научная статья по теме Трансформация понимания гендерной идентичности в истории науки (диахронный аспект) Биология

Текст научной статьи на тему «Трансформация понимания гендерной идентичности в истории науки (диахронный аспект)»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОНИМАНИЯ ГЕНДЕРНОй ИДЕНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ НАУКИ (ДИАХРОННЫй АСПЕКТ)

Риккер Ю.О.

Забайкальский государственный университет, Чита, Россия

В статье дан диахронный анализ трансформации существующих воззрений на проблему осмысления понятия «гендерная идентичность» как феномена социальной и культурной идентичности человека; рассмотрены важнейшие концепции в истории воззрений социогуманитарной мысли на проблему гендерной идентичности; проанализирован и обобщен опыт зарубежных и отечественных ученых, работающих в области гендерных исследований. Исходя из того, что гендерный аспект человеческого бытия формируется под влиянием социокультурного пространства, которое в свою очередь также формирует гендерный аспект бытия - замкнутый круг, формируемый их взаимовлиянием обуславливает то, за счет каких механизмов конструируется социально приемлемая гендерная идентичность, какие культурно обусловленные гендерные стереотипы функционируют в обществе и каким образом они влияют на формирование гендерной идентичности. Автор приходит к выводу, что не биологический пол, а социокультурные нормы определяют понимание маскулинности и фемининности в конкретном обществе.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, мультиполяр-ность, биполярность, андрогинность, концепции гендерной идентичности, история гендерологии.

TRANSFORMATION OF GENDER IDENTITY UNDERSTANDING IN THE HISTORY OF SCIENCE (DIACHRONIC ASPECT)

Ricker Yu.O.

Transbaikal State University, Chita, Russia

The paper gives a diachronic analysis of the transformation of the existing views on the interpretation problem of the term «gender identity» as

a phenomenon of the social identity of a person, considered the most important in the history concept of socio-humanitarian views of thought to the problem of gender identity person. The gender dimension of human life is influenced by socio-cultural space, which in turn also forms the gender dimension of existence. The vicious circle formed by their interaction causes is through what mechanism is formed socially acceptable gender identity which culturally defined gender stereotypes are functioning in society and how they affect the formation of gender identity.

Keywords: gender, gender identity, multipolarity, bipolarity, androgyny, gender identity concept, history of genderology.

Появление в научном дискурсе второй половины XX в. термина «ген-дер» обусловило формирование не только стойкого интереса к аспектам феномена пола человека, но и теоретическое многообразие трактовок различных форм тендерного бытия человека. Одним из таких проявлений считается концептуализация понятия гендерной идентичности человека. В данном исследовании предпринята попытка проанализировать существующие теории и подходы к понятию «гендерная идентичность» в диахронном аспекте, обобщить сильные стороны существующих толкований и дать собственное определение гендерной идентичности.

В условиях диахронного анализа трансформации взглядов на проблему исследования понятия гендерная идентичность представляется возможным рассмотреть ряд концепций. Первыми в истории формирования гендерной теории стали феминистский и эссенциалистский подходы.

Эссенциалистский подход к гендерной идентичности позволяет выделить характерные черты социо-культурно-биологической группы. В силу того, что эссенциалистский подход к гендерной идентичности формировался в рамках феминистской теории, то этой группой по умолчанию, являлись женщины. По мнению Джудит Батлер «...подавляющее большинство теоретиков феминизма признает существование идентичности, обозначаемой понятием «женщины», которая не только задает собственные интересы и цели внутри феминистского дискурса, но и создает субъект, который должен быть представлен в политической сфере» [1, с. 297].

Женская идентичность выстраивается с позиции обратной женской идентичности в культуре патриархата путем отрицания мужского и

признания женского как альтернативной позиции; при этом существует устоявшееся мнение относительно специфичности женского мышления.

Феминистский подход предполагает четкое ограничение понятия «женщина» и «женственность», вследствие чего формируется значительная группа женщин, остающаяся исключением вследствие несоответствия этим понятиям. По мнению Сандры Бем акцент делается на позицию обоснования неравенства и возможностей изменений существующей поло-ролевой сегрегации [14, с. 598].

Следующим этапом стало появление структурно-конструктивистского подхода Роберта Коннела, который в научном труде «Гендер и власть. Общество, личность и сексуальная политика» предложил четыре парадигмы анализа гендерной идентичности в противовес двум классическим подходам, освещенным выше - эссенциалистскому и феминистскому.

Первая парадигма - марксистская, базируется на теориях классового подхода, социального воспроизводства и двойных систем. Угнетение женщин в рамках данной теории рассматривается как воспроизводство капиталистических отношений в обществе, тогда как поло-ролевой подход иллюстрирует зависимость личности от социальной структуры, в рамках которой существуют определенные предписанные по признаку пола социальные роли, прививаемые индивиду в процессе социализации. Обе эти парадигмы в своем конструировании опираются на биологические различия в контексте сегрегации социокультурных аспектов интерпретации пола. Основным их минусом является отсутствие объяснения изменения поло-ролевых моделей и учет самой возможности их трансформации.

Третья парадигма получила название «парадигмы гендерных категорий» и ее суть заключалась в описании отношений неравенства между двумя социальными категориями - мужчин и женщин. Гендерная идентичность определяется с позиции соответствия социального статуса воспроизводимого отношениями патриархата. В рамках четвертой парадигмы гендерная идентичность рассматривалась как процесс взаимодействия исторически сложившихся социальных структур, где женственность и мужественность являются постоянно воспроизводимыми идентичностями. Данная теория получила название теории практик. По мнению Коннела, в условиях патриархатного социального порядка

вторична не только женственность относительно мужественности, но и вторичные варианты мужественности по отношению к гегемонной маскулинности (т. е. типа маскулинности, доминирующего в конкретном обществе) - таким образом, анализ «теории практик» применим не только к отношениям мужественности и женственности, но и к отношениям различных вариаций маскулинности.

Помимо теории Р. Коннела, интерес представляет перформативная теория гендерной идентичности, являющаяся результатом лингвистических исследований Джудит Батлер. Перформатив, согласно ее исследованиям - это речевой акт, заключающий в себе смысл равный действию. Заимствование этого понятия из языка привело к тому, что основной смысл перформативов - отсутствие у них истинного значения - был возведен в ранг одной из теорий гендерной идентичности. В условиях определенного культурного контекста гендер, имея частое повторение, закрепленное многократностью использования, создает иллюзию естественности. Эта особенность перформативов, и их соотносимость с действием, позволили использовать их в теории гендерной идентичности в ранних работах Джудит Батлер и Ив Ко-софски-Седжвик. Согласно перформативной теории гендерной идентичности, не существует истинной природы женщины или истинной природы мужчины, вытекающих из их телесных особенностей. Гендер является результатом, или следствием многократных перформативных действий, осуществленных в определенном культурном контексте, а видимость его естественности создается этим многократным повторением.

Данные подходы не удовлетворяют требованиям, предъявляемым в условиях современного трансформационного состояния гендерной идентичности, в связи с чем в настоящее время предпочтение отдается трем подходам в типологии гендерной идентичности: биполярному; андрогинному; мультиполярному.

Биполярный подход предполагающий наименьшую вариативность подразумевает жесткую дифференциацию гендерной идентичности по признаку пола (мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, а женщины - фемининными) [3].

Биполярная модель гендерной идентичности была пересмотрена в конце ХХ века Сандрой Бем. По ее мнению, мужчины и женщины не обязаны соответствовать традиционным поло-ролевым моделям и со-

четание в своем поведении как маскулинных, так и фемининных характеристик не является показателем отклонения. По мнению самой Бем наиболее актуальной является андрогинная модель гендерной идентичности, вбирающая в себя все лучшее из других ролей [2]. Формирование того, что предполагается наделять эпитетами «мужской » или «женский» в своей сути не обладающего ни мужскими, ни женскими признаками, маркируется таковым образом за счет культурно обусловленных маркеров, зависящих от того, как они «объясняются и используются культурой, а их социальный смысл зависит от исторического и современного контекста». Так, какие-либо гендерно окрашенные свойства личности общество может маркировать фемининными (как социально приемлемые для женщин) либо напротив - маскулинными (как социально приемлемые для мужчин).

Мультиполярный подход допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола. В контексте данного подхода можно выделить следующие основные компоненты -биологический пол и маскулинность/фемининность/андрогинность как социокультурные характеристики личности [3].

По мнению Л.П. Великановой «... с точки зрения мультиполярной модели гендерной идентичности, ее типология представлена шестью вариантами: андрогинный женский; андрогинный мужской; маскулинный женский; маскулинный мужской; фемининный женский; фемининный мужской» [3].

Наличие маскулинных черт предполагает «.совокупность «инструментальных» качеств личности и выраженность свойств, традиционно предписываемых мужчинам (независимость, напористость, властность и т.д.) [3].

Фемининный вариант предполагает «.«экспрессивные» характеристики личности: скромность, исполнительность, конформность, преданност

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком