научная статья по теме ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ В РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ»

Шерстобитова Ж.В., соискатель Щанкина Л.Н., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник (Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия)

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ МОРДВЫ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ

В РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИИ

Целью статьи является рассмотрение традиционных обрядов и обычаев, связанных с жилыми постройками мордвы Республики Мордовия. Именно они составляют неотъемлемую часть народной культуры. У мордовского населения, как и у других народов Поволжья, обрядность была связана с древней этнической историей населения, возникнув в результате народного творчества и со временем став местной культурной традицией.

Наиболее устойчивая сторона культуры - культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Многие традиции, привычные для нас, пришли к нам из разных эпох и цивилизаций. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть идеи, обычаи, обряды и многое другое. Традиции как способ сохранения культуры показывают, что культура не столько результат человеческой деятельности, сколько способ этой деятельности, способ человеческой жизни в целом. Формирование культуры подразумевает не только сохранение лучших элементов старого, но и создание нового. И поэтому общество в целом и объединяющую его культуру, характеризует не только традиция, но и новация как способ обновления знания. В культуре всегда всеобщее органически слито с уникальным, традиционное с новым, современным. Следовательно, культура живет мудростью прошлых поколений и движением вперед, новыми открытиями и ценностями1.

Значительный интерес представляют обряды мордвы, которые в наши дни продолжают бытовать в сельской местности. Так, до последнего времени практически во время всех обрядов имело место обращение к языческим божествам-покровителям дома, двора и т.п. Эти обряды были насыщены религиозно-магическими ритуалами с молениями и жертвоприношениями в честь богов и духов. Через обрядовую атрибутику, дары, молитвы и заговоры люди пытались обезопасить от несчастий свою семью, жилище и сельскохозяйственные угодья.

У мордовского населения вокруг жилого помещения (дома) и различного рода хозяйственных построек рождается целый пантеон домашних божеств: куд-ава, куд-атя, юрт-атя, юрт-ава, юрт-азор, юрт-азорава, куд-азор, куд-азорава, юртонь-кирде, юрта-паваз, кудонь-чинь-паз, керень-шочконь-паз; кардаз-сярко, кардаз-юрт-ава, калдаз-кирди, калдаз-азор; ба-ня-азор и баня-азорава; овун-ава, овун-азор, овун-азорава, овнань-кирди, овна-ава, пирь-ава, тиньге-атя и другие. Всем вышеизложенным божествам мордвы было посвящено довольно значительное количество публикаций. На их функции, роль и место в обрядовой и хозяйственной жизни мордовского населения обращали внимание Милькович, Лукин Ф., Бутузов Ф., Мельников-Печерский П.И., Фукс К., Орлов Д., Беневоленский Г., Смирнов И.Н., Май-нов В.Н., Харва У. и т.д.2

1 См.: Мартынова М.Ю. Мир традиций и межкультурное общение. - М., 2004. - С. 17.

2 См.: Милькович. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1905. № 18; Лукин Ф. Верования и культ мордвы (эрзи) села Сабанчеева Алатырского уезда Симбирской губернии // Известия общества археологии, истории и этнографии (ИОАИЭ) при Казанском университете. - Казань, 1893. - Т. 11. - Вып. 4; Бутузов Ф. Из быта мордвы села Живай-кина Жадовской волости Карсунского уезда Симбирской губернии // ИОАИЭ. - Казань, 1893. - Т. 11.

Различные названия этих мордовских божеств пытались классифицировать по их месту пребывания или роду деятельности. При определении границ, однако, у многих возникают определенные трудности. Это связано во многом с тем, что функции этих божеств во многих сферах жизнедеятельности или полностью совпадают, или же их границы очень слабо различимы. Та же ситуация просматривается и при рассмотрении предметного мира и ритуальных угощений, применяемых при обрядах, самих объектов пожертвования, времени проведения тех или иных обрядов жертвоприношения и т.д. Наиболее общим для всех указные божеств можно считать то, что все они, при их уважении и почитании, должны способствовать благосостоянию крестьянского хозяйства, здоровью всех членов семьи, плодородию земли и плодовитости скота. Однако, при определенных сложившихся условиях, любой из божеств может отвернуться от данного домохозяина и даже в какой-то степени наказать за их неуважение.

Мордовское население с большим почитанием относились к покровительнице дома, жилища - куд-аве и покровителю двора и дворовых построек - кардаз-сярко (калдаз-кирди). По всей вероятности это одни из старейших земных божеств мордовского народа. На определенном этапе исторического развития для обозначения дома со всеми надворными постройками стал применяться тюркоязычный термин «юрт», в результате появились названия юрт-ава (мать дома). Об этом писал и Милькович, который это слово перевел на русский язык как домовой (дух дома)3. В молитвах и заклинаниях на всей территории, заселенной мордвой, упоминается и атя. Так, например эрзяне Симбирской губернии обращались к божествам дома со словами: «Юртонь кирди юрт-атя, юртонь кирди юрт-ава»4. При переселении в новый дом мокшане Инсарского уезда Пензенской губернии просили переехать вместе с ними и юрт-атя и юрт-ава. При этом они употребляют и общее название - юрта паваз (бог дома), словно это одно существо. Из поэтического выражения юрт-атя «с серебряной бородой» и юрт-ава «с шелковой кожей» становится ясно, что речь здесь идет о двух разного пола божествах. Кроме всеобщего мордовского названия божества дома - юрт-ава, в устно-поэтическом творчестве мокши часто встречается еще одно название - юрт-азорава (хозяйка дома). Также, как наряду с ава упоминают и атя или азор5. В приведенных Орловым и Мака-рием образцах молитв наряду с юрт-азор и юрт-азорава часто встречаются куд-азор и куд-азорава (хозяин жилья и хозяйка жилья). Макарий объясняет, что эти божества по рангу стоят несколько ниже божества дома и потому их имена обычно в молитвах и заклинаниях упоминаются после имен божеств дома6. Орлов даже определяет поле деятельности каждого: юрт-азор и юрт-азорава защищают дом от молнии и огня, а также домашних животных и птицу, а куд-азор и куд-азорава защищают непосредственно само жилое помещение и самого хозяина и его домочадцев . Вполне возможно, что в определенной степени, это замечание может быть и верным в том смысле, что первоначально функции божеств-хранителей дома и

- Вып. 5; Мельников-Печерский П.И. Очерки мордвы. Полн. собр. соч. - СПб., 1909. - Т. 7. - Изд. 2; Фукс К. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии // Журнал МВД. - СПб., 1889. - Ч. 34. -№ 10; Орлов Д.Н. Село Напольное (Этнографический очерк) // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. - Симбирск, 1866. - Вып. 2; Беневоленский Г. Мордовские верования // Самарские епархиальные ведомости. - 1868. - № 21; Смирнов И.Н. Мордва // ИОАИЭ. - Казань, 18921895. - Т. 10-11; Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы // Записки Русского Географического Общества (РГО) по отделению этнографии. - СПб., 1885. - Т. 14. - Вып. 1; Харва У. Религиозные воззрения мордвы. Хельсинки, 1952.

3 См.: Милькович. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия // Тамбовские епархиальные ведомости. - 1905. - № 18.- С. 826.

4 См.: Харва Уно. Указ. соч. - С. 206.

5 См.: Харва Уно. Указ. соч. - С. 206-207.

6 См.: Цит. по: Харва Уно. - С. 207.

7 См.: Цит. по: Харва Уно. - С. 207.

места проживания были несколько различны. Но в процессе исторического развития эти различия или были утеряны (частично, полностью), или же несколько снивилированы, что создалось впечатление совпадения их большинства.

В честь божеств-хранителей места проживания и жилья у мордвы повсеместно устраивались праздники жертвоприношения как в установленные дни, так и по тому или иному поводу. Периодические праздники жертвоприношений устраивались в определенно время года и даже в определенные дни календаря. Специальное моление юрт-озкс обычно совершали осенью, после окончания полевых работ, в новолуние. Однако, хотя это моление и посвящалось и юрт-аве (защитнице дома и места поселения), в молитвах просматривается обращение к ней как к заступнице и защитнице скота8.

Мордовское население совершало как общественные, так и семейные моления. У мордвы пишет О. Примеров: «Ни одно обстоятельство жизни, ни один мало-мальски важный случай не проходит без того, чтобы не совершали при этом какого-либо моляна»9. В д. Валгапино Красно-слободского уезда Пензенской губернии в каждой семье и всей деревней ежегодно совершается два моления в один день. Этот день определяется пожилыми женщинами задолго до моления. При этом выборе главное внимание обращается на то, чтобы он был в первой половине луны, т.е. когда увеличивается луна. Так как считается, что во второй половине лунного месяца, луна убывает, следовательно, и в природе все убывает и в это время нечего просить об увеличении. Моления эти: Юрт озкс и кардаз озкс (Юрт-дом, жилище, озкс-моление; Калдаз-хлев, двор). Юрт озкс совершается богине дома, в конце сентября10. Летом семья проводит время вне дома и находится как бы вне зависимости от юрт-авы (богини дома). Осенью же, с наступлением холодов, семья собирается под кров дома, попадает в зависимость от юрт-авы. Поэтому необходимо молиться ей, чтобы она приняла семью с любовью и охраняла ее от всяких напастей. В ее честь варят брагу, покупают вина, закалывают животных и приготовляют разные кушанья. Все это выставляется на стол, перед иконами зажигаются свечи. Хозяйка дома вслух читает молитвы и перечисляется приготовление, просит юрт-аву принять. По окончании молитвы начинают пить и есть. На это моление приглашаются и все замужние дочери. Совершенно такое же значение имеет калдаз озкс для скота. Моление это совершается месяц спустя после юрт озкс и тоже в новолуние. Совершается оно также как и первое, только не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком