научная статья по теме ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И ХРАМОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ВАВИЛОНИИ В VII-V ВЕКАХ ДО Н.Э. (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И ХРАМОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ВАВИЛОНИИ В VII-V ВЕКАХ ДО Н.Э. (ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ)»

26. Berlev O., Hodjash S. 1998: Catalogue of the Monuments of Ancient Egypt from the Museums of the Russian Federation, Ukraine, Belorussia, Caucasus, Middle Asia and the Baltic States (Orbis biblicus et orientalis, 17). Freiburg-Göttingen.

27. Helck W. 1982: Papyri Ramesseum I // LÄ. IV, 726-727.

28. Hornung E. 1956: Chaotische Bereiche in der geordneten Welt // ZÄS. 81, 28-32.

29. Hornung E. 1992: Die Unterweltsbücher der Ägypter. Zürich-München.

30. Lapp G. 1993: Typologie der Särge und Sargkammern von der 6. bis 13. Dynastie (Studien zur Archäologie und Geschichte Altägyptens, 7). Heidelberg.

31. Lesko L.H. 1971: Some Observations on the Composition of the Book of Two Ways // JAOS. 91, 3043.

32. Meeks D., Favard-Meeks Chr. 1993: Les dieux égyptiens. P.

33. Willems H. 1988: Chests Of Life: a Study of The Typology and Conceptual Development of Middle Kingdom Standard Class Coffins. Leiden.

34. Willems H. 2008: Les textes des sarcophages et la démocratie: éléments d'une histoire culturelle du Moyen Empire Égyptien. P.

35. Zabkar L. 1968: A Study of the Ba Concept in Ancient Egyptian Texts. Chicago.

BD (The Book ofthe Dead) - Das ägyptische Todtenbuch der XVIII. bis XX. Dynastie. Aus verschiedenen Urkunden zusammengestellt / Éd. Naville (Hrsg.). Bd 1-3. B., 1886.

CT - de Buck A. The Egyptian Coffin Texts. Vol. I-VII. Chicago, 1935-1961.

pHerm. 1116A - Golénischeff W.S. Les papyrus hiératiques nos. 1115, 1116A et B de l'Ermitage impérial à St. Pétersbourg. SPb., 1913. P. 1-4. Tabl. 9-14, A-C («Поучение царю Мерикара»). Pyr. - Sethe K. Die altägyptische Pyramidentexte. Bd 1-4. Leipzig, 1908-1921.

И.А. Ладынин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

ЦАРСКАЯ ВЛАСТЬ И ХРАМОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ВАВИЛОНИИ

в У11-У веках до н.э.

(Обзор источников)

В 2011 г. был опубликован очередной (21-й) том вавилонских документов и писем из архива храма Эанна в городе Урук (современное название - Варка), подготовленный к печати Э. Фрамом и М. Юр-сой1. Он содержит 219 текстов, из которых 195 являются письмами (большая часть их составлена без дат), а остальные юридическими и административными документами. Это издание охватывает почти все письма новововавилонского и ахеменидского времени из собрания Йельского университета, которые до сих пор оставались неопубликованными. Всего этот архив, включая и ранее опубликованные, содержит около 370 писем указанного выше периода. Часть писем того же времени хранятся в Принстонском теологическом семинаре США, а также в Британском музее и Переднеазиатском музее в Берлине. Общее количество писем нововавилонского и ахеменидского времени составляет около 1700 единиц. При этом, за некоторыми исключениями, эти письма не содержат дат.

Публикация новых многочисленных писем из храмовых архивов Вавилонии вызывает необходимость рассмотреть вопрос о взаимоотношениях между государственной администрацией и храмовым управлением нововавилонского и ахеменидского периодов истории Месопотамии.

Хотя письма из Эанны происходят из храмовых архивов, они редко касаются вопросов, связанных с культом. Иногда в них упоминаются также дела частных лиц. Например, в № 105 сообщается, что некий Ширикту взял из храмового стада двух баранов на свадьбу своего сына.

1 Frahm, Jursa 2011.

После 2-го года правления Дария I (520-519 гг. до н.э.) количество клинописных документов из Эанны резко уменьшилось. Раньше ассириологи полагали, что этот храм был разрушен персидским войском после подавления восстания в Уруке во 2-м году правления Дария, когда там были проведены административные реформы. Ученые высказывали также мнение, что в результате таких реформ часть архива Эанны была выброшена или, по меньшей мере, помещена на склад. Но впоследствии такое мнение было частично пересмотрено2. В настоящее время среди ассириологов стало преобладать мнение, что храм Эанна продолжал существовать и в период правления Дария I, хотя количество табличек, хранившихся там, резко уменьшилось уже при Набониде и Кире (около 54 единиц) и стало меньше еще в два раза при Камбизе. В книге Фрама и Юрсы со ссылкой на автора этих строк упоминаются три документа из Государственного Эрмитажа, которые относятся к ахеменидскому времени3 (см. с. 25, прим. 115).

Некоторые письма из Эанны представляются особенно интересными. Отправитель одного письма, храмовый служащий Ардия с титулом «надзиратель» (ёекй), просит другого чиновника из того же храма заключить в тюрьму одну женщину и держать ее там до тех пор, пока он сам не встретится с адресатом (№ 12). Другое его письмо направлено управляющему храмом Эанна и еще одному лицу, ставя их в известность о том, что по причине болезни он опаздывает с выполнением своей работы и обращается к своим адресатам с просьбой не верить тем, кто клевещет на него (№ 13). Значительный интерес представляет контракт под № 196, где лицо с тем же самым именем Ардия (но здесь он назван сыном Нанайя-уцалли и надзирателем над храмовыми рабами Владычицы Урука, т.е. Иштар) отдает внаем частновладельческому рабу рабыню, принадлежавшую храму Эанна, за три сикля серебра (при этом срок найма не указан). Этот же Ардия известен также из контракта YOS 7, № 111 от 1-го года царствования Камбиза (529 г. до н.э.), где он берет на себя совместно с другим храмовым чиновником поручительство за нескольких лиц, которым были предъявлены обвинения в различных мелких хищениях храмового имущества.

В тексте № 175 рассматриваемого здесь 21-го тома содержится сообщение о том, что трое предпринимателей, которые находились в пути, направляясь в Урук, подверглись грабежу, но вскоре преступники были пойманы. Далее в письме содержится просьба к администрации вернуть им, предпринимателям, их имущество. Из письма № 96 мы узнаем о том, что человек, зависимый от храма, будучи в пути под надзором отправителя письма, бежал, захватив с собою муку, одежду и обувь своего конвоира. В письме № 161 сообщается о том, что десять работников покинули место своего назначения и, кроме того, десятник самого отправителя письма исчез вместе с деньгами, данными ему для закупки продовольствия для этих работников. В № 137 содержится просьба к адресату не пренебрегать своим долгом и заботиться о пяти работниках, ибо «жизнь аккадцев» доверена ему. В другом письме (№ 88) говорится о том, что его отправитель передал адресату золото и поэтому желает получить за это подарок.

Текст № 199 содержит список мужчин из сословия свободных, в присутствии которых некий Апла сознался управляющему Эанной в том, что он передал верхнее платье, принадлежащее этому святилищу, одному лицу, что было противозаконным актом. Кроме того, в тексте к этому прибавлено еще одно обвинение, а именно - в том, что Апла унес из кладовой храма платье и продал его за серебро. Документ об этом составлен во 2-м году правления Дария I (см. с. 30 рассматриваемого тома).

Документ № 98 - это мольба к адресату прислать деньги, ячмень и одежду, чтобы снабдить продовольствием работников, которые голодают и к тому же остались без одежды. В письме № 90 содержится просьба прислать различные сорта цветной шерсти, чтобы изготовить одежду для бога Адада, а в № 139 - прислать шерсть для одежды и колчан для несения стражи. Следующее письмо (№ 85) содержит указание одной женщине заниматься разбрызгиванием воды во внутренней части храмовой округи, а письмо № 200 - распоряжение о том, чтобы раб Эанны привел к определенному сроку свою сестру, храмовую рабыню, и передал ее управляющему храмом. Документ датирован 4-м годом царствования Дария I (518 г. до н.э.).

Письмо № 167 адресовано одному из храмовых служащих, в нем сообщается о том, что некий Ибнайя развелся с женой и по этому случаю надо провести расследование. Письмо № 109 содержит сообщение о том, что из-за вставного месяца почти прекратились регулярные жертвоприношения, предназначенные для бога Шамаша, и поэтому необходимо новое поступление фиников. Отправитель письма № 82 сообщает, что он передал необходимое количество овец сборщику налогов (гаЬ §1Ьй) и теперь в храме Эбаббар осталось мало овец, посланных из города Ларсы. Письмо № 98 -это настоятельная просьба прислать деньги, ячмень и одежду для снабжения работников, которые голодают и не имеют одежды.

2 См. Уап Driel 1998; Juгsa 2004.

3 См. Dandamayev 1993.

Эанна была главным святилищем богини Иштар и экономическим центром Урука. В его архиве сохранилось по меньшей мере 8000 текстов нововавилонского и ахеменидского времени всех видов. Это самый крупный архив указанного периода, если не считать архив храма Эбаббар в Сиппаре, где сохранилось около 30 тысяч документов и писем разных жанров. Гораздо меньше данных из архивов храмов Эсагил в Вавилоне, Эзида в Борсиппе, Экур в Ниппуре и Экиш-Нугаль в Уре. Эанна была главным святилищем богини Иштар и экономическим центром округи города Урука. Ее территория, кроме самого города, включала еще 107 поселений гораздо меньшего размера. При этом Эанна владела приблизительно 16 000 га земли, ее имущество также насчитывало 5000-7000 голов крупного рогатого скота и 154 000 овец и коз. Этот храм располагал также несколькими сотнями рабов, значительную часть которых составляли квалифицированные ремесленники. Вавилонские храмы играли большую роль в социальной и экономической структуре общества, будучи центрами ремесленной жизни, а также крупными землевладельцами и рабовладельцами. Вслед за Уруком Сиппар тоже можно считать храмовым городом. Его главное святилище Эбаббар владело приблизительно 330-430 кур (412,5-537,5 га) финиковых плантаций и 1000 кур (1250 га) зерновых полей. В земледелии этого храма было занято около 120 работников, не считая 60 садовников, которые обрабатывали лишь 1/3 угодий. Остальную часть земли сдавали в аренду. В хозяйстве Эбаббара работало также по меньшей мере 125 квалифицированных ремесленников. В нововавилонский и ахеменидский периоды Эса-гил в Вавилоне, Эбаббар в Сиппаре, Эзида в Борсиппе и Эанна в Уруке были самыми крупными храмами в Месопотамии. Каждый из них был посвящен соответствующему

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком