научная статья по теме ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Языкознание

Текст научной статьи на тему «ЦВЕТОВАЯ ПАЛИТРА В ПОЭМЕ Н.В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”»

Цветовая палитра в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

© И. А. ОРЛОВА

Н.В. Гоголь - один из самых живописных, "красочных" писателей XIX века. Он был первым в русской литературе, кто так умело использовал цвет в изобразительных целях. "Цветовая характеристика" присутствует у него почти обязательно, будь то описание какого-либо персонажа или просто предмета.

Гоголь изменил отношение к цвету, заметил В.В. Набоков, разрушил старые стереотипы и показал, что небо может быть не только голубым, «заря алой, листва зеленой, глаза красавиц черными, тучи серыми и т.д. До появления его и Пушкина русская литература была подслеповатой. Формы, которые она замечала, были лишь очертаниями, подсказанными рассудком; цвета как такового она не видела и лишь пользовалась истертыми комбинациями слепцов-существительных и по-собачьи преданных им эпитетов, которые Европа унаследовала от древних. <...> Только Гоголь (а за ним Лермонтов и Толстой) увидел желтый и лиловый цвета. То, что небо на восходе солнца может быть бледно-зеленым, снег в безоблачный день густо-синим, про-

звучало бы бессмысленной ересью в ушах так называемого писателя-"классика", привыкшего к неизменной, общепринятой цветовой гамме французской литературы XVIII в. <.. .> Сомневаюсь, чтобы какой-нибудь писатель, тем более в России, раньше замечал такое удивительное явление, как дрожащий узор света и тени на земле под деревьями или цветовые шалости солнца на листве. Описание сада Плюшкина поразило русских читателей почти так же, как Мане - усатых мещан своей эпохи» (Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1999. С. 88; далее - только стр.).

Интерес Гоголя к цвету можно отчасти объяснить тем, что у него был нереализованный талант художника, постоянно напоминающий о себе со страниц его произведений.

".Мир красок Гоголя - орган целого; свет, колорит, цвет и краска суть у Гоголя фоны, из которых выветвлен самый изобразительный стиль." (Белый А. мастерство Гоголя: Исследование. М., 1996. С. 133, далее - только стр.). Для Гоголя процесс творчества писателя и художника был равноценен, т.е. он мыслил категориями живописи в широком смысле слова, как бы проецируя описываемые им ситуации на холст художника, примеряя, подойдут ли они для сюжета картины. Показательно описание Ноздрева: "Держа в руке чубук и прихлебывая из чашки, он был очень хорош для живописца, не любящего страх господ прилизанных и завитых".

В "Мертвых душах" богатая палитра цветов: от иссиня-черного до розового. Обращает на себя внимание одна особенность поэмы - смена цветовых доминант, уход от контрастных, кричащих красок, стремление к гармонии, цветовому "спокойствию". Если первый том поэмы "расписан" сочными, яркими красками, то во втором пестрота спадает, нарастает цветовая неопределенность.

Вопрос о цветовых предпочтениях писателя и об их эволюции затронут в работе А. Белого "Мастерство Гоголя": «Красочное восприятие Гоголя определяет в нем многое; Гоголь - художник, колорист, пейзажист, жанрист; красочное обличие ярко; виден отбор и контроль; цвета природы, окраска предметов, сочетание пятен в костюмах - все выявляет: и декоратора, и костюмера, и режиссера, не только "писателя"; цвет не отчленим от жизни образа.» (133). А. Белый ведет статистику цветов, используемых гениальным прозаиком. Он отмечает, что "в суммарном спектре доминирующая трехцветка -красное - белое - черное", а "розовое, оранжевое, фиолетовое у Гоголя редки. Разгляд спектра Гоголя по периодам и по группам являет картину исчезновения красного цвета <.>; в первом томе "Мертвых душ" белое занимает первое место; красного нет и в трехцветке; здесь сумма серого с черным почти равна белому.» (137).

Эволюция цвета идет от чистых, несмешанных красок к светотени, к неопределенно-сложным цветам, которые иногда сравниваются не

с цветами спектра, а с предметами; все чаще появляются определения вроде "лишенный цвета", "неопределенного цвета". Например, таково описание кабинета Манилова: ".Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой"; фрак Собакевича был "совершенно медвежьевого цвета"; лес неизменно темнеет "каким-то скучно-синеватым цветом"; дом Собакевича выделяется своей "красной крышей и темно-серыми, или, лучше, дикими стенами"; день приезда Чичикова к Манилову был "не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета". Есть и случаи, когда эпитет выражает не цвет, а "цветность вообще": косынка "радужных цветов".

Во втором томе "Мертвых душ" (особенно в пейзажах) главенствующий - зеленый цвет, возрастает роль желтого, серого, коричневого, голубого. Оттеночность перекрывает чистоту красок, затушевывает их: появляются такие цвета, как кофейный, бутылочный, "наварин-ского дыму с пламенем". Цвета больше становятся фоном, нежели функционируют как составляющие художественных образов.

Изменение стиля позднего Гоголя отмечает Б. Зайцев: "Мало зрительных образов. Тут уж нечем блеснуть. И не до блистания. Некий ровный, серовато-жемчужный налет над его страницами. А строка звучит тонкими, удивительными, гоголевскими - еще не изученными ритмами" (Зайцев Б. Жизнь с Гоголем. Современные записки, Париж, 1935. № 59. С. 284).

Интересно, что во втором томе "Мертвых душ" довольно много золотого цвета, тогда как в первом томе он почти отсутствует: ".Старинная церковь возносила свои пять играющих верхушек. На всех их были золотые прорезные кресты, золотыми прорезными цепями прикрепленные к куполам, так что издали сверкало, как бы на воздухе, ни к чему не прикрепленное, висевшее золото" (Гоголь Н.В. Мертвые души. Поэма. М., 1995. С. 290; далее - только том и стр.); "только вспыхивавшая, подобно искре, золотая церковная маковка давала знать, что это было людное, большое селенье" (2, 291). А. Белый отмечает, что «золото второго тома - не золото сосудов, шлемов, одежд, а золото церковных крестов, подымающих тенденцию православия; "золотой" звон противостоит здесь "красному звону" казацкой славы» (Белый А. Указ. соч. С. 175). Действительно, появление золотого цвета вовсе не случайно: золото церковных крестов впервые в поэме напоминает о Боге и о будущем духовном возрождении Чичикова.

Еще один аспект изучения проблемы цвета в поэме - функции цве-тообозначения.

Интересен с этой точки зрения образ Павла Ивановича Чичикова: мы знаем о герое, что он - "господин средней руки", "не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод". Но не

эти подробности делают его "яркой" личностью, а фрак брусничного цвета с искрой.

Проблеме, почему у Чичикова "сукно брусничных цветов с искрой", отчасти посвящена статья А.К. Югова. Он говорит об историзме Гоголя, о соотношении некоторых его произведений с древнерусскими памятниками: летописями и "Словом о полку Игореве". Хорошее знание истории, считает Югов, Гоголь проявил и в "Мертвых душах": во втором томе поэмы есть эпизод, когда Чичиков заходит в лавку к купцу-суконщику за тканью "с искрой оливковых или бутылочных, приближающихся, так сказать, к бруснике". Он недоволен тем, что предлагает ему купец, и добавляет: "- Хорошо, но все не то <...>. -Ведь я служил на таможне, так мне высшего сорта, какое есть, и притом больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось" (2, 499-500). Оказывается, тот цвет был известен еще в XVII веке. В Смутное время был казнен воевода М. Татищев, но "опись его вещей осталась, среди которых находим и "сукно лундыш бруснично", и "кафтан холодной, сукно кострыж сизов сыскрою" (Временник О-ва истории. 1856. Кн. VII. С. 31).

Кроме описательной функции, цвет выражает авторское мироощущение. Вспомним лес, темнеющий "скучно-синеватым цветом". Это - краска с примесью настроения. Синий для Гоголя - цвет печали; белый - девственная чистота, не отражающая следов времени: "прозрачною белизною" светится лицо дочки губернатора; новая церковь "выбелена, как снег"; белый ствол березы "круглился на воздухе, как правильная мраморная сверкающая колонна".

Цвет - неотъемлемая часть созданных Гоголем образов. Каждый герой расцвечен определенной краской в соответствии с авторской идеей. Это не правило, но тенденция. Внимание на это обратил Ю. Манн (Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. С. 474, 251; далее - только стр.). Понаблюдаем за этим явлением, рассмотрев некоторые описания помещиков из первого тома "Мертвых душ".

Цвета Манилова - желтый, зеленый, голубой; Ноздрева - контраст черного и белого, ярко-красный; Собакевича - коричневый; Плюшкина - темные тона, истерто-желтый цвет.

Главная черта Манилова - неопределенность. Его писатель причислил к "людям так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы" (I, 68). Он ведет размеренную, скучную жизнь; хозяйство его внешне содержится в порядке, но на деле это не так; на первый взгляд, Манилов - человек приятный, "но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару." (I, 69).

Эти черты у Гоголя выражают цвета: желтый, связанный с обыденностью, - он сопровождается наречием "вечно": например, верхний этаж гостиницы, в которой остановился Чичиков, "был выкра-

шен вечною желтою краской." (I, 52); голубой - связан с мечтательностью Манилова и его "прожектами": вспомним голубые колонны у "Храма уединенного размышления"; зеленый обозначает запустение, обветшание - об этом говорит ироничное описание водоема, который давно уже никто не чистит: "пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в англицких садах русских помещиков" (I, 67).

Ноздрев обладает непредсказуемым характером - он за одну минуту может менять свое решение. Эта черта отражается в его внешности, где господствует контраст, смешение цветов: "... Вошел чернявый его товарищ, сбросив с головы на стол картуз свой, молодцевато взъерошив рукой свои черные (курсив наш. - И.О.) густые волосы. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами" (I, 107). Красный здесь - цвет жизненной энергии, которой пышет Ноздрев.

Собакевич отличается

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком