научная статья по теме ЦИРК ДЮ СОЛЕЙ: ВЕЛИКИЙ ПРОЕКТ КАНАДЦА ГИ ЛАЛИБЕРТЕ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЦИРК ДЮ СОЛЕЙ: ВЕЛИКИЙ ПРОЕКТ КАНАДЦА ГИ ЛАЛИБЕРТЕ»

Культура

УДК 79; 7.07; 7.07-05; 7.091; 791.83

ЦИРК ДЮ СОЛЕЙ: ВЕЛИКИЙ ПРОЕКТ КАНАДЦА ГИ ЛАЛИБЕРТЕ

© 2014 г. Т.А. Щукина

Институт США и Канады РАН, Москва

Статья посвящена феномену успеха одного из самых зрелищных и кассовых проектов в мировой развлекательной индустрии последних десятилетий — канадскому коллективу Цирк дю Солей. Особое внимание автор уделяет личности и роли его основателя Ги Лалиберте, который сумел превратить небольшую канадскую компанию не только в глобальную империю развлечений, но и в эффективно действующую и социально ориентированную транснациональную корпорацию.

Ключевые слова: канадский цирк, Цирк дю Солей, Ги Лалиберте, фонд «Одна капля».

В 2014 г. знаменитый Цирк дю Солей (Cirque du Soleil) отмечает своё 30-летие. Уже не один десяток лет этот канадский коллектив дарит своё неповторимое искусство зрителям, и публика отвечает артистам любовью и неиссякаемым интересом к их творчеству. За это время компанией создано 20 первоклассных шоу, которые посмотрели миллионы людей по всему миру. Отзывы и реакция зрителей повсеместно восторженные, независимо от национальных и языковых различий. Вот один из откликов, который наиболее ярко характеризует эмоции и чувства зрителей: «Вы помогли мне понять, кто я есть на самом деле. Я хочу поблагодарить вас за то глубокое потрясение, которое я пережил - за вовлечение меня в восторг, любовь, смех, свободу и мечту» [2]. Надо отметить, что популярность традиционного циркового искусства в последние десятилетия несколько снизилась. Но именно Цирк дю Солей буквально вдохнул в него новую жизнь, открыл неиспользованные ранее возможности и перспективы, соединив их в современной концепции слияния разных цирковых культур и жанров, в результате чего его спектакли стали невероятно зрелищными и необычными. На сегодняшний день он представляет собой самую крупную и динамично развивающуюся цирковую компанию в мире.

Без преувеличения можно сказать, что своему невероятному успеху и популярности труппа обязана гению её создателя Ги Лалиберте (Guy Laliberté), сумевшему воплотить в этом проекте не только свои творческие и художествен* ЩУКИНА Татьяна Александровна - старший научный сотрудник ИСКРАН. E-mail: racs@yandex.ru

ные амбиции, но и продемонстрировать талант бизнесмена и организатора. Его жизнь - яркое подтверждение тому, как талант, вера в мечту, упорный труд могут привести человека к вершинам успеха. По данным журнала «Форбс» на март 2013 г., Лалиберте, состояние которого оценивается в 1,8 млрд. долл. США, занимает 831-е место в списке богатейших людей мира и 17-е в Канаде [5]. Но круг его интересов гораздо шире - он крупный благотворитель, страстный игрок в покер, автор киносценариев и даже космический турист.

Заслуги Ги Лалиберте высоко оценены не только на его родине, но и на мировом уровне. С 1997 г. он - кавалер Национального ордена Квебека (Ordre National du Québec), высшей награды его родной провинции. В 2001 г. Академия великих монреальцев (Académie des Grands Montréalais) присвоила ему звание почётного жителя города. В 2004 г. он был удостоен высшей национальной награды - Ордена Канады (Order of Canada), в том же году издание «Тайм Мэгэ-зин» (Time Magazine) назвало его одним из 100 самых влиятельных людей в мире. В 2008 г. Лалиберте была присуждена почётная докторская степень Лаваль-ским университетом в Квебеке (l'Université Laval, Québec). Годом раньше он получил учрежденную компанией «Эрнст энд Янг» премию «Предприниматель года» (Ernst &Young Enterpreneur of the Year) за достижения в области предпринимательства на местном, национальном и международном уровне. 22 ноября 2010 г. имя знаменитого канадца и название его компании были увековечены на Аллее Славы в Голливуде (Hollywood Walk of Fame) [8].

Ги Лалиберте родился 2 сентября 1959 г. в г. Квебек, в семье представителей среднего класса. С детства родители поощряли в сыне художественные наклонности - занятия музыкой, хоровым пением, народными танцами. В школе страсть и творческие способности к исполнительскому искусству сделали его успешным организатором праздников и массовых представлений. После окончания школы Ги стал работать уличным артистом в Квебеке, развлекал публику игрой на аккордеоне, исполняя народную музыку. Чтобы набраться опыта в своём ремесле и познакомиться с культу/и ЛалиЬерте рами других стран, он, будучи мечтателем по натуре, отправился путешествовать. В 18 лет, бросив учёбу в колледже, уехал странствовать с труппой бродячих циркачей.

В поездке он обрёл незаменимый опыт, который очень пригодился ему впоследствии. Общаясь с циркачами из разных стран, Ги многому у них научился - как глотать огонь, делать фокусы, ходить на ходулях. Но самое главное, что он вынес из своих странствий, это калейдоскоп ярких впечатлений, сумасшедших идей и опыт организатора цирковых представлений. Идея названия созданной им впоследствии труппы пришла к нему на Гавайях, когда он наблюдал закат солнца, образ которого символизирует энергию молодости и непрерывного движения, что, по мнению Лалиберте, должны были стать неотъемлемыми характеристиками нового цирка.

Вернувшись в Квебек в 1979 г., Ги, чтобы как-то поправить своё материальное положение, вынужден был устроиться на работу на гидроэлектростан-

72

цию. Но ему удалось проработать только три дня, так как началась забастовка рабочих, и его уволили. Эту жизненную ситуацию Лалиберте воспринял как знак судьбы, как шанс для осуществления своей мечты. Летом 1980 г. он поступил в профессиональную труппу ходоков на ходулях под руководством Жиля Сте-Круа (Gilles Ste-Croix), с которым в течении последующих сезонов занялся организацией массовых представлений. Особенный успех имел организованный ими летом 1982 г. фестиваль «Ярмарочное гуляние» (La Fête Foraine), где принимали участие уличные артисты не только из Канады, но и из США. Выступления собранных на одной сцене артистов - акробатов, жонглеров, ходоков на ходулях, фокусников, были настолько эффектными и зрелищными, что вызывали восторг публики. В этих представлениях не было номеров с участием животных, что отличало их от традиционных цирковых шоу. В дальнейшем идея цирка без животных стала одной из основополагающих при разработке концепции Цирка дю Солей.

В 1983 г. правительство Квебека выделило грант в 1,5 млн. кан. долл на организацию празднования 450-й годовщины «открытия» европейцами Канады -высадки бретонского мореплавателя Жака Картье на её территории. Чтобы привлечь внимание грантодателей, партнёр Лалиберте Сте-Круа прошагал на ходулях расстояние в 56 миль. Это произвело должный эффект, и грант был получен. Его средства легли в основу проекта «Большое путешествие» (Le Grand Tour), идейными вдохновителями которого стали Ги Лалиберте, Жиль Сте-Круа и Даниэль Готье (Daniel Gauthier), владелец консалтинговой фирмы. Будучи молодой, амбициозной и креативной командой, они мечтали создать новую по своим принципам, ни на кого не похожую, уникальную цирковую компанию. Официальным рождением «Цирка дю Солей» считается 1984 г., когда компания была юридически оформлена под этим названием. Её штат насчитывал тогда 73 человека, Лалиберте занял пост президента и соучредителя наряду с Д. Готье.

В течение трёх лет труппа объездила с гастролями весь Квебек, а также побывала в Торонто, Ванкувере и Оттаве. Путь к успеху был непростым, на первых представлениях присутствовало всего по 800 зрителей. Но постепенно новый коллектив завоёвывал доверие публики, хотя не обходилось и без провалов: на представление в шапито, построенном возле Ниагарского водопада, зрители не пришли, предпочтя наслаждаться красотами природы. О коммерческой выгоде предприятия говорить было преждевременно, и на те небольшие деньги, которые удалось заработать, Лалиберте отправил труппу на фестиваль в Лос-Анджелес в надежде, что он откроет им двери мирового успеха, и не просчитался. Участие в фестивале, на котором присутствовали многие мировые знаменитости, вызвало восторженную реакцию публики. Решив поставить на карту всё, в противном случае у него не было бы даже средств вернуть артистов в Канаду, он не только значительно поправил материальное положение коллектива, но и обеспечил его контрактами на будущее.

С самого начала Ги Лалиберте отказался от стереотипов традиционного циркового искусства, изменив в корне саму идею представления. Убрав его фрагментарность и объединив всё действо в единый драматургический спектакль с одной сквозной сюжетной линией, он создал особый творческий стиль, где нашли органичное соединение эстетика театрального спектакля и зрелищ-ность циркового представления. Номера плавно перетекают один в другой, не нарушая целостную атмосферу действия и восприятия.

73

Много новаторских идей было внедрено и при разработке технического оснащения сценического пространства, в котором используются несколько независимых платформ, вращающихся в разные стороны. Зрители находятся ниже основной сцены, и поэтому арена воспринимается как вывернутая наизнанку. Артисты в фантастически красивых костюмах спускаются сверху, незаметно появляясь из сложно сконструированной системы декораций, технологический уровень которой трудно поддается описанию, настолько он высок. Например, во время шоу «Ка», которое представляет собой эпическую сказку в духе восточных единоборств, на сценическом пространстве устанавливают семь независимых платформ: основная площадка может вставать на дыбы и вращаться в трёх измерениях на одном рычаге, снизу выныривают и исчезают пять столбов, по которым прыгают акробаты, а глубоко внизу невидимая публике страховочная сетка предохраняет пикирующих сверху артистов.

Отказавшись от животных, Лалиберте сделал ставку на высочайший профессионализм исполнительского мастерства участников шоу - акробатов, музыкантов и танцоров. Этого требует и высочайшего уровня сценография, где каждый из персонажей имеет чёткую сценическую задачу. Также шоу Цирка дю Солей знамениты своей нестандартной сложнейшей хореографией. Визитной карточкой считаются крайне трудные в исполнении прыжки нескольких акробатов на батутной перекрестной дорожке под м

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком