научная статья по теме ЦЕРЕМОНИАЛ КОРОНАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ЦЕРЕМОНИАЛ КОРОНАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

ропеизации лестница придворных чинов и служителей, во все многочисленные ежегодные светские празднества двора органично вошла утренняя религиозная часть - «орден духовный», соблюдались посты, а православные праздники продолжали оставаться важнейшими придворными мероприятиями. Вместе с тем очевидно, что в XVIII в. сама религиозность, те формы, в которых осуществлялось участие Двора в богослужении, эволюционировали. Изменилась система царских «выходов на праздники», другим стал круг наиболее почитаемых святых. Отправление православного культа получило тенденцию замыкания внутри дворца и придворного общества. Так, большинство служб стало проходить в придворных церквах, и допускались на них только придворные чины и лица, имеющие приезд ко Двору, посещение же столичных храмов было явлением достаточно редким и обусловленным, как правило, военными победами. Редкими стали и поездки на богомолья в монастыри.

Наконец, в европеизации ясно проступали традиционные взгляды русского допетровского общества на свою страну и своё место в мире. Проявлялись они не только в консервативном или переработанном на новый лад сохранении традиционного, но и в иной, неявной форме. Освоив языки европейской культуры -её символы, художественные образы, разнообразные формы и приёмы искусства и литературы, русское общество использовало их для выражения своих традиционных политических представлений и пристрастий. Так, меняя инсигнии и вводя новый придворный этикет, оно декларировало своё прежнее независимое от Запада и Востока политическое существование и не соответствовавший европейскому взгляд на свой высокий статус в мире. Ярким примером этого стал закреплённый в наименовании монархов и страны императорский статус.

Таким образом, европеизированный Двор XVIII в., соревнуясь с первыми дворами Европы по богатству, пышности и этикетному лоску, был устроен на принципах дуализма. Став Двором европейским, он сохранил ядро традиционной культуры и самосознания и для подданных императора остался Двором национальным. Православие и традиционная бытовая культура, понятные народу, успешно противостояли стиранию черт русской идентичности, которое предполагала европейская культура Просвещения.

Церемониал коронации в Российской империи

Светлана Амелёхина

«Коронование русских государей, благодаря обстановке и неизменности древнего остова, на который наросло могучее тело, является... зрелищем... ни с чем не сравнимым по захватывающей красоте и внутреннему значению, только в эти немногие часы можно испытать разом всю мощь, всё величие русской Державы»1, - писал А.Н. Мосолов о последней имперской коронации в Московском Кремле в 1896 г. Это впечатление складывалось на основе тщательно разработанного действа, имевшего многовековые традиции и обретшего новое

© 2014 г. С. А. Амелёхина

1 ГА РФ, ф. 1463, оп. 1, д. 1115, л. 265.

звучание в имперский период русской истории. Коронация издревле являлась важнейшим государственным, сакральным и юридическим актом, придававшим в глазах народа легитимность власти. В её церемониале ключевую роль играл комплекс символических предметов и действий, который не являлся неизменным. Его формированию и эволюции в имперский период и посвящена данная статья.

Отсчёт имперского периода в истории России начался 22 октября 1721 г., когда по случаю заключения Ништадтского мира и победоносного окончания Северной войны в Свято-Троицком соборе Санкт-Петербурга от «общего всех верных подданных лица» царю Петру Алексеевичу был поднесён титул императора. В сценарии этого торжества были использованы реминисценции раннего римского коронования, носившего сугубо светский характер, и принятый на рубеже ХУП-ХУШ вв. западный вариант возглашения: «Виват, император!». При этом, разумеется, совершённый уже ранее церковный чин венчания на царство не повторялся2. Однако впоследствии он вошёл в качестве основной составляющей в церемониал имперской коронации, детально разработанный в 1723-1724 гг., а затем эволюционировавший в течение двух столетий.

При его создании в начале XVIII в. были изучены чины венчания на царство Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, Петра и Ивана Алексеевичей, а также описания ряда западноевропейских коронаций, прежде всего тех, в которых принимали участие особы женского пола. Самым ранним из них было описание двойной коронации 1690 г. в Аугсбурге, когда короновались как императрица Священной Римской империи супруга Леопольда I Элеонора Магдалена Тереза фон Пфальц-Нойбург (19 января) и «в короли римские» её старший сын наследник имперского престола Иосиф (26 января)3.Также детально были изучены церемониалы коронования шведской королевы Уль -рики-Элеоноры (17 мая 1719 г. в Упсале) и «короля шведского» Фридриха I (3 марта 1720 г. в Стокгольме). Особый интерес был проявлен к описаниям двух коронаций 1723 г. в Праге: цесаря «Каролуса VI в короля богемского» (5 сентября) и «римской цесаревы (Елизаветы Кристины Брауншвейг-Воль-фенбюттельской. - С.А.) короною богемскою» (8 сентября)4. Не исключено, что следствием этой только что совершившейся помпезной двойной коронации стало обнародование императором Петром Великим манифеста 15 ноября 1723 г., которым объявлялось, что монарх «данной ему от Бога самовластью решился короновать императорским венцом» свою жену Екатерину Алексеевну. При этом смысл предстоявшей коронации отвечал своим, сугубо русским задачам. Среди них были и сакрализация нового титула правителя, и решение вопроса о преемственности власти, и поддержание международного престижа страны, мощь которой демонстрировали видимые блеск и богатство церемониального действа.

Несмотря на перевод российской столицы в Санкт-Петербург, коронационные торжества по традиции решено было проводить в Москве, в кремлёвском Успенском соборе. Для «приготовления всех потребностей» была впервые об-

2 Агеева О.Г. Имперский статус России: К истории политического менталитета русского общества начала XVIII века // Царь и царство в русском общественном сознании. М., 1999. С. 124.

3 РГАДА, ф. 156, оп. 1, д. 103; д. 104, л. 1-2 об.; Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия. М., 2009. С. 124, 236.

4 РГАДА, ф. 156, оп. 1, д. 114; ф. 1239, оп. 3, ч. 78, д. 34739, л. 4; д. 34744, л. 8-20.

разована Коронационная комиссия, которую возглавил действительный тайный советник, сенатор П.А. Толстой. Членами комиссии стали канцлер граф Г.И. Головкин, вице-президенты Святейшего Синода архиепископы Феодосий (Яновский) и Феофан (Прокопович). В дальнейшем все коронации готовили специальные Коронационные комиссии.

24 июня 1723 г. на заседании комиссии был поставлен вопрос о коронационных регалиях - знаках высшей государственной власти, символизирующих законность правления монарха. «Понеже государь изволил восприять титул императорский..., надобно в Кунст-камеру сделать корону цесарскую... против показанного рисунка», - сообщили допущенному на заседание комиссии золотых дел мастеру Самсону Ларионову, приказав всё «содержать секретно», ибо когда «оная корона... будет сделана, то поставится в Кунст-камере якобы старая, а не вновь сделанная»5. 31 июля 1723 г. императрице на выбор было привезено две модели короны - «одна серебряная... невелика, другая жестяная побольше», и было решено, что «лучше жестяная для того, что она побольше»6.

Согласно опубликованному отчёту о торжестве, корона императрицы «сочинена была вся из алмазов и бриллиантов» и украшена «ориентальными перлами, рядом поставленными». В ней был лишь один цветной камень -«ориентальный рубин... величиной больше голубиного яйца..., он поставлен был на верху... о средине короны вместо глобуса, и на оном поставлен был крест из бриллиантов»7. Аналогичным образом описал корону и камер-юнкер Ф.В. Берхгольц, вместе с другими иностранцами посетивший 30 марта 1724 г. Оружейную палату: корона была «сделана... как должна быть императорская корона..., и украшена весьма дорогими каменьями и большими жемчужинами... в этой короне есть очень дорогой и невероятной величины рубин, длиною почти в палец, над которым находится маленький ажурный крест из бриллиантов»8.

Однако когда 9 июля 1724 г. корону (корпус без камней) передавали в кремлёвскую сокровищницу, а затем в 1725 г. выдавали в Санкт-Петербург для церемонии погребения Петра I, её венчал уже не рубин под бриллиантовым крестом, а «яблоко с крестом золотое, наведено финифтью лазоревой»9. Это новое навершие выполнил «золотарь Самсон» (С. Ларионов), получивший 11 июня 1724 г. «семь червонных за покупку золота на державу и крест, что к короне»10. Навершие в виде державы («глобуса», «яблока») с крестом имело, судя по всему, принципиальное значение для обозначения имперского статуса короны. В описании коронации императрицы Священной Римской империи «короною богемскою в Праге» указывалось, что она прибыла на церемонию в «домашней архидуков австрийских короне... наверху крест бриллиантовой на яблоке бриллиантовом», а короновалась другой, созданной к коронации императора Карла IV «яко короля чешского... Оная ж корона, конечно (курсив мой. -С.А.), под крестом яблока не имеет»11.

5 Там же, ф. 1239, оп. 3, ч. 78, д. 34739, л. 2-3.

6 Там же, л. 36.

7 Там же, д. 34741, л. 84-85.

8 Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера Берхгольца. Ч. 4. М., 1860. С. 33-34.

9 РГАДА, ф. 1239, оп. 3, ч. 78, д. 34745, л. 162; ф. 248, оп. 110, д. 315, л. 33, 69; ф. 2, оп. 1, д. 23, л. 3.

10 Книга приходо-расходных комнатных денег императрицы Екатерины I // Русский архив. Кн. 1. 1873. С. 537.

11 РГАДА, ф. 156, оп. 1, д. 115, л. 6-6 об.

3 января 1742 г. корпус короны Екатерины I был «выдан в Санкт-Петербург» ко двору Елизаветы Петровны12, а возвращён в кремлёвскую сокровищницу лишь в 1810 г., но уже без навершия, зато на центральной арке имелась надпись о том, что этой короной была коронована Екатерина I. Дошедший до наших дней в собрании Музеев Московского Кремля корпус позволяет утверждать, что по форме первая российская императорская корона напоминала «дворцовую» или «домашнюю цесарскую» корону императоров Священной Римской империи, «сделанную тем маниром, как оная употребляется в герб

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком