научная статья по теме ТРАДИЦИОННЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КРЕСТЬЯНСТВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ - НАЧАЛО ХХ В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИОННЫЙ МЕНТАЛИТЕТ КРЕСТЬЯНСТВА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ХIХ - НАЧАЛО ХХ В.)»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ИВАН СПИРИДОНОВИЧ ПОЛИЩУК

кандидат исторических наук, доцент

(Тверь)

доцент кафедры гуманитарных наук Тверской государственной медицинской академии Традиционный менталитет крестьянства (вторая половина Х1Х - начало ХХ В.)

Менталитет крестьянства особо сложен, он до сих пор мало исследован и изучен. По этой проблеме можно найти лишь фрагментарные сведения, не дающие целостной картины социоментального мира русского крестьянства.

Для понимания типологии крестьянского менталитета сделаем попытку раскрыть некоторые его черты с точки зрения традиционного общества начиная со второй половины Х1Х в. В этом аспекте представление о крестьянстве дает исследование «мира русской деревни» М.М. Громыко1, которое с глубоким проникновением в форму и сущность проблемы раскрывает жизнь деревни в ее социокультурном многообразии. Однако, как представляется, социальный «мир русской деревни» далек от той благостной картины, которую рисует М.М. Громыко. Его раздирали социально-классовые противоречия. Например, с утверждением, будто грамотность крестьянства была выше официально-статистических данных, нельзя согласиться. Деревня задыхалась от безграмотности, недостатка культуры. Об этом свидетельствуют факты архивных материалов и дореволюционная статистика2.

Фрагментарно некоторые атрибуты крестьянского менталитета находим в работе Л.А. Анохиной и М.Н. Шмелевой, исследовавших (с марксистских позиций) культуру и быт Верхневолжского края3. В книге И.Г. Толока и Р.Т. Богомоловой обобщены исторические материалы дореволюционного и советского периодов материальной и духовной жизни тверской деревни, где аспективно обозначены религиозные черты бытового менталитета крестьянства4. В работах С.В. Кулешова, А.Н. Медушевского показан менталитет российского общества нового времени, в том числе обозначены некоторые черты крестьянского менталитета.

В данной статье попытаемся дополнить не исследованную в полной мере проблематику крестьянского менталитета, представив свою точку зрения.

Трудности исследования социокультурного и психоментального мира русской деревни обусловлены его многослойностью, противоречивостью и изменяемостью в исторической динамике. С одной стороны, это нечто целостное, поскольку он базировался на единых православно-традиционных основаниях, с другой стороны, мир менялся вместе с развитием общества.

Исходной точкой крестьянского менталитета, исследуемого в работе, берем менталитет традиционного российского общества второй половины Х1Х в. и заканчиваем началом XX в.

В новое время менталитет крестьянства формировался под воздействием социокультурных и духовно-нравственных установок традиционного общества и определялся общим уровнем его развития, то есть предшествовавшей историей, традициями и образом жизни. Психоментальный мир крестьянства был также органично связан с окружающей средой (природной, экономической, социальной, культурной и другими).

Ментальное пространство крестьян формировалось под влиянием русского православия. Божественный пантеон пророков, преподобных, праведников, святых угодников, блаженных, юродивых, православно-христианский культ и ритуалы, обряды и обычаи создавали духовный и практический мир русской деревни. Религиозно-церковные

предписания, установки, запреты и тому подобное выполняли функцию своеобразных социокультурных регуляторов. Все это вместе взятое формировало ментальное пространство крестьянского мира.

Цельность народной нравственности определялась у русских крестьян православной верой. К ней восходили прямо или косвенно все оценки и утверждения в этом аспекте. Нравственные понятия передавались из поколения в поколение. Но, кроме того, они заново укреплялись в каждом поколении за счет восприятия основ православного христианства. Нравственные поучения постоянно звучали в церковных проповедях, наставлениях родителей, разъяснялись учителями, обучавшими грамоте по Псалтыри.

Буржуазное развитие деревни с началом великих реформ 60-70-х гг. Х1Х в. способствует появлению тенденции к изменению социального и ментального облика крестьянства, происходит известное его раскрепощение. Однако, капиталистические язвы обнаруживаются вскоре в неприглядной открытости: богатство соседствует с ужасающей бедностью, нищетой, невежеством и лицемерием.

Новые веяния коснулись преимущественно верхнего, немногочисленного, зажиточного слоя деревни. Буржуазные влияния мало затронули основную массу крестьянства. В основе сельский мир остается в системе традиционных ценностей, сформированных патриархальным образом жизни, церковными мировоззренчески-духовными установлениями, предписаниями.

На национальный менталитет русского крестьянства оказала влияние природно-географическая среда, сформировавшая образ жизни, специфику исторического развития5. В этой связи можно говорить о субменталитете региональном или провинциальном. Он зависел от особенностей развития территории, специфики хозяйственно-бытового уклада, местных обычаев. Например, характерным явлением в жизнеобеспечении тверского крестьянства было отходничество. По мере развития отходничества увеличивалась его роль как источника информации в коллективных беседах крестьян. Отходническая артель и в пути, и во время работы в «чужих краях» организовывала духовную жизнь объединившихся в ней крестьян. В силу совместности труда, быта и отдыха общение в отходнической артели было особенно тесным. Здесь складывалось мнение о трудовых, нравственных, организационных качествах отдельных крестьян: развивались понятия взаимовыручки и коллективной благотворительности (пай на больных, вдов); формировались на основе новых впечатлений представления о социальных противоречиях, звучали биографические рассказы старших членов артели в назидание молодым - новичкам - и самые разные виды устного творчества. Возвращаясь в деревню, приносили из чужих мест не только деньги или купленные вещи, но множество впечатлений, новых знаний, умений, наблюдений, новых подходов к жизни.

В Тверской губернии отходничество достигло особенно большого размаха. Отход для заработков на сторону был массовым. Главными местами притяжения отходников были Москва, Петербург, Тверь, уездные и другие города6.

В образе жизни крестьян-отходников в городах складывались свои традиции. Этому способствовала спаянность их, связанная с выходом из одних и тех же мест, специализация на определенном виде заработков на стороне.

Отходничество сопровождалось и негативными явлениями. Прежде всего, это пьянство - бич и порок деревни. Крестьянин, занятый сельскохозяйственными нуждами, не имел времени «посидеть за чаркой». «Отлучившись из деревни на промыслы, - отмечают исследователи истории тверского села И.Г. Толок и Р.Т. Богомолова, - крестьяне привыкали к трактирам, излишествам в одежде и, удаляясь от семейной жизни, забывали о нравственности»7. Возвращаясь в деревню, многие из них уже не были хорошими крестьянами и не становились настоящими ремесленниками, так как занимались тем и другим эпизодически. Крестьяне-отходники несли в свою социальную среду не только положительные навыки, но и все его пороки. Поверхностное заимствование городской культуры осуществлялось порой в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым

воспитанием в деревне. Другим фактором стало общее безденежье, которое повлекло за собой чудовищное развитие пагубного обычая платить за разные сельские работы не деньгами, а водкой. По свидетельству просветителя тверского края А.С. Рачинского, следствием всего этого явилось «ужасающее возрастание пьянства, ежегодное учащение случаев замерзания, утопления, убийств..., в пьяных драках..., случаев смертельного отравления алкоголем»8. Последствием пьянства являлись также бесчисленные болезни, разврат, семейные раздоры, обнищание, постепенное нравственное одичание. Пьянство охватывало деревню все «цепкими когтями» - в вине тонули воля и разум народный, растлевалась «душа богобоязненного и идеального в своих стремлениях народа». Вино захлестывало русский талант, доводило до нищеты, до сумы и преступления.

С горечью за столь бедственное положение деревни, усугубляющееся разрушением духовно-нравственных, глубинных основ крестьянской жизни, православный богослов Е. Поселянин писал: «. пьют по всякому поводу и без всякого повода. Родился человек в мире, его крестят во Христе с обязанностью стать воином Христовым, исповедником Его имени, вместилищем христианских добродетелей - и по этому случаю родные и приглашенные объедаются и напиваются. Зарождается новая семья, и опять свадьба становится поводом самого дикого разгула. Человек умирает, и не успеют зарыть его гроб и насыпать над ним могильный холм, как уже в честь этого события хлопают пробки откупориваемых бутылок, и через какой-нибудь час гости, собравшиеся «помянуть» покойника, уже говорят заплетающимся языком»9.

В пьяном море тонет народная душа, ибо пьет юная неокрепшая молодежь, пьют старики, пьют зрелые люди. Это во многом было обусловлено темнотой, невежеством, низким культурным уровнем крестьянства. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), члена Святейшего Синода и члена Государственной думы, пьянство являлось столь распространенным, что в III Государственной думе была образована комиссия по борьбе с этим социальным злом.

Архиепископ Тверской и Кашинский Серафим отмечал (декабрь 1914 г.), что «народ стал терять свой духовный облик, смущая всех богомыслящих своей распущенностью.». Пастыри малодушествуют, сторонятся народа. «Между тем, весь вопрос именно в нас самих», ибо «за карточным или праздничным столом у батюшек я встречал многих соседних священников, но не за тем, чтобы помолиться»10. На стезю борьбы за народную трезвость вышли многие, лучшие представители духовенства и мирян. Духовные пастыри учили крестьян жить «по-божески». Святой Иоанн Кронштадский в слове проповеди «Пробудитесь, пьяницы!», обращаясь к прихожанам, говорил: «Умоляю вас, братья, бросьте пьянство! Всех прошу: вразумляйте, просите, умоляйте друг друга не предаваться пьянству»11. В борьбе за трезвый образ жизни, нравственное здоровье народа необходимо,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком