научная статья по теме ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 80-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Е.А. ДАВИДОВИЧ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА, АКАДЕМИКА РАЕН, ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Б.А. ЛИТВИНСКОГО (МОСКВА, 3-5 АПРЕЛЯ 2003 Г.). ОТВ. РЕД. Е.А. АНТОНОВА, Т.К. МКРТЫЧЕВ М.: ВОСТ. ЛИТ-РА, 2005. 799 С, ИЛЛ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА. МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ 80-ЛЕТИЮ ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Е.А. ДАВИДОВИЧ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ НАУК ТАДЖИКИСТАНА, АКАДЕМИКА РАЕН, ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК Б.А. ЛИТВИНСКОГО (МОСКВА, 3-5 АПРЕЛЯ 2003 Г.). ОТВ. РЕД. Е.А. АНТОНОВА, Т.К. МКРТЫЧЕВ М.: ВОСТ. ЛИТ-РА, 2005. 799 С, ИЛЛ»

ВОСТОК (ОЫЕК8)2СЮ8 < 1

203

РЕЦЕНЗИИ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА.

Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию доктора исторических наук Е.А. Давидович и действительного члена Академии наук Таджикистана, академика РАЕН, доктора исторических наук Б.А. Литвинского (Москва, 3-5 апреля 2003 г.).

Отв. ред. Е.А. Антонова, Т.К. Мкртычев М.: Вост. лит-ра, 2005. 799 с., илл.

© 2008 С. А. ЯЦЕНКО

Рецензируемый сборник представляет собой публикацию материалов конференции, посвященной 80-летию двух крупнейших советских и одних из наиболее известных в мире востоковедов, супругов Елены Абрамовны Давидович и Бориса Анатольевича Литвинского. Оба юбиляра познакомились во время учебы в одной из школ города Ташкента и живут вместе более 60 лет -почти всю свою взрослую, долгую и плодотворную жизнь. Эта супружеская пара являет редкий в мировой науке пример двух близких людей с одинаковым по уровню блестящим интеллектуальным потенциалом, подкрепленным большой творческой активностью, постоянной взаимопомощью. Их интеллектуальная мощь соединяется с огромной эрудицией, доброжелательностью к настоящим ученым, к творческой молодежи. Как и положено счастливой супружеской паре, они удачно психологически дополняют друг друга. Плодотворная работа обоих сегодня ясно показывает, что труженик науки может сохранять творческую активность, блестящую память и острое восприятие новизны, даже перешагнув 80-летний рубеж.

Научная деятельность Е.А. Давидович и Б.А. Литвинского началась в Ташкенте, с 1952 г. продолжилась в столице Таджикистана Душанбе, а с 1971-1972 гг. и по сей день она прочно связана с московским Институтом востоковедения РАН, где они возглавили соответственно Сектор исторического источниковедения и Отдел истории и культуры Древнего Востока. Все разнообразные аспекты научной, научно-педагогической и организационной деятельности Е.А. Давидович и Б.А. Литвинского трудно перечислить. Как справедливо заметил академик РАН Г.М. Бон-гард-Левин, не будет ошибкой назвать обоих юбиляров крупнейшими гуманитариями России. В мировой науке Елена Абрамовна знаменита более всего всесторонним изучением средневековой мусульманской нумизматики Центральной Азии, а Борис Анатольевич - исследованием буддийской культуры этого региона и капитальными публикациями разнообразных археологических памятников Ферганской долины, Памира, Таджикистана, Узбекистана, китайского Синьцзяна (среди которых особенно знамениты греко-бактрийский храм Тахти-Сангин и буддийский монастырь Аджина-Тепа) с великолепными историко-культурными комментариями. В сборнике приведены полный список публикаций Б.А. Литвинского (503 работы с 1949 по 2004 г., более 90 редактированных изданий) и список основных публикаций Е.А. Давидович (205 работ с 1945 по 2004 г.).

Естественно, что юбилей этих исследователей Центральной Азии сопровождался множеством официальных и неофициальных поздравлений от учреждений, учеников и поклонников их научной деятельности из разных городов и стран мира. Юбилейная конференция была организована в Государственном музее Востока (ГМВ). Сборник открывается вводной статьей одного из редакторов, зам. директора ГМВ по научной работе Т.К. Мкртычева. Этот небольшой, написанный неформально, хорошим языком текст удачно и емко описывает творческий путь Е.А. Давидович и Б.А. Литвинского и их основные научные достижения. Статья сотрудницы ИВ РАН М.Б. Мейтарчиян (с. 7-19) представляет весьма полную хронику работы конференции, праздничных мероприятий и поздравлений. Среди них были поздравления от президента Таджи-

кистана и таджикской Академии наук, от многих ведущих научных организаций России и от Французского национального центра научных исследований (удачным следует признать также включение в сборник фрагмента выступления академика Франции П. Бернара в связи с присуждением Б.А. Литвинскому премии Романа Гиршмана).

Одна из главных тем сборника - анализ религиозных верований. Статья Е.В. Антоновой (с. 105-117) посвящена трактовке остатков костей животных как следов жертвоприношений на поселениях и могильниках Бактрийского-Маргианского культурного комплекса бассейна Средней Амударьи эпохи поздней бронзы. Автор акцентирует внимание на разнообразии вероятных трактовок жертвоприношений, широко привлекая исторические и этнографические материалы соседних территорий. Ф.Л. Хельт (с. 721-726) рассматривает изображения Посейдона в античной Бактрии в контексте популярности такой его ипостаси, как Посейдон-Гиппей. Исследование Е.В. Абдуллаева (с. 73-80) посвящено влиянию на манихейство античной философии, прежде всего платонизма. Автор полагает, что Мани мог быть напрямую знаком с последним через учение Амелия, а образ голоса - "спутника" в житии Мани может быть результатом знакомства с трактовкой сократовского "демона" в платонизме. K. Ло Мусио (с. 477-496) анализирует изображение "Будды в пламени" из бактрийского Кара Тепе в контексте буддийских представлений о смерти и перевоплощении.

В статье В.П. Андросова (с. 81-104) весьма критично оцениваются недостатки перевода отечественными буддологами религиозных текстов с санскрита, пали и тибетского. Исследование Л.А. Чвырь (с. 726-747) посвящено шаманству уйгуров китайского Синьцзяна (Восточного Туркестана): основным действиям шаманов, роли шаманства в исламском уйгурском обществе XIX - начале XX в. и двойственному восприятию самого шаманства носителями данной культуры.

Другой большой тематический блок статей связан с изучением искусства древних обществ.

A.-П. Франфор (с. 711-720) рассматривает сюжет тавромахии (поединка человека с быком) в искусстве древнейших цивилизаций Средней Азии на фоне иконографических аналогий от культуры Хараппы до Сирии. М.Н. Погребова и Д.С. Раевский (с. 578-588), анализируя формирование искусства "скифо-сибирского звериного стиля", приходят к выводу о том, что содержание его образов отражало вербальную культуру кочевников, в частности космологические воззрения, и было понятно его рядовым потребителям, в то время как конкретные элементы иконографии заимствовались из разных развитых традиций в рамках так называемого искусства цитат. Дж. Бордман (с. 205-214) характеризует детали оформления золотых ножен кинжала из Амуда-рьинского клада (клада Окса) и рассматривает вопрос о возможности доахеменидской датировки изделия. Исследование Н.С. Байматовой (с. 145-171) посвящено сводчатой архитектуре доисламской Средней Азии на протяжении около 4000 лет. Автор показывает распространение и развитие определенных архитектурных форм во взаимосвязи с климатом, сейсмичностью, практическими задачами строительства и расселением в "западной" и "восточной" областях данного региона.

В статье Э.В. Ртвеладзе (с. 640-651) отмечается, что глиняные статуэтки Будды из Кампыр-тепа в Бактрии, по данным стратиграфии, безусловно датируются временем до Канишки I, и это уточняет хронологию проникновения буддизма на юг Средней Азии. С.Я. Берзина (с. 191-204) посвятила свой очерк двум среднеазиатским находкам, свидетельствующим о влиянии римской военной символики на аналогичную парфянскую. Иконография изображений воинов в чешуйчатом доспехе в гандхарском искусстве исследуется Д. Фаченной (с. 692-710). Г.А. Кошеленко и

B.А. Гаибов (с. 365-382) рассматривают сирийскую мозаику из частной московской коллекции с иконографической схемой "Александр побеждает персов при Иссе" и приходят к выводу, что изображение отражает конфликт с персами первой половины III в. Статья И.А. Аржанцевой и О.Н. Иневаткиной (с. 118-144) посвящена анализу неопубликованных пока "новых" прорисовок знаменитых росписей "Зала послов" в древнем Самарканде (Афрасиабе), сделанных в 1978 г.: уточнению ряда технологических приемов мастеров и многих деталей изображений. Т.К. Мкрытчев и Дж.Я. Ильясов (с. 497-523) рассматривают серию раннесредневековых глиняных плакеток с изображениями божеств из буддийского Тохаристана, иконографию их образов и в ряде случаев - происхождение последних. Г.В. Шишкина (с. 755-775) дала детальную характеристику монументального сооружения предарабского времени к западу от Самарканда, возможно зороастрийской погребальной дахмы. А. Наймарк (с. 524-542) исследует свидетельства "Истории Бухары" Наршахи о строительстве при Исмаиле Самани мечети на месте прежней резиденции бухархудатов в Варахше в контексте политики этого правителя.

Серия статей связана с проблемами общеисторического характера, в частности с вопросами этнокультурного взаимодействия, этногенеза, политической истории отдельных стран, общественного устройства, изучения городской жизни. Выявлению памятников древних индоиранцев посвящена статья Е.Е. Кузьминой (с. 383-411). В ней рассмотрены методологические и фактические ошибки ряда современных авторов, подчеркивается значение конкретных среднеазиатских памятников для решения индоиранской проблемы. Л.Т. Яблонский (с. 776-791) полагает, что версия Е.Е. Кузьминой о тесной связи индоиранцев с центральноазиатскими культурами "ан-дроновского" круга пока не подтверждается ни археологическим, ни тем более антропологическим материалом. Он склонен выводить предков индоиранцев из районов Зауралья и Западной Сибири. И.В. Пьянков (с. 600-620) на примере анализа различных письменных традиций реконструирует сословное и более дробное социальное деление древних ираноязычных народов. В.Н. Пилипко (с. 562-577) предложены уточнения дат правления ряда царей парфянского Ирана на основе совокупного изучения письменных и эпиграфических источников, их иконографии на монетах. В статье Е.Е. Неразик (с. 542-561) дан очерк проблем, связанных с изучением городов Хорезма античной эпохи, в частности, освещены этапы градостроительства, их внутреннее устройство и отражение в нем социальной стратификации. Л.Р. Кызласов (с. 450-463) рассматривает использование языка и письменности согдийцев в ранних тюркских государствах, подчеркивает их роль в распространении манихейства в Евразии.

Еще один комплекс проблем, рассматриваемый в сборнике, - ремесленное производство Средней Азии и сопредельных регионов. Н.В. Полосьмак и Л.П. Кундо (с. 589-5

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком