научная статья по теме ТУРКИ В ГЕРМАНИИ: «ПРОБЛЕМНЫЕ» ИММИГРАНТЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТУРКИ В ГЕРМАНИИ: «ПРОБЛЕМНЫЕ» ИММИГРАНТЫ»

ТУРКИ В ГЕРМАНИИ:

«ПРОБЛЕМНЫЕ» ИММИГРАНТЫ

Р.С. АЛЬПАУТОВ

Аспирант ИВ РАН

Позиции Германии, занимающей одно из лидирующих мест в политической и экономической жизни Европейского Союза, в ближайшие десятилетия могут быть существенно скорректированы, если динамика сокращения трудоспособного населения сохранится на прежнем уровне.

Низкий уровень рождаемости в Германии и растущая продолжительность жизни влияют на возрастную структуру населения. Предполагается, что доля людей старше 60 лет вырастет с 23% на сегодняшний день примерно до 30% в 2030 г.1, соотношение между теми, кто активно участвует в трудовой жизни, и теми, кто находится на пенсии, смещается в сторону последних.

В настоящее время в Германии проживают около 7,3 млн иммигрантов, их доля среди населения составляет 8,9%2. В начале 1960-х гг. в Германию прибыло множество иностранных рабочих - гастарбайтеров. Для экономики требовалась дополнительная рабочая сила. Сначала в Германию прибыли итальянцы, затем югославы, испанцы и турки. Многие из них здесь и остались. За последние годы наблюдается большой приток населения из стран Азии и Африки, и большую часть из них по-прежнему составляют турки3.

МУСУЛЬМАНЕ В ГЕРМАНИИ. ОТКУДА?

После Второй мировой волны в Федеративной Республике Германии (ФРГ) было отмечено три основных волны иммиграции:

- В 1955-1973 гг. в Западную Германию прибыло 4 млн рабочих (костяк иммигрантов составляли сначала итальянцы, а с 1963 г. - турки4).

- 1973-1985 гг. наиболее интересны, с точки зрения исламского

Одной из главных тревожных тенденций сегодняшней Европы, которая в ближайшем будущем может изменить облик Старого Света, с одной стороны, является проблема старения населения, а с другой - иммиграция неевропейского, преимущественно мусульманского, населения.

фактора в ФРГ: подавляющее большинство иммигрантов приехало из Турции. В страну иммигрировали также родственники тех, кто приехал в ФРГ в первый период. К 1985 г. число иностранцев, проживавших в стране, достигло 4,4 млн5.

- В 1989-1993 гг., уже после объединения Германии, к иммигрантам-представителям мусульманских этносов присоединились выходцы из постсоветского пространства.

Можно выделить несколько категорий иммигрантов, проживающих в настоящее время в ФРГ.

Первая, самая многочисленная, группа - это так называемые экономические иммигранты, то есть те, кто приехал в страну в поисках более достойной жизни. Большинство из них - мусульмане: турки, курды, марокканцы, алжирцы, боснийцы, албанцы.

Ко второй группе можно отнести репатриантов, или этнических немцев: ФРГ проводила целенаправленную политику по возвращению немцев, оказавшихся за пределами Германии, на свою историческую родину.

К третьей группе относятся те, кто иммигрировал в ФРГ в соответствии с ст. 16 конституции о предоставлении политического убежища. К четвертой группе относится так называемая еврейская иммиграция.

В 1960 г. иностранцы представляли только 1,3% от всей рабочей силы ФРГ, к 1973 г. эта ци-

фра возросла до 11,9%6. С 1961 г. по 1970 г. процент немцев среди работающего населения упал с 47,6% до 43,7%7. В 1968 г. турки составляли 10,7% всех иностранцев, находившихся в стране, а выходцы из Югославии - 8,8%8. К 1973 г. турок было уже 23% от всех иностранцев в стране, а выходцев из Югославии - 17,7%9.

Вплоть до 1973 г. первое место по численности среди иммигрантов занимали итальянцы. Именно этот год стал переломным в истории послевоенной иммиграции в ФРГ. Во-первых, впервые этнические турки составили большинство среди иностранных рабочих (605 тыс.), оставив позади итальянцев, а во-вторых, из-за нефтяного кризиса, негативно повлиявшего на экономику страны, федеральное правительство решает прекратить рекрутирование иностранной рабочей силы.

Число гастарбайтеров в стране составило к этому времени 2,6 млн человек (по другим данным около 4 млн)10.

В середине 1970-х гг. правительство ввело новые права и обязанности иностранных рабочих в стране: теперь вид на жительство могли получить только те, кто прожил в стране не менее 5 лет, а на получение гражданства иностранец мог претендовать только после 8 лет проживания в стране.

Изначально ФРГ не нуждалась в комплексной интеграционной политике, так как в процессе найма должен был действовать так называемый «принцип ротации», то есть прибывшие рабочие через некоторое время должны были покинуть страну, а их места занять другие.

Однако на практике многие иностранные рабочие не только не покинули страну, но даже начали привозить свои семьи в ФРГ. Более того, начиная с 1960-х гг.

стало возрастать количество иностранных рабочих, остававшихся в стране на постоянной основе. Это служило интересам, прежде всего, работодателей, которые хотели оставить тех рабочих, которые, уже долго работая у них, получили опыт, а при действии «принципа ротации» вновь прибывших пришлось бы всему заново обучать. Конечно же, это совпадало и с интересами самих рабочих.

Хотя принятые властями меры и способствовали снижению темпов иммиграции в страну, тем не менее, численность иностранцев, хотя и медленно, но росла. В 1989 г. этот показатель достиг 4,9 млн11, в то время как общая численность населения ФРГ до объединения Германии равнялась 63,6 млн человек12.

НЕ ЕДИНООБРАЗИЕ, А ПЕСТРОТА

Довольно часто иммигрантское мусульманское сообщество в Германии, как и во всей Западной Европе, воспринимается как гомогенная группа.

Но этот распространенный стереотип не подтверждается на практике. Так считает и член немецкого Бундестага Лале Акгюн: «...одно из самых распространенных ошибочных мнений по поводу мусульман в Европе заключается в том, что мусульмане явля-

Основные этнические группы

иммигрантов, проживающие

в ФРГ(%)

Общая численность Ок. 82

населения Германии млн чел.

Турки 3,2%

Сербы 0,6%

Итальянцы 0,6%

Поляки 0,5%

Греки 0,35%

Хорваты 0,27%

Боснийцы 0,2%

Pacmumam no: Islam and Identity

in Germany, Europe Report No.

181, 14 March 2007 - www.crisis-

group.org; Germans and Foreigners

with an Immigrant Background by

Federal Ministry of the Interior

(www.en.bmi.bund.de).

ют собой гомогенную группу, которая стремится свергнуть демократические режимы Европы. Несложно догадаться, что я не согласна с подобным мнением.»13.

В Германии у одних только турок имеется несколько организаций.

Этот факт свидетельствует, прежде всего, о том, что мусульмане в Германии не выступают единым фронтом, так как они слишком разобщены и преследуют разные цели. У каждого мусульманского течения своя специфика, более того, в одном и том же религиозном течении, когда оно исповедуется разными этническими группами, происходят большие трансформации. Так, разными организациями представлены арабские и турецкие сунниты.

Еще одним важным фактором, свидетельствующим о разобщенности мусульман в ФРГ, является конфликт поколений. Неслучайно молодежные организации настаивают на своей независимости от других объединений. Делая акцент на самостоятельности, они дистанцируются от организаций, основанных их родителями. В названии самого объединения может присутствовать слово ислам (например, Исламское сообщество Милли горюш), но при детальном изучении его структуры и особенностей выявляется, что все же этнический фактор перевешивает религиозный. Примером такой организации может служить Диянет, самое крупное по числу сторонников мусульманское (фактически турецкое) объединение.

По данным профессора Урсулы Шпулер-Штегеманн, в стране проживает около 3 млн мусульман, в основном это турки как имеющие гражданство, так и без

В Германии турецкие магазины можно встретить повсеместно.

него, однако только 10-15% из них состоят в различных официальных исламских организациях. В частности, в эти объединения не входят от 400 тыс. до 600 тыс. турецких алавитов, еще из «официального ислама» исключены 60 тыс. пакистанских представителей секты ахмадия, которые считают себя «лучшими мусуль-манами»14.

По некоторым данным, в ислам обращены в последние десятилетия до 1 млн европейцев: в Германии 170 тыс. немцев15.

Во многих федеральных землях на основе Центрального совета мусульман Германии16 и Милли горюш, одного из крупнейших объединений турецких иммигрантов не только ФРГ, но и всей Европы, позиционирующего себя в качестве общемусульманской организации, созданы мусульманские федерации.

ФИЛИЯ ИЛИ ФОБИЯ?

Наличие такого большого числа иммигрантов, и не просто им-

№12 • 2009 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 39

мигрантов, а людей другой культуры и других обычаев, не может не влиять на настроения в немецком обществе, в частности, по отношению к вступлению Турции в Европейский Союз.

Распространение негативных взглядов об исламе, как и события на Ближнем Востоке, очень сильно влияют на общественное мнение рядовых немцев. Согласно опросам за 2006 г., около 58% немцев ожидают конфликта с мусульманским населением в будущем (этот показатель увеличился вдвое с 2004 г.), 46% боятся неминуемых террористических атак и 42% полагают, что террористы

ризмом растет "большое недоверие к исламу". Вследствие этого мусульмане нередко "несправедливо попадают под подозрение".

Во многом именно благодаря обещаниям ужесточить иммиграционное законодательство страны канцлер Германии А.Меркель пришла к власти в 2005 г., поскольку многие в ФРГ видят в иммигрантах угрозу экономическому благосостоянию самих немцев. В связи с мировым финансово-экономическим кризисом такие настроения усилились. К тому же ФРГ до сих пор не оправилась от экономических последствий объединения двух Германий,

ства, объединяющего исключительно мусульман.

В результате, немецкое общество не боится иммиграции как таковой, а скорее крайне настороженно относится к иммиграции именно мусульман, которые в ФРГ ассоциируются практически всегда с этническими турками.

1 Tatsachen uber Deutschland. Auswarti-ges Amt - www.tatsachen-uber-deutschland.de

2 Ibidem.

3 Ibid.

4 Ibid.

5 Federal Statistical Office of Germany -www.zuwanderung.de

6 Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge; The German Contribution to the Pilot Research Study «The Impact of Immigration on Germany's Society» within

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком