научная статья по теме ЦАРЬ И ЦАРСТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ (К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОННОТАЦИЙ). ОКОНЧАНИЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЦАРЬ И ЦАРСТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ (К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОННОТАЦИЙ). ОКОНЧАНИЕ»

СТАТЬИ

ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИЯ НА ВОСТОКЕ

ЦАРЬ И ЦАРСТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ (К ПРОБЛЕМЕ РЕЛИГИОЗНЫХ КОННОТАЦИЙ)*

© 2008 О. S. АСТАПОВА

3

"О вы, любящие жизнь и ненавидящие смерть!" - надпись, постоянно встречающаяся на погребальных стелах. "Проходит (жизнь) на земле, - говорит царь Ахтой своему сыну, царевичу Мерикара, - не долга она. Счастье - это память на ней (на земле) ... Не надейся на долгие годы, видят они1 время жизни как [один] час. Остаются (дела) после смерти (человека), складывают их в кучу рядом с ним. Пребывание там вечно. Глуп тот, кто делает осуждаемое ими. Но тот, кто достиг этого не делая греха, будет он подобен богу, свободно шагая, подобно владыкам вечности" (ПМ, 41; 54-57). "Свободное шествование", присущее богам, являлось для египтян антитезой состоянию, обозначаемому в текстах как blg'i - "быть ослабленным, безжизненным", nny - "быть вялым, расслабленным, бездвижным, неспособным к действию", wrd - "быть утомленным". Если попытаться выразить одним словом цель тайнодействий заупокойного культа, нашедших отражение во всем комплексе египетских заупокойных текстов, этим словом будет обращение к умершему: "Восстань!". Неизбывную веру в то, что, подобно солнцу, проходящему через мрак ночи и побеждающему его, появляющемуся каждое утро на восточном небосклоне, умерший может восстать, смерть может стать для него не концом, но долгожданным рождением свыше, чаемым переходом туда, где вместо утоляющей жажду воды, воздуха и плотских утех умерший обретет ^//-состояние2, а вместо хлеба и пива -мир сердца (htp-'ib) (BD, 175, 10-12), египтяне пронесли сквозь тысячелетия. Содержание этой веры раскрывается в текстах, относящихся к жертвенному ритуалу, записанному практически во всех царских пирамидах на северной стороне погребальной камеры.

Во время жертвенного ритуала совершалось "отверзание уст и очей" умершего Осириса N, предложение ему Ока Хора, а также подношение священных сосудов с елеем, которым, как истечением Ока Хора, наполнялось тело умершего: "Осирис наполнился Оком Того, Кого Он породил. О Пепи, я также пришел к тебе, я наполнил тебя маслом, которое вышло из Ока Хора, я наполнил тебя им. Восставит оно кости твои, воссоединит члены твои, соберет плоть твою" (Syr., 1800a-1801c). Бездвиж-ность вследствие обезбоженности3 противополагается акту восстания умершего, ста

1 *Окончание. Начало см.: Восток (Oriens), 2008, № 3, с. 5-16.

1 Судьи в загробном мире.

2 Эпитет ЗН предшествует личному имени умершего уже на раннединастических цилиндрических печатях [Demaree, 1983, р. 199-200].

3 Ср.: "Его истечения не изыдут ..., обудучи лишены бога" (n pr st.f [...] sw.t(i) m ntr) (Pyr., 1037s) [Billing, 2002].

новящегося, благодаря принятию Ока Хора и обретению посредством этого и shm4, богом мощным, способным совершить исход из смерти в жизнь:

"(Ты, что) на челе Хора, помещено на чело Унаса этого. Сделай, дабы сладостно было ему под тобой, сделай его, владеющего тобой, блаженным воскресшим ЦК). Даруй ему иметь 8кт его в теле его, сделай так, дабы страх перед ним был в очах всех Цт, взирающих на него, и во всяком, кто услышит имя его..." (Руг., 52Ь-53Ь).

"Войди в место, где (пребывает) отец твой, где (пребывает) Геб! Он дарует тебе то, что на челе Хора, (дабы) обрел ты силу фЗ) (и) мощь (якт) посредством этого, (дабы) стал ты Тем, кто во главе западных (кпй 'тШ'т)5, посредством этого" (Руг., 139 Ъ-ф.

"Восстань, Осирис, пусть расслабленный бог гиг) восстанет. Бог восстает

(<7г<" я/г), бог имеет мощь (якт) в теле своем. Восстань, Пепи Неферкара, пусть расслабленный бог восстанет. Бог восстает, бог мощен в теле своем (^кт т Л./)6" (Руг.,

2092а-2093Ь). "

Заупокойный ритуал, записанный в Текстах пирамид, апеллирует к той же мифологической модели, что и царские ритуалы, связанные с мп] 1$\\у, именно - к событию примирения Хора и Сета. Разделение некогда единого царства вследствие hnnw соотносится с дезинтеграцией тела Осириса. Разлад в божественной Эннеаде, принесший в мир зло и смерть, ныне определяет состояние мертвости умершего - состояние, которое, собственно, и должно быть упразднено, причем "полем битвы" между обеими противоборствующими силами: силой жизни (Хор) и силой тления, распада (Сет), оказывается сам умерший.

"Ныне выходит Унас этот в истинном образе живущего дабы прекратить борьбу (ГЬЗ). Полагает он конец разладу (кппм>). Выходит Унас, защитник Правды, приносит он ее, (ибо) она (пребывает) с ним" (Руг., 318е-319Ъ).

"Хор собрал твои члены для тебя. Восстановил он тебя, нет разлада в тебе (п НпМ 'т.к)" (Руг., 635а-Ъ).

Хор - владыка живущих, под единовластием которого восстанавливается целостность царства Египта, предстает в заупокойном ритуале восстановителем целостности своего отца Осириса, облекающегося в неповрежденное, каким оно было до разлада, божественное Око, что предполагает полноту проявления в умершем Осирисе N Бога-Творца, первого Царя мироздания. Почти во всех царских гробницах жертвенный ритуал составляет единое целое с ритуалом наделения умершего инсигниями власти7. В пирамиде Унаса, где ритуал наделения инсигниями власти письменно не зафиксирован, обретение воскресшим Унасом царственности8 также непосредственно связано с жертвенным ритуалом [Павлова, 1999, с. 207]. Принявший Око Хора и обретший полноту божественности Унас становится Атумом, и, в силу этого, царем:

"О Унас, не ушел ты мертвым, ты ушел живым, дабы воссесть на престоле Осириса. <~1)3 - скипетр твой в руках твоих, дабы отдавал ты приказания живущим. Твой

4 Категории Ы и фт содержат коннотации силы и мощи. При этом ЬЗ — более личностная категория, т.е. это божественная сила, животворящая умершего, становящегося ее воплощением и проводником. &кт - божественное качество, обозначающее в заупокойных и культовых текстах властную силу носителя этого качества, символически выражаемую одноименным скипетром и другими царскими атрибутами. В Новом царстве якт начинает означать "образ Бога" [Ногпи^, 1996, р. 63].

5 "Тот, кто во главе западных" - Анубис или Осирис.

6 Перешедший из смерти в жизнь Осирис именуется якт п1т wr ("великая божественная сила") или даже рЦ фт Мг ... якт п якты ("божественная сила, величайшая из сил") [¡уегвеп, 1988, р. 86].

7 Речения, относящиеся к этим ритуалам, содержатся, главным образом, на северной стене камеры саркофага.

8 Южная стена камеры саркофага (Руг., 134а-135с).

лотособутонный скипетр (mks nhbt) в руке твоей. Повелевай теми, кто в Таинственных местах (st$w swt)9. Руки твои - (руки) Атума, плечи твои - (плечи) Атума, чрево твое - (чрево) Атума, спина твоя - (спина) Атума, седалище твое - (седалище) Атума, ноги твои - (ноги) Атума, лик твой - (лик) Анубиса" (Pyr., 134a-135b).

Сила дезинтеграции, разделения, разрушения жизни, персонифицируемая Сетом, обречена на поражение перед превосходящей ее божественной силой и принуждена занять отведенное ей в правильном миропорядке подчиненное положение:

"Хор пришел..., он поразил (и) связал Сета для тебя, ибо ты - его кЗ- Хор сокрушил его ради тебя, ибо ты больше, чем он; он плывет под тобой; неся тебя, он несет того, кто больше, чем он; его последователи взирают на тебя, ибо твоя сила больше, чем его, а посему не воспрепятствуют тебе" (Pyr., 587a-588c).

Сила уничтожения жизни, над которой торжествует Хор - Бог Вышний в умершем, может персонифицироваться и образами различных змеев: hki, hkrt (Pyr., 429а), sdh (Pyr., 430а), или змея hni, на которого наступает Хор-Младенец (Pyr., 663a-664b). Позже из представления о тяжести борьбы между жизнью и смертью по ту сторону смерти возникают подробные описания испытаний, встречающихся на пути ночного странствия ладьи Sа, кульминационным моментом которого станет соединение Осириса и Sа, рождающегося наутро из утробы Нут как Хепри.

Око Хора - атрибут носителя и "проводника" творящей силы Божией, каковым в мире живущих является царь-Хор. Но сила, творящая мир, есть та же сила, что воздвигает умершего к жизни - отсюда постоянные космогонические аллюзии в заупокойных текстах, внутренняя логика которых вполне проста: всякий, кто обрел силу восстать из мертвых - царь. Наделение умершего во время заупокойного ритуала Оком Хора представляется типологически подобным царской коронации. И в Текстах пирамид, и в Текстах саркофагов царские венцы, увенчивающие чело победителя смерти, регулярно именуются Оком Хора, и, как и другие инсигнии царственности в заупокойном культе, короны суть символы торжества жизни над смертью, света над тьмой, зримое свидетельство великой силы их носителя - силы, побеждающей смерть: "О Пепи, восстань, надень Око Хора, прими его на себя, дабы оно соединилось с тобой, соединилось с твоей плотью, чтобы мог ты выходить в нем, чтобы боги могли видеть тебя, облаченного в него, дабы принял ты Великую10 среди Великой Эннеады Гелиополя. О Пепи, живи! Око Хора принесено тебе, и оно не будет удалено от тебя вовеки" (Pyr., 844a-846b).

"Осирис Пепи Неферкара, Хор поместил свое Око на твое чело, ибо имя ее (Ока) " Wrt-hk$w"; Осирис Пепи Неферкара, ты воссияваешь как царь Верхнего и Нижнего Египта" (Pyr., 1795а-Ь).

В 63-м речении Текстов пирамид, записанном в пирамиде Пепи II, царские атрибуты власти, mhn и isr, предлагаемые умершему в ходе жертвенного ритуала, представлены как символы Ока Хора или, что то же, самого Хора:

"Осирис Пепи Неферкара, вверь себя сыну твоему, Хору. Помести его в себя. Палица mhn, палица isr" (Pyr., 44a-b).

Умерший может выйти победителем из битвы между жизнью и смертью только потому, что в нем победил Бог, ибо "люди умирают, (а) боги взлетают" (Pyr., 459a). Выход из царства мертвых с необходимостью предполагает, что "уходящий" стал богом, обладателем shm, царем, которому надлежит воссесть на престоле Осириса (Pyr., 752b-753b). Царское достоинство и соответствующая ему атрибутика есть выражение божественности, вполне явленной в воскресшем умершем, именуемом по этой причине сыном Шу (см.: Syr., 168а, 294a-c, 593а, 784a, 1615c, 1617b, 2053a) или отож-

9 Местопребывание воскресших Shw.

10 Т.е. корону Wrrt.

дествляемым с Шу (см.: Pyr., 603b, 1569a, 1870a) - дыханием ж

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком