научная статья по теме ТУРИСТСКИЕ ОБРАЗЫ ПРЕФЕКТУР ЯПОНИИ: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ТИПОЛОГИЯ География

Текст научной статьи на тему «ТУРИСТСКИЕ ОБРАЗЫ ПРЕФЕКТУР ЯПОНИИ: МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ И ТИПОЛОГИЯ»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ, 2014, № 4, с. 85-94

= региональные географические проблемы

УДК 911.3.001; 910.1

туристские образы префектур Японии: методика изучения и типология

© 2014 г. A.C. Стегниенко

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, географический факультет

Поступила в редакцию 16.06.2013 г.

Разработана методика выделения и анализа туристских образов. Проведена типология префектур Японии и выявлены наиболее характерные составляющие обобщающего ее образа.

Введение. На постиндустриальной стадии развития общества информация становится ценнейшим ресурсом. Соответственно, в вопросах изучения территории все большую роль играет ее образ. Образы отражают идентичность места, его туристский, производственный или культурный потенциал и являются важной предпосылкой для привлечения инвестиций, туристов и расширения экспорта [13]. Для бедной природными ресурсами постиндустриальной Японии, стареющее общество которой ставит целый ряд проблем, это становится особенно актуальным, так как туризм - одна из перспективных отраслей, имеющая большой потенциал для развития экономики страны. В начале 2000-х гг. в Японии была развернута широкая кампания "Посетите Японию", превращение Японии в "великую туристическую державу" поставлено в ранг национальной задачи [17]. Образы дестинаций мотивируют человека путешествовать [1], поэтому сейчас все больше внимания уделяется созданию, поддержанию и развитию образа страны.

Несмотря на богатый потенциал, туристический рынок Японии развит недостаточно. Ежегодно в страну прибывает менее 10 миллионов туристов1. Это крайне мало для такой богатой разнообразными туристическими ресурсами страны, как Япония. Образ Японии для западных стран в основном строится вокруг стереотипов японской экзотики. В то же время все чаще Япония упоминается в контексте сверхсовременных технологий, как страна будущего. По данным оп-

1 По объему туристских прибытий страна занимает 28-е место в мире, уступая Венгрии, Южной Африке, Хорватии [27].

2

роса2, у россиян она, прежде всего, ассоциируются с цветением сакуры, загадочными самураями и гэйшами, хорошими автомобилями, анимэ3, боевыми искусствами, кухней и флагом Японии4.. Зачастую участники опроса делятся на два лагеря: те, кто вспоминает про чайную церемонию, дзэн-буддизм и бусидо5, часто ни слова не говорят про современные реалии страны. И наоборот, у части опрошенных Япония ассоциируется только с анимэ, лесом небоскребов и поп-культурой. Это свидетельствует об отсутствии целостного образа страны. При этом данный набор образов почти не имеет для опрашиваемых территориальной привязки. Из топонимов участниками опроса упоминались только гора Фудзи и города: Токио, Киото, Осака.

Получается, что, несмотря на наличие яркого образа страны в целом, существует очевидная нехватка информации или неправильная ее подача, ограниченная самыми распространенными дестинациями. Именно поэтому столь важно профессиональное изучение образов страны и работа с ними.

Цель работы - апробация авторской методики изучения туристского образа территории. Для этого ставились следующие задачи: определение

2 По данным опроса "Когда говорят о Японии, какие первые ассоциации возникают в вашей голове" в социальной сети "Вконтакте", сообщества "Япония". Всего было получено 388 ответов http://vk.com/topic-220699_21693831 от 03.08.2012.

3 От англ. animation - анимация - японская анимация.

4 Последнее особенно интересно. Далеко не у каждой страны флаг настолько отражает ее образ. В данном случае, красный шар на белом фоне идеально соответствует духу страны восходящего солнца.

5 От яп. "путь воина", моральный кодекс самурая.

понятия "туристский образ территории", создание и анализ базы данных образов для префектур Японии, разработка типологии префектур по результатам представленности их в туристической литературе.

Анализ подходов к изучению образов в русской и зарубежной литературе

Основополагающими в сфере изучения образов мест считаются работы Дж. Голда "Психология и география: Основы поведенческой географии" и К. Линча "Образ города" [3, 10].

В отечественной географии понятие образ территории использовали в своих работах такие классики, как В.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Н. Баранский, Ю.Г. Саушкин, И.М. Майергойз. Наиболее детально исследованием данного понятия занимался ряд авторов, начиная с 80-90-х годов XX в. (О.И. Вендина, О.А. Лавренова,

A.Г. Манаков, С.В. Федулов). Постоянные исследования образов территорий проводятся Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Ю.А. Веденин, Д.Н. Замятин, Н.Ю. Замятина, И.И. Митин) [4-8]. Данные авторы преимущественно изучали образы городов и образы территорий в художественной литературе. Среди ученых, занимавшихся изучением образов стран и регионов, следует выделить также Э. Дэви-са, В.П. Максаковского, Г.М. Лаппо, Д.В. Зайца,

B.А. Колосова, А.С. Титкова.

В российском японоведении образы преимущественно анализировались в рамках исторического и лингвистического подходов. Поэтому часто страна рассматривалась как точка, и пространственного анализа не проводилось. В основном эти работы посвящены представлениям о Японии в России (или СССР) и зарубежном мире. В числе авторов таких работ упомянем С.И. Вербицкого, Д.В. Петрову, В.Э. Молодякова, А.А. Попову, А.И. Штейнгауза. Наиболее близкой к нашему исследованию по тематике можно считать монографию В.Э. Молодякова "Образ Японии в Европе и России второй половины XIX - начала

XX века". Большой вклад в раскрытие образа Японии внесли труды В.В. Овчинникова ("Ветка сакуры"), А.Н. Мещерякова ("Книга японских обыкновений"), И.С. Тихоцкой ("Япония в начале

XXI века: страноведческие зарисовки") [11, 14, 16].

Туристский образ территории. В географической литературе не устоялось единого определения поятия "образ". Преимущественно он воспринимается как синоним индивидуально-организованных субъективных знаний человека об окружающей среде [15].

Мы придерживаемся определения, предложенного Д.Н. Замятиным, который рассматривает географический образ как "систему взаимосвязанных и взаимодействующих знаков, символов и стереотипов, ярко, метко и емко характеризующих какую-либо территорию (место, ландшафт, регион, страну)" [4, 5].

В последнее время наряду с географическими образами территории возрастает интерес к изучению туристских ее образов (иногда используется термин "имидж дестинации"). Работы, посвященные туристскому образу территории (Destination image), начали появляться в зарубежной географии с 1970-х годов (труды Э. Майо [24], Д. Ханта [23]). Существенный вклад в развитие данного направления внесли К. Чон [20], К. Этчнер, Дж. Риччи [22].

Единого определения туристского образа до сих пор не сложилось. Большинство исследователей считают, что туристский образ является разновидностью географического образа. Туристский образ понимается как совокупность представлений индивида или набор впечатлений о месте (Хант, Фелпс, Кромптон, Ибрагим и Гилл) и как ментальный портрет территории (Кромтон, Вудсайд, Армстронг) [18, 19, 21, 25].

Четкого разделения между географическим и туристским образом провести невозможно. Вместе с тем, можно выделить ряд характеристик, более свойственных туристским образам. Такой образ:

• является своего рода визитной карточкой территории,

• не только наглядный и узнаваемый, но и широко тиражируемый,

• делает больший акцент на уникальных чертах или объектах территории,

• испытывает сильное влияние исторического опыта,

• может обновляться с учетом сезонности туристской деятельности, по мере, туристского освоения территории или изменения потребностей туристов [2, 9, 13].

под туристским образом в работе будет пониматься вид географического образа, сформировавшийся у туриста или формируемый для потенциального туриста, отличающийся большой тиражируемостью, наглядностью, сводящий сложный образ страны или города к нескольким ярким характеристикам или достопримечательностям.

В данной работе мы будем исходить из следующего принципа выделения туристских образов:

если характеристика территории упоминается в туристической литературе, будем относить ее к туристическим образам территории, безотносительно к ее содержательным характеристикам или степени "образности" или художественности описания. Близкий подход применялся в диссертации Н.Ю. Замятиной, где под образом территории понималась любая характеристика атрибутивных свойств территории [6].

Существует много источников формирования туристского образа: личный опыт туриста, туристическая литература (брошюры, путеводители, реклама), художественные произведения, СМИ (телевидение, периодические издания, новостные порталы), интернет-ресурсы, кино, живопись и др. Как отмечал американский исследователь Ганн, под влиянием независимых источников (художественная литература; новости; информация, полученная от знакомых и в процессе обучения) формируется органический образ (естественный), а под влиянием рекламных роликов, брошюр и информации от туристических организаций -навязанный [23]. В данном исследовании выбран источник, представляющий собой переходное звено между ними. Это - наиболее популярные ресурсы, с которых начинает свое знакомство с регионом среднестатистический самостоятельный турист. В работе рассматриваются виртуальные энциклопедии Wikipedia и Wikitravel на английском, японском и русском языках, а также популярные путеводители отечественных и зарубежных изданий (как на языке оригинала, так и в переводе на русский язык6). Главным преимуществом электронных источников является их актуальность, так как информация в Сети постоянно обновляется. Например, только в них нашла отражение информация о влиянии Большого землетрясения Тохоку марта 2011 г. на префектуры страны.

На базе указанных источников были выявлены образные характеристики префектур, связанные с туристической инфраструктурой (курорты, виды туристической активности и т.п.); историко-культурным наследием (исторические персоналии и важные события, достопримечательности, литературные памятники, местные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком