научная статья по теме ЦУНЬ МИНБЭНЬ ЦЗОУ СЫСЯН МИНЧЖУ. ХУАНЦЗУНСИ МИНБЭНЬ СЫСЯН ГОЦЗИ СЮЭШУ ЯНЬЦЗЮ ТАОЛУНХУЭЙ ВЭНЬЦЗИ. У ГУАН ЧЖУБЯНЬ (ОТ ИДЕИ «НАРОД - ЭТО ОСНОВА» К ИДЕЯМ ДЕМОКРАТИИ. СБ. СТ. УЧАСТНИКОВ МЕЖД. НАУЧ. СИМПОЗ., ПОСВЯЩ. ИДЕЯМ ХУАН ЦЗУНЗИ. ГЛ. РЕД. У ГУАН) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ЦУНЬ МИНБЭНЬ ЦЗОУ СЫСЯН МИНЧЖУ. ХУАНЦЗУНСИ МИНБЭНЬ СЫСЯН ГОЦЗИ СЮЭШУ ЯНЬЦЗЮ ТАОЛУНХУЭЙ ВЭНЬЦЗИ. У ГУАН ЧЖУБЯНЬ (ОТ ИДЕИ «НАРОД - ЭТО ОСНОВА» К ИДЕЯМ ДЕМОКРАТИИ. СБ. СТ. УЧАСТНИКОВ МЕЖД. НАУЧ. СИМПОЗ., ПОСВЯЩ. ИДЕЯМ ХУАН ЦЗУНЗИ. ГЛ. РЕД. У ГУАН)»

Судьба созданной Е.Г. Спальвиным дальневосточной школы японистов оказалась печальной. Часть его учеников погибла или эмигрировала в годы гражданской войны, а из оставшихся мало кто пережил 1937-1938 гг. (судьба параллельно создававшейся школы китаистов оказалась счастливее: из нее вышли Р.В. Вяткин, М.И. Сладковский, Л.В. Симоновская и другие известные советские специалисты). В научном и даже в методическом плане первое поколение русских японистов очень скоро превзошли ученые, вступившие в науку после них (показательно, например, что транскрипция Поливанова вытеснила транскрипцию Спальвина). И все-таки фундамент, заложенный Е.Г. Спальвиным, Д.М. Позднеевым, В.М. Мендриным и другими, помог развитию отечественной науки о Японии и подготовке кадров специалистов. Сохранить память о Е.Г. Спальвине поможет книга, подготовленная во Владивостоке при участии японских ученых, содержащая много интересных фактов, восстанавливающих картину нашей японистики на одном из ее ранних этапов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алпатов В.М. Изучение японского языка в России и СССР. М., 1988.

Пильняк Бор. Корни японского солнца. Л., 1927.

Пильняк Бор. Камни и корни. М., 1935.

Поливанов Е.Д. За марксистское языкознание. М., 1931.

ЦУНЬ МИНБЭНЬ ЦЗОУ СЫСЯН МИНЧЖУ.

Хуанцзунси минбэнь сысян гоцзи сюэшу яньцзю таолунхуэй вэньцзи.

У Гуан Чжубянь. Ханьчжоу: Чжэцзян гуцзи чубаньшэ, 2006. 478 е.*

© 2008 В. Г. RYPOB

В последние годы руководство Китая проводит курс на соединение положений марксизма с идеями конфуцианства, поэтому обращает особое внимание на традиционную культуру, наследие мыслителей прошлого. Одним из них является известный китайский философ XVII в. Хуан Цзунси (Хуан Личжоу), сыгравший видную роль в становлении китайского просветительства1. Как заявил премьер Государственного Совета КНР Вэнь Цзябао, "идеи Хуан Цзунси о решении важных государственных дел, исходя из печалей и радостей народа, необходимо не только помнить, но и претворять на практике" (с. 9). В апреле 2006 г. на родине мыслителя, в г. Юйяо (пров. Чжэцзян), был проведен специальный международный симпозиум, посвященный творчеству Хуан Цзунси, в котором приняли участие свыше 90 ученых из материкового Китая, с Тайваня, из Японии, Южной Кореи, США и России (автор данной рецензии). Rыло представлено 66 докладов.

В рецензируемой книге - 43 статьи участников симпозиума, представляющие широкий спектр мнений относительно различных сторон мировоззрения китайского философа.

Обсуждая центральную тему - "Идеи Хуан Цзунси об опоре на народ", - подавляющее большинство авторов подчеркивают их демократический характер, благодаря чему они оказали стимулирующее влияние на движение за реформы, развернувшееся в Китае в конце XIX в. Многие деятели этого движения (Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун) не раз обращались к работе Хуан Цзунси "Мин идай фанлу"2. Одновременно авторы многих статей подчеркивают, что идеи, которые

*От идеи "народ — это основа" к идеям демократии. Сб. ст. участников межд. науч. симпоз., посвящ. идеям Хуан Цзунси / Гл. ред. У Гуан. Ханьчжоу: Изд-во Чжэцзян гуцзи, 2006. 478 с.

1 См.: Фишман О.Л. Китайский сатирический роман. М.: Наука. 1966; Rуров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII века Ван Чуаньшаня. М.: Наука. 1976.

2 Существуют различные переводы названия этого произведения: "План для принца", "Неоконченные записки о Минах и варварах", "Пока не настанет рассвет" (см.: Фишман О.Л. Китайский сатирический роман, с. 171-172).

развивал философ, имеют современное звучание и могут быть использованы для строительства современной китайской политической демократии.

Вместе с тем в подходе к оценке взглядов Хуан Цзунси существуют значительные различия. Прежде всего это наблюдается в интерпретации идеи "народ - это основа" и понятия "демократия". По мнению одних ученых, поскольку главный смысл демократии заключается в положении, что "суверенитет принадлежит народу", и в создании демократического строя посредством выборов, хотя, согласно взглядам Хуан Цзунси, субъектом государства является народ, но власть правителя над ним не отрицается, к ней лишь предъявляется требование проводить мудрую политику и опираться на ученых, то нельзя идеи, выдвигавшиеся им, называть пропагандой демократии. Однако в большинстве статей просматривается другая точка зрения. Такое высказывание Хуан Цзунси как: "Хозяином является Поднебесная, а правитель в ней всего лишь гость", недвусмысленно указывает на то, что "народ является главным в своем доме". Следовательно, здесь можно говорить о свойственных философу зачатках демократических просветительских идей, а в его критике абсолютистского режима находить черты, присущие идеологии Просвещения.

Наблюдается различие и в подходе авторов статей к характеристике самой идеи "народ - это основа" и возможности ее реинтерпретации как термина современной демократической политики. Возражая против упрощенного подхода к проблеме сопоставления понятий "народ - это основа" и "демократия", Цзи Пэнчэн (Университет Фогуан, Тайвань) утверждает, что при демократическом правлении лица, обладающие властью, получают ее от народа, в то время как при "опоре на народ" они основываются на "принципе ответственности". По его мнению, только при подлинном понимании и осознании понятия "народ - это основа" и осуществлении его в управлении, при котором народ живет в мире и спокойствии, можно говорить о демократической политике. При демократическом управлении внимание обращается на законность появления статуса у политического деятеля, т.е. права лицам, находящимся у власти, должны вверяться народом. Однако подобный принцип используется и тогда, когда возникает необходимость удостоверить священный характер власти правителя, передать "волю Неба" или когда власть переходит по наследству; в этих случаях применяются другие методы обоснования законности власти. И тогда, считает автор статьи, власть господствующим кругам должна передаваться народом, он должен выбирать их.

Независимо от того, каким образом господствующие круги обрели власть, главным в этом случае являются результаты деятельности правительства. О демократической политике можно говорить только тогда, когда правительственная администрация в своей деятельности опирается на народ. Ван Юй (Академия общественных наук пров. Чжэцзян) утверждает, что главное место в системе ценностей Хуан Цзунси занимает простой народ, поэтому цель политики правителя должна состоять в обеспечении его счастья и идеи повышения политического статуса образованных людей, их активного участия в государственных делах.

Для Пэн Госяна (Университет Цинхуа) мысли, содержащиеся в главе "Учебные заведения" работы Хуан Цзунси (по его словам, она более важная, чем глава "О происхождении правителей"), являются центральными во взглядах философа, поскольку предполагают создать на основе школ систему выражения общественного мнения. Эти идеи, по мнению Пэн Госяна, до сих пор не потеряли своего значения; во многом они созвучны идеям современной западной демократии о public reasoning. Автор статьи предлагает сделать идеи гунъи ("всеобщее высказывание мнений", "всеобщее участие в обсуждении") центральным содержанием "современной демократической политики". В том, что китайское руководство выдвинуло концепцию построения "(социалистического) гармоничного общества", Пэн Госян видит выражение национальной традиции, но считает, что без возможности свободного высказывания мнений такое общество создать невозможно. Историческую ответственность за его создание он возлагает как на политических деятелей, так и на интеллигенцию.

Хуан Цзунси был энциклопедически образованным человеком: его интересовали философские, исторические и литературные произведения, относящиеся к древности и средневековью, он обладал знаниями в области физики, математики, географии, редких металлов, являлся создателем так называемой Чжэдунской школы мысли. При обсуждении его философского учения Лю Шусянь (Сянганский научно-технический университет) подчеркнул, что мыслитель предлагал вернуться к системе правления, характерной для мудрых правителей древности, т.е. при династиях Ся, Шан-Инь и Чжоу, ибо при последующих династиях произошло нарушение "правильных установлений", характерных для "идеального государства" . Кроме того, он высказал неприятие тех цен-

ностей, которые популярны на современном Западе: "поисков выгоды в ущерб долгу, сращивания политиков и торговцев, серьезного расслоения на бедных и богатых..." (с. 447).

По мнению Сюй Динбао (Университет г. Нинбо), душой учения Хуан Цзунси является формирование самосознания субъекта, прилагающего все свои усилия в интересах государства и нации.

При обсуждении экономических взглядов Хуан Цзунси авторы статей обращают внимание на их новаторский характер. Еще в 2000 г. на основе идей минского философа относительно системы налогов в феодальном Китае Цинь Хуэй (Университет Цинхуа) вывел "формулу Хуан Цзунси", согласно которой налоги должны взиматься в зависимости от качества земли.

В статьях Дай И (Университет Цинхуа) и У Гэнъю (Уханьский университет) подчеркивается, что, согласно Хуан Цзунси, в основе развития общества должны лежать промышленность и торговля. Это означало решительный разрыв с бытовавшими тогда представлениями о необходимости развивать земледелие, а торговлю ограничивать. По мнению У Гэнъю, идеи Хуан Цзунси в области философии и экономики в последний период существования династии Мин содержали "прорыв" в трех отношениях: промышленность и торговля одинаково важны, как и земледелие; нужна зафиксированная в ценах единая денежная система; необходимо поддерживать богатых людей. Ценность его экономической программы заключалась в требовании умножения национального богатства, а не в увеличении финансовых и налоговых ресурсов государства, принадлежавших императорской семье.

В статье Чжоу Цзяфу (Пекинский педагогический университет) рассматриваются взгляды Хуан Цзунси о необходимости серьезного преобразования традиционной системы обучения, главный порок которой он видел в том, что она не несла народу знания, так как ее основной и единственной це

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком