научная статья по теме ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТЬ К НАРУШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ Психология

Текст научной статьи на тему «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТЬ К НАРУШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2009, том 30, № 6, с. 3-16

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ И СКЛОННОСТЬ К НАРУШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ1

© 2009 г. Т. Н. Смотрова*, В. В. Гриценко**

*Кандидат психологических наук, зав. кафедрой общей и социальной психологии Балашовского института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Балашов **Доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и социальной психологии Смоленского

гуманитарного университета, Смоленск

Рассматривается проблема психологической предрасположенности населения к нарушению социальных и нравственных норм в динамике за последние 5 лет. Дан сравнительный анализ ценностных ориентаций, существующих в сознании населения на уровнях групповых идеалов и индивидуальных эталонных моделей. Показана взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к нарушению социальных норм. Эмпирически установлено содержание ценностно-ориентационных моделей, следование которым является показателем предрасположенности к соблюдению или нарушению социальных и нравственных норм.

Ключевые слова: девиантное поведение, склонность к нарушению социальных норм, отношение к соблюдению нравственных норм, ценностные ориентации.

В последние десятилетия современное российское общество претерпевает кардинальные преобразования, затрагивающие практически все сферы его жизни. На фоне проводимых в России социально-экономических и политических реформ в массовое сознание внедряются новые аксиологические модели и социально одобряемые поведенческие стандарты наряду с существованием прежних норм и ценностей. В результате складывается ситуация ценностно-нормативного полиморфизма, в которой происходит нивелирование традиционных нравственных ориентиров. В модернизированном мире нет достаточно жесткой регламентации образа жизни и поведения, которая характерна для традиционной культуры. Все большую значимость в нем по сравнению с традиционными обществами приобретает умение самостоятельно планировать свою жизнь, нести ответственность за постоянно совершаемые жизненно значимые выборы. В условиях свободы ценностно-нормативного выбора при ограничении или расширении материальных возможностей наблюдаются разнообразные формы поведения, в том числе и девиантные, связанные с нарушением социальных и нравственных норм.

1 Исследование осуществлялось при финансовой поддержке РГНФ (проект № 06-06-00305а).

Особую актуальность обозначенная проблема имеет в условиях движения государства к становлению демократического правового общества, развитие которого невозможно без соблюдения всеми его гражданами единых законов. В практике же общественной жизни достаточно часто наблюдаются ситуации, когда граждане для реализации своих конституционных прав используют ненормативные средства. Особого размаха этот процесс достигает среди населения в связи с некритичным усвоением пропагандируемых новативных ценностей и установок в отрыве от социально позитивных способов их реализации.

В психологической науке все многообразие подходов к исследованию взаимосвязи отношений между человеком и социальной средой может быть сведено к оппозиции антропо- и социо-центризма.

В центре внимания антропоцентризма находятся потребности и интересы личности. Для социо-центризма исходным является социальная норма, т.е. интересы социальной среды. При решении задач настоящего исследования необходимо интегрирование вышеназванных подходов.

В процессе изучения предрасположенности к нарушению социальных норм и правил исходным является определение девиантного поведения в

узком смысле - как незначительных проступков, не попадающих под статьи Уголовного кодекса. То есть под девиантным поведением личности понимается поведение, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ценностям. "Социальная норма - обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретно-исторических условиях жизни общества" [4, с. 29]. При оценке поведенческой нормы и девиации мы исходим из позиций социального и этнокультурного подходов. Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. Следовательно, девиантным будет любое поведение, которое явно или потенциально опасно для общества, окружающих человека людей. Этнокультурный подход рассматривает девиации сквозь призму традиций того или иного сообщества людей. Считается, что нормы поведения, принятые в этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп людей. В качестве показателей склонности к деви-антному поведению будет выступать степень выраженности установок, отражающих отношение респондентов к соблюдению или нарушению норм и правил поведения.

При изучении ценностных ориентаций мы исходим из двух определений ценностей. Первое: ценности понимаются как представления о целях, которыми люди руководствуются в своей жизни (М. Рокич, С. Шварц, У. Билски). Ценностям отводится одно из центральных мест в структуре мотивации деятельности человека, роль регуляторов поведения. Второе определение более традиционно: под ценностями понимается значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям личности (А. Маслоу, Ф. Клакхон, Ф. Стродбек). Также в основу эмпирического исследования ценностных ориентаций заложена позиция, отражающая разноуровневую представленность ценностей в индивидуальном и массовом сознании.

Анализ структуры ценностно-мотивационных типов проводился на основе теоретической концепции С. Шварца и У. Билски с применением их опросника.

Обратимся к ее описанию в изложении Н.М. Лебедевой [5].

С. Шварц и У. Билски рассматривают ценности как некие (часто неосознаваемые) критерии выбора и оценки человеком своих поступков, а

также оценки других людей и событий. Основные типы человеческой мотивации, которые определяют направленность как конкретных действий индивида, так и всей его жизненной активности, Шварц и Билски выводят из трех универсальных человеческих потребностей (биологические нужды, потребности согласованного социального поведения и потребности выживания и благосостояния своей группы).

Каждому типу мотивации (или ценности) соответствует своя ведущая мотивационная цель:

1. Саморегуляция. Мотивационная цель -свобода мысли и действия (выбор, творчество, познание), обусловленные потребностью индивида быть автономным и независимым.

2. Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотивационная цель - новизна и состязательность в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3. Гедонизм. Мотивационная цель - удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. В основе его лежит необходимость удовлетворения биологических потребностей и испытываемое при этом удовольствие.

4. Достижение. Мотивационная цель - достижение личного успеха в рамках разделяемых культурных стандартов и вследствие этого - получение социального одобрения.

5. Власть. Мотивационная цель - достижение социального статуса, престижа и влияния на других людей. В основе - потребность в доминировании, господстве, лидерстве.

6. Безопасность. Мотивационная цель - стабильность, безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида. В основе - потребность в адаптированности и предсказуемости мира, снижении неопределенности.

7. Конформность. Мотивационная цель -ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальную гармонию. Выводится из потребности групп к самосохранению и выживанию и потребности личности гармонично взаимодействовать с другими людьми, подавляя при этом свои социально-разрушительные наклонности.

8. Традиция. Мотивационная цель - уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии. Традиционное поведение становится символом солидарности группы, выражением уникальности её картины мира.

9. Благосклонность. Мотивационная цель -поддержание и повышение благополучия людей,

с которыми человек находится в контакте. В основе лежит потребность позитивного взаимодействия в целях благополучия группы и индивидуальная потребность в аффилиации.

10. Универсализм. Мотивационная цель - понимание, благодарность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы. Этот мотивационный тип не был выведен априори из трех указанных универсальных человеческих потребностей, а был обнаружен эмпирическим путем при исследованиях ценностей. В основе этой цели, по-видимому, лежат универсальные потребности в красоте, гармонии и справедливости.

Помимо этого Шварц и Билски разработали теорию динамических отношений между данными ведущими типами человеческой мотивации. Логика отношений между ценностями выводится авторами из отношений между мотивами поведения и соответствующими им поступками. Каждый тип мотивации имеет цель, руководящую стремлениями человека, которые в свою очередь приводят к согласованным или противоречивым действиям. Таким образом, конфликт или гармония между ценностями определяют в конечном счете стратегию его поведения. Авторы предложили следующую типологию противоречий между ценностями:

1. Ценности сохранения (Безопасность, Конформность, Традиция) противоречат ценностям изменения (Стимулирование, Саморегуляция). Здесь явная оппозиция между ценностью автономии взглядов и действий индивида и ценностью сохранения традиций, поддержания стабильности общества.

2. Ценности самопреодоления - выхода за пределы собственного эго (Универсализм, Благосклонность) - противоречат ценностям самовозвышения - акцентировании "самости" (Власть, Достижение, Гедонизм). Здесь также явная оппозиция между заботой о благе других и стремлением к доминированию над другими.

В непротиворечивых отношениях между собой, по мнению авторов, находятся следующие типы мотиваций:

Власть и Достижение - оба мотивационных типа делают акцент на социальном превосходстве и уважении со стороны других людей.

Достижение и Гедонизм - оба нацелены на получение удовольствия, потакание самом

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком