научная статья по теме ЦАРСТВО КЛАВИШ И СТРУН Науковедение

Текст научной статьи на тему «ЦАРСТВО КЛАВИШ И СТРУН»

ЦАРСТВО КЛАВИШ И СТРУН

Ольга БОРИСОВА, журналист

«Из наслаждений жизни одной любви музы ка уступает; но и любовь мелодия...», - говорил гений нашей поэзии Александр Пушкин устами одного из персонажей трагедии «Каменный гость». Действительно, искусство звука, появившееся у человечества значительно раньше, чем речь (сначала было пение без слов), способно выражать и более того -

порождать у слушателей любые эмоции, врачевать недуги, являясь самым мощным средством воздействия на личность. Не случайно его изучают как философы, искусствоведы, так и психологи, биологи, физики, математики. Вклад в такие исследования вносит и крупнейшая в мире сокровищница артефактов, связанных с этим феноменом, -Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки,

отмечающий 100-летие в 2012 г.

Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

В залах экспозиции.

В 1912 г. в Московской консерватории состоялось открытие Музея им. Н.Г. Рубинштейна — ее основателя*, первого директора, выдающегося пианиста-виртуоза и дирижера. Его бывший кабинет стал хранилищем уникальных рукописей, документов, инструментов, книг, автографов, личных вещей великих композиторов и исполнителей, других раритетов, накапливавшихся в этом ведущем отечественном высшем музыкальном учебном заведении с первых лет его существования. Постепенно коллекция росла и в 1943 г. получила статус Государственного центрального музея музыкальной культуры, а в 1954 г. ему присвоили имя основоположника национальной композиторской школы Михаила Глинки, 150-лет со дня рождения которого тогда отмечали. В 1981 г. сокровищницу перевезли в построенное для нее просторное здание с концертным залом (улица Фадеева). С 1995 г. это собрание, круп-

*Московская консерватория была учреждена Николаем Рубинштейном (совместно с князем Николаем Трубецким) в 1866 г. (прим. ред.).

нейшее в мире подобного профиля (около 1 млн единиц хранения), входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

Развернутая здесь постоянная выставка «Музыкальные инструменты народов мира» знакомит нас с почти 900 отечественными и зарубежными (из более 50 стран) раритетами — частью уникальной коллекции, складывающейся в Московской консерватории с конца 1880-х годов и насчитывающей свыше 3000 предметов. Гордость ее, несомненно, — гусли XIII-XIV вв., найденные в 1950-1960-х годах во время раскопок в Великом Новгороде, а также творения знаменитых итальянских скрипичных мастеров XVI-XVIII вв. Гаспаро Бертолотти да Сало, семейства Амати (Николо, Антонио и Иеронима), Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Самый старинный и редкий из созданных ими шедевров, имеющихся в музее, — альт конца XVI в. работы да Сало (его изделий в мире осталось не больше десяти). А восемь

скрипок, альт и виолончель несравненного Страдивари демонстрируют ступени совершенствования его искусства, венцом которого специалисты считают отлично сохранившуюся скрипку 1736 г. из собрания князей Юсуповых.

Не меньший интерес представляет балалайка Василия Андреева — замечательного композитора, музыканта-виртуоза, просветителя, страстного пропагандиста национального искусства, основателя (1888 г.) и руководителя первого оркестра русских народных инструментов, с триумфом выступавшего в Англии, Франции, Германии, Америке. Ее изготовил в 1902 г. специально для маэстро «балалаечный Страдивари», как называли его современники, Семен Налимов. Любопытно, что подобные «треугольные лютни», как именуют их на Западе, ставшие одним из символов России, не имеют древнего славянского происхождения и завоевали в ней популярность лишь во второй половине XVII в.

Очень нарядно и торжественно выглядит «серебряная коллекция» музея — трубы из благородного металла, полученные нашими полками в награду за подвиги в сражениях с французской армией во время Отечественной войны 1812 года. Каждую из них обвивает орденская георгиевская лента с кистями, черный и желто-оранжевый цвета которой символизируют дым и пламя — доблесть на поле боя.

Отдельный зал занимают профессиональные инструменты европейской традиции. Среди них флей-

Колокол церкви села Новоспасское, где родился Михаил Глинка. 1784 г.

ты; пошетты XVII в. — миниатюрные скрипки учителей танцев; похожий на извивающуюся змею серпент (предшественник тромбона, валторны, тубы, геликона и пр.); виолы XVIII в. — прародители современных скрипок и виолончелей; уникальный спинет (разновидность клавесина) 1565 г. семьи Медичи (правителей Флоренции, поддерживавших талантливых художников и архитекторов), украшенный тремя миниатюрами с портретами ее представителей. В музее находится и старейший орган России, изготовленный в 1868 г. немецким мастером Фридрихом Ладегастом по заказу купца и мецената, музыканта-любителя Василия Хлудова, в 1886 г. подаренный владельцем Московской консерватории.

В другом разделе представлены инструменты, в разное время пользовавшиеся популярностью среди любителей музыки. Это, например, цистры (похожие на мандолины), распространенные в странах Западной Европы в ХУ-ХУШ вв.; гитары — прежде всего Татьяны Дмитриевой, или, как ее называли, цыганки Тани, которую в конце 1820-х — начале 1830-х годов любил слушать Александр Пушкин*, а также подаренная в начале XX в. великому певцу Федору Шаляпину исполнительницей цыганских романсов Настей Поляковой и др. Украшение экспозиции — роскошно декорированные изделия ведущих фортепианных фирм XIX в., французских Егагё, Р1еуе1 и немецкой ВеБсМет, уникальный дорожный спинет-бюро (клавишный инструмент с выдвигающейся клавиатурой, отделанный перламутром; Фландрия, 1593 г.).

Отдали дань организаторы постоянной выставки и возрождаемому ныне древнему русскому искусству колокольных звонов. Здесь можно увидеть большой благовестник весом свыше 150 кг с выгравированной надписью, свидетельствующей, что его отлили в 1784 г. для храма села Новоспасское Смоленской губернии. Там, в родовой усадьбе предков, родился и провел детство Михаил Глинка. Еще один замечательный экспонат, причем единственный в мире такого рода, — передвижная концертная установка «Русская звонница «София» для сольной и совместной игры с ансамблем или оркестром, состоящая из шести колоколов, нескольких металлических пластин и синтезатора. Ее создали в 2009 г. в Москве композитор, пианист Михаил Иванов, дизайнер Сергей Лошаков, звонарь Александр Чайка, литейщики Борис и Олег Нюнины и художник Татьяна Киселева, украсившая навершия опорных колонн эмалевыми изображениями ангела, льва, тельца и орла.

Поражает разнообразием собрание народных инструментов, представляющих фольклорное музыкальное искусство России, Украины, Молдовы, Закавказья, Средней Азии и Казахстана (Август Эйх-

*См.: В. Непомнящий. Феномен Пушкина в свете очевидностей. — Наука в России, 1999, № 3 (прим. ред.).

горн, служивший в 1870-1883 гг. капельмейстером в Туркестанском военном округе, привез оттуда коллекцию из 36 таких раритетов), а также стран дальнего зарубежья. Есть в экспозиции и необычное пианино, сделанное в 1864 г. по чертежам писателя, философа, педагога, музыковеда князя Владимира Одоевского, называемое им самим энгармоническим клавицином: оно имеет дополнительные клавиши, позволяющие воспроизводить гармонию, свойственную строю народных песен. Напомним, изобретатель этого фортепиано — автор хорошо знакомой отечественным читателям сказки «Городок в табакерке» (1834 г.), увлекательно рассказавший детям об устройстве музыкальной шкатулки.

Надо сказать, подобные звуковоспроизводящие устройства занимают в музее специальный зал. Здесь множество музыкальных ящиков разных эпох, форм и размеров, шарманки, граммофоны, патефоны и т.д. А рядом неизменно привлекающий внимание посетителей электромузыкальный инструмент терменвокс, созданный российским физиком Львом Терменом в 1920 г. и во время его поездок за рубеж пользовавшийся огромным успехом у слушателей. Немало тут и других удивительных экспонатов, причем многие можно не только увидеть, но и услышать — записи их голосов звучат в залах экспозиции.

Музей располагает богатейшими архивно-рукописным (свыше 400 тыс. единиц хранения) и книжным (более 200 тыс. томов) фондами. Это автографы, мемуары, дневники, письма, партитуры, клавиры*, прижизненные издания сочинений великих композиторов, старопечатные отечественные и зарубежные ноты XVIII — первой половины XIX в., афиши, программы, периодика, научная, справочная литература, художественные альбомы, подаренные консерватории библиотеки и т.д. А великолепный фонд изобразительных материалов способен составить самостоятельную галерею: он включает картины, эскизы декораций и костюмов к музыкальным спектаклям прославленных российских мастеров кисти, графику, скульптуру, произведения прикладного искусства, фотографии, увековечившие оперные премьеры, конкурсы, фестивали, концерты и пр.

Этот обширный материал позволяет проследить всю историю отечественной и зарубежной музыки, театра, искусствоведения, фольклора, декорационной живописи и т.д. Так, рукописные певческие книги XVI-XVII вв. рассказывают нам о знаменном (основной вид древнерусского богослужебного пения), демественном (одноголосный, применяемый в особо торжественных случаях) и партесном (многоголосный, распространенный в православных обрядах в XVII — первой половине XVIII в.) распевах, послуживших основой профессионального отечественного вокального искусства. Время сохранило да-

*Клавир — переложение партитуры, оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано (прим. ред.).

Передвижная концертная установка

«Русская звонница «София». 2009 г.

же имя одного из самых выдающихся мастеров этого жанра рубежа XVII-XVШ вв. — московского певчего дьяка Василия Титова.

Знакомство с оперой в нашей стране началось с придворных постановок итальянских спектаклей, в частности осуществленных труппой композитора Франческо Арайя (1730-е годы). Среди реликвий, связанных с театральной жизнью тех лет, — изданное в Санкт-Петербурге в 1736 г. либретто его произведения «Сила любви и ненависти» в переводе выдающегося поэта

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком