быть обложен рубероидом, 2-8 плахами или нестругаными досками по длине могилы. На крестах повешены приклады из белой ткани (сделанные из разорванной белой бязи, на которой

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком