научная статья по теме ТРАДИЦИЯ КИТАЙСКИХ ТУШЕВЫХ ОТТИСКОВ (ТА) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ТРАДИЦИЯ КИТАЙСКИХ ТУШЕВЫХ ОТТИСКОВ (ТА)»

ИСКУССТВО НА ВОСТОКЕ

ТРАДИЦИЯ КИТАЙСКИХ ТУШЕВЫХ ОТТИСКОВ (ТА)

© 2015 В. Г. БЕЛОЗЁРОВА

Тушевые оттиски составляют значительную часть художественного рынка современного Китая. Количество ежегодно создаваемых оттисков не поддается точному счислению. Цена рядовых по качеству оттисков делает их доступными широким слоям китайского населения, а также иностранным туристам и студентам-стажерам, приезжающим в Китай со всего мира. Вместе с тем стоимость качественных и исторически примечательных оттисков на антикварном рынке сопоставима с оригинальными произведениями каллиграфии и живописи. История оттисков насчитывает полторы тысячи лет, на протяжении которых они были важным фактором развития китайского изобразительного искусства. Китайские знатоки прошлых и нынешних времен детально изучили историю и технологию оттисков1, в то время как западные синологи сравнительно недавно обратили внимание на это уникальное явление китайской культуры2. В статье ставится цель восполнить данный пробел отечественной китаистики.

Ключевые слова: тушевой оттиск та, щетки цзуншуа, тампоны табао, водные оттиски шуйта, порошковые оттиски фэньта, оттиски уцзинь та, оттиски чаньи та, композитные оттиски цюаньсин табэнь, прописи те, стелы бэй, достоверность чжэнь.

Тушевые оттиски на бумаге позволяют воспроизводить надписи, орнаментику и рельефные изображения, имеющиеся на артефактах из камня, металла, дерева, керамики. Чтобы получить оттиск с прославленных каллиграфических или живописных произведений, изначально созданных на шелке или бумаге, их композиции гравировались в технике интальо на каменных или деревянных блоках, с которых затем снимались оттиски. Возникновение оттисков стало возможным благодаря развитию производства высокосортной тонкой и прочной бумаги. Тщательный анализ скудных и косвенных сведений письменных источников привел К. Старра к выводу о том, что первые оттиски появились скорее всего на рубеже У-У1 вв. в эпоху южных и северных династий (420-589), вероятно, почти одновременно на территориях, подвластных государству Северная Вэй (386-534) и южной династии Лян (502-557). Потребность в оттисках возникла в связи с необходимостью достоверного воспроизведения канонических текстов (конфуцианских, буддийских и даосских), которые гравировались известны-

1 Среди многочисленных современных публикаций выделяются монографии Ма Цзыюня "Технология снятия оттисков с надписей на памятниках из бронзы и камня" [Ма Цзыюнь, 1988] и Цзи Хунчжана "Технология оттисков" [Цзи Хунчжан, 1991].

2 Первым среди европейских специалистов внимание на оттиски в 1950-е гг. обратил Р. Ван Гулик, посвятивший им раздел в своей монографии "Китайское изобразительное искусство в восприятии знатоков" [Van Gulik, 1958]. Далее последовали рубрики каталожных статей Бай Цяньшэня [Bai Qianshen, 1999], Цзэн Юхэ [Tseng Yuho, 1981] и Лотар Леддерозе [Ledderose, 1981], а также небольшая статья об оттисках У Хуна [Wu Hung, 2003]. Первым и пока единственным обстоятельным исследованием оттисков является недавно вышедшая монография "Черные тигры: Основы китайских оттисков" американского ученого Кеннета Старра, который на протяжении пятидесяти лет собирал материалы по истории и технологии оттисков [Starr, 2008].

ми каллиграфами на каменных плитах и склонах гор. При династии Суй (581-618) производство оттисков подтверждается документально, а при династии Тан (618-907) оттиски стали уже привычным явлением [Starr, 2008, р. 8-18].

Активное распространение книгопечатания при династии Сун (960-1279) не сократило потребности в оттисках в сфере пластических искусств, где они обрели широкую популярность среди знатоков древностей. С этих пор собрания оттисков стали неотъемлемой частью императорских и всех частных коллекций и библиотек. Некоторые коллекционеры специализировались на собирании оттисков конкретных династий, другие - на оттисках, сделанных в отдельных регионах Китая, третьи - на оттисках определенной технологии. Максимальную ценность представляли собой первичные оттиски, снятые при обнаружении древнего памятника, сохранность которого позднее либо существенно ухудшалась, либо оригинал по какой-либо причине утрачивался. Со временем цена на первичные оттиски только возрастала. На стоимость оттисков влияли и рукотворные надписи их владельцев, сообщавшие помимо данных об оригинале информацию, связанную с обстоятельствами приобретения оттиска. Владельцы ставили на оттиски свои именные печати, художественное качество которых вместе с исторической известностью хозяина непосредственно повышали цену оттиска.

В письменных источниках династий Тан и Сун для обозначения оттисков применялись одновременно два термина та Ш и та Ш, которые изредка используются и в современной литературе, в которой преобладает омонимичный первым двум более поздний термин та $Ji. Среди коллекционеров XVII-XIX вв. и современных собирателей оттиски нередко именуются "черными тиграми" (.гэг/ лаоху Hi^Xfe). По мнению К. Старра, это связано с тем, что приобретение поддельных или ошибочно оцененных оттисков, как тигр, уничтожает финансы семьи [Starr, 2008, р. 198].

Представляется неправильным перевод всех трех терминов та как "эстампы". Технология изготовления эстампов предполагает печать с основы, на которой изображение зеркально перевернуто. Технология же китайских оттисков принципиально иная: бумага во влажном состоянии прессуется в углубления на поверхности памятника, после чего производится наружный окрас бумаги, не затрагивающий ее углубленные части. Это отличает оттиски и от книгопечатания и гравюры, где зеркально перевернутые пропечатываемые элементы выступают над фоном. В оттисках нет необходимости переворачивать изображение, но его цветовое решение выходит обратным изначальному виду. Так, прописанные тушью элементы каллиграфических и живописных оригиналов в оттиске получаются белыми, а светлые фоны становятся черными.

Оттиски делятся на простые и композитные. В первом случае оттиск изготавливают за один цикл работ с ровной поверхности, обладающей рельефом, выполненным посредством углубления (инталия) или в виде слабовыраженного возвышения над фоном. Это оттиски со стел бэй (рис. 7), с каменных или деревянных плит прописей те № [Ошанин, 1984, № 2064], с образчиков наскальной каллиграфии мо-яй ШШ (рис. 2), с гробничных или храмовых рельефов, с тыльных сторон древних зеркал, с гадательных костей и черепаховых щитков государства Шан (XVI-XI вв. до н.э.), со старинных монет и прочих артефактов, имеющих плоские поверхности. Композитные оттиски делаются в несколько этапов с памятников, отличающихся объемными изогнутыми или вогнутыми формами, к каковым относятся бронзовые ритуальные сосуды, колокола, оружие и пр. (рис. 3). Все типы оттисков имеют двухцветное решение. Обязательный белый цвет создается самой бумагой, а прокрас бывает чаще всего черным, реже - красным, синим, зеленым и совсем редко - желтым.

Самые древние из сохранивших до наших дней оттисков относятся к династиям Тан3 и Сун. Сравнение этих оттисков с образцами последующих эпох приводит китай-

3 В буддийских пещерах Могао (Дуньхуан) сохранились пять оттисков периода правления императора Тай-цзуна (прав. 626-649).

Рис. 1. Разравнивание бумаги на стеле с помощью щетки. Музейный комплекс "Бэй линь".

Фото Д. Егорова.

ских специалистов к заключению, что при всех региональных и исторических вариациях технология снятия оттисков до наших дней кардинально не менялась [Ма Цзыюнь, 1988, с. 10; Цзи Хунчжан, 1991, с. 4]. В связи с тем что изготовление оттисков считалось делом ремесленным, в старых трактатах сведения о них редкие и очень краткие. Только с XVI в. китайские интеллектуалы стали подробнее освещать тему оттисков в своих сочинениях. Так, выдающийся эрудит Вэнь Чжэньхэн (1585-1645) посвя-

тил оттискам целый раздел пятого тома своего 12-томного труда "Чжану чжгГ ("О вещах, радующих взор") [Вэнь Чжэньхэн, 2005]. Наиболее подробную информацию об оттисках предоставляют авторы рубежа Х1Х-ХХ вв., желавшие сохранить данную национальную традицию в условиях внедрения западных технологий визуальной фиксации памятников. Авторами двух главных сочинений по теме оттисков были ученый, чиновник, крупный коллекционер и прославленный мастер оттисков Чэнь Цзеци ШНЙ (1813-1884), написавший трактат " Чуанъгу бэйлу" "(Ц'Й'^Шс ("Записки о дошедших древних стелах") [Чэнь Цзеци, цз. 28], и видный знаток китайской палеографии

Рис. 2. Оттиск фрагмента наскальной каллиграфии Янь Чжэнь-цина (709-784) "Да Тан чжун син сун" ("Славословие о процветании великой [династии] Тан"), 771 г.; почерк да кай-шу; размеры 416.6 х 422.3. См.: 21 столбец по 21 иероглифу в каждом; оттиск из музея Гугун, Пекин [Суй Тан, 1989, с. 150, рис. 66].

Е Чанцзи (1849-1917), создавший десятитомный труд "Юг/ ит" ЩаЪ ("Рассуждения о камнях")4 [Е Чанцзи, 1956]. Сейчас, как и в старину, опыт снятия оттисков передается изустно от мастера к ученику. Традиционные знания далеко выходят за пределы информации, представленной в старых трактатах и современных изданиях. Они включают нюансы особенностей фактур памятников, степень их загрязнения, различия посезонной и суточной влажности воздуха, учет циркуляции воздуха в помещении и под открытым небом.

Все китайские знатоки древностей и коллекционеры хорошо разбирались в оттисках, а некоторые из них великолепно владели технологией их изготовления. Тем не менее социальный статус большинства мастеров был не особенно высок, хотя профессия подразумевала знание иероглифики. Имена мастеров по оттискам упоминаются в письменных источниках с эпохи Сун [Starr, 2008, p. 179]. При династиях Мин и Цин извест-

4 В труде Е Чанцзи "Юй ши" описано 8 тыс. памятников каллиграфии, выгравированных в камне, начиная с III в. до н.э. Используемый Е Чанцзи термин ишкэ (резные камни) широко распространен в традиционной литературе и подразумевает все каллиграфические произведения, гравированные на камнях, без различения на бэй и те.

Рис. 3. Композитный оттиск котла дин периода династии Шан (XVI-XI вв. до н.э.), мастер оттиска Чжоу Сидин J10#T (1891-1961) [Starr, 2008, p. 131].

ные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком