научная статья по теме ТУРЦИЯ КИСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ТУРЦИЯ КИСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ»

ОТ НАШЕГО СОБСТВЕННОГО КОРРЕСПОНДЕНТА

ТУРЦИЯ

КИСТЬЮ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ

А.А. КОРИЦКИЙ

Наш собкор в Турции

С.А.КОРИЦКИЙ

Пресс-атташе посольства РФ в Турции

Российско-турецкие связи в области культуры приобретают все новые формы и становятся сегодня одним из основных направлений сотрудничества двух стран. Свой вклад в укрепление двустороннего культурного диалога вносят и российские художники, являющиеся представителями российской диаспоры в Турции.

В Турции хорошо знают и любят русскую школу живописи. Здесь восхищаются работами И.К.Айвазовского. Рассказ о турецком периоде его творчества давно стал неотъемлемой частью экскурсий по историко-культурному музею-заповеднику Долмабахче в Стамбуле1. Город на Босфоре пленил и известного русского миниатюриста XIX в. И.Д.Захарова, сейчас незаслуженно забытого у себя на родине. Директор музея проф. Ильбер Ортайлы, рассказывая о дворце Топкапы*, не преминет напомнить, что именно Захаров открыл в 1849 г. в стенах Топкапы первую в истории Турции русскую художественную выставку. Многочисленные и разнообразные встречи с турками навеяли новые темы и К.П.Брюллову, которые он воплотил в полотнах «Гавань в Константинополе», «Турчанка», «Любовное свидание», «Танец среди мечей».

В начале 20-х гг. прошлого столетия турки ближе познакомились с русской школой живописи. Среди белоэмигрантов, расселившихся в Стамбуле, было немало художников, которые достаточно быстро создали свое общество. В 1921 г. они организовали выставку, на которой были представлены их работы. Николай Перов стал главным художником Государственного театра оперы и балета в Анкаре. А портреты и пейзажи Николая Калмыкова - Нури Калмукоглу в турецком гражданстве - и сегодня хорошо известны турецким знатокам живописи2.

«ТУРЦИЯ - СТРАНА ИЗ СКАЗКИ»

Неудивительно, что вернисажи наших соотечественников, проживающих в Турции сегодня, проходят там с неизменным успехом. Посольство Рос-

* Дворец Топкапы, центр власти Османской империи XV-XIX вв. Здесь жили и правили в неописуемой роскоши 25 султанов и их придворные. В 1854 г. султан Абдул-Меджид I переехал в новою резиденцию - дворец Долмабахче. В 1923 г., с установлением республики, дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка был объявлен музеем.

Посол России в Турции В.Е.Ивановский и российские дипломаты с российскими художницами на открытии выставки в посольстве РФ, посвященной Дню дипломатического работника. 8 февраля 2008 г.

сии в Турции, наши генконсульства в Анталье, Стамбуле, Трабзоне и представительство Федерального агентства по делам стран СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) в Анкаре уделяют большое внимание этой важнейшей составляющей российско-турецкого культурного диалога. Художественные выставки наших соотечественников в стенах посольства уже стали хорошей тради-

№ 11 • 2009 АЗИЯ И АФРИКА сегодня

63

Инач С. "В старом городе (Анкара)". Акрил на холсте, 45х35, 2002 г.

тые от времени половицы. И на пересечении света и тьмы словно возникает временной туннель, по которому можно перенестись почти в любую историческую эпоху». Темы бесконечности времени и уходящих в глубь веков традиций, которые навевают узкие улочки старинных турецких городов, действительно отражены во многих работах российской художницы.

МАГИЯ ВОСТОКА

Посол России в Турции В.Е.Ивановский так высказался о творческой деятельности Кати Михаль-ской и ее дочери Александры Кокс: «Задачи современного искусства очень разнообразны, но, говоря о творчестве этих художников, хотелось бы обратить внимание на их стремление решить, возможно, одну из важнейших - объединить художников и зрителей разных государств». Начиная с 1996 г., К.Михаль-ская, окончившая с красным дипломом художественно-графический факультет МГПИ им. Ленина (ныне - Московский педагогический государственный университет) и работающая в очень сложной технике «алла прима» («акварели по-сырому»), проводит многочисленные аукционы и выставки в Анкаре, Стамбуле, Анталье, Измире, Бурсе, представляя работы мастеров московской школы живописи.

«Огромная удача выпала мне как художнику соприкоснуться с одной из древнейших культур и цивилизаций, увидеть абсолютно отличный от нашего цвет неба, иную силу солнечного света. Мне посча-

цией и всегда привлекают внимание местных ценителей искусства. Российские вернисажи посещают представители МИД и парламента Турции, дипкор-пуса, турецкой интеллигенции и деловых кругов. Одним из постоянных посетителей выставок является заместитель министра иностранных дел Турции У.Чевикоз. В его личной коллекции уже не одна картина художников из российской диаспоры.

В последние годы в Турции смогли о себе громко заявить наши художницы Светлана Инач, Катя Ми-хальская, Александра Кокс, Валерия Асланоглу и другие. Их творческие судьбы складываются по-разному, но в значительной степени их объединяет общий источник вдохновения - Турция.

С.Инач живет и творит в Турции с 1993 г. Сначала она работала здесь по специальности - художником-модельером, занималась рекламной и книжной графикой. Однако с 2000 г., когда в Стамбуле с успехом прошла ее первая персональная выставка в Турции, С.Инач профессионально занимается только живописью. С тех пор она провела в Стамбуле, Анкаре, Мугле, Мармарисе 13 выставок своих картин. Является членом Объединенного общества художников и скульпторов Турции.

«Архитектура Стамбула и других турецких городов, бурная южная природа - горы, море, апельсиновые рощи, цветущие кактусы и миндальные деревья весной, запах пряностей на восточных базарах, деревенские кофейни под раскидистым чинаром - все это поражает мое воображение, - рассказывает Светлана. - Турция для меня - страна из сказки: луч света падает в тень, на старые замшелые каменные стены, выгоревшую от южного солнца черепицу, стер-

Кокс А. "Утром". Картон, гуашь, 80х60, 2007 г.

64 АЗИЯ И АФРИКА сегодня № 11 • 2009

стливилось побывать в разных городах Турции. И каждый из них - словно причудливый элемент роскошного восточного ковра: бирюза моря, белоснежный жаркий камень древних стен, необычайная яркость пряных незнакомых мне цветов, сложный ритм силуэтов мачт кораблей на закате», - делится впечатлениями К.Михальская. Все это нашло отражение в ее акварелях, посвященных этой стране: «Предчувствие весны», «Морская вода и солнце», «Забытые дороги».

С Востоком связано многое и в творческой биографии молодой художницы А.Кокс. «Магия Востока - яркого, празднично-солнечного, беспокойного и манящего - всегда привлекала меня», - говорит она. Поэтому не случайно ее дипломная работа на факультете изобразительного искусства и дизайна Московского пединститута была посвящена японской поэзии IX в. «Я люблю путешествовать, но подолгу живу в Турции, - рассказывает Александра. - Восточное яркое солнце, такое непривычное для моих глаз, удивительные турецкие пейзажи, прекрасные турчанки вдохновили меня на создание множества набросков и этюдов, на основе которых впоследствии я написала более 50 композиций. И это только начало».

А.Кокс признается, что для нее было очень полезным знакомство с современными турецкими художниками. Общение с ними она ценит очень высоко. Особенно импонирует художнице их тонкое, созвучное ее собственному, отношение к искусству.

Интересно, но даже в «парижских» произведениях А.Кокс не обходится без ориентальных мотивов. Многие ее работы написаны на бульваре Барбэс. В этом районе Парижа компактно проживают выходцы с Африканского континента, из стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе из Турции. А потому там вечно царит атмосфера «восточного базара». Среди таких работ А.Кокс - гуашь «В Париже», а также серия картин «Девушка с бульвара Барбэс».

Кокс А. "Измир". Бумага, гуашь, 2008 г. Из личной коллекции автора.

лу привлекла история легендарной Роксоланы. Ей и была посвящена первая картина художницы, выполненная в 2004 г. в виде репродукции известного портрета средневекового художника.

«У меня было желание показать роскошь костюмов османской эпохи, - рассказывает В.Асланоглу. -И тогда я решила придать своим работам трехмерность при помощи ткани. Так я стала применять смешанную технику создания картин, с использованием масляных красок, ткани и бижутерии». Сегодня в «послужном» списке художницы - более 30 работ.

В.Асланоглу с благодарностью рассказывает об организованной в 2008 г. нашим генконсульством в Анталье выставки российских мастеров живописи, в которой она также принимала участие. Полученное в России образование позволяет ей применять профессиональные навыки и в постановке театрализованных представлений наших соотечественников.

ОСМАНСКАЯ ЭПОХА В КАРТИНАХ РОССИЯНКИ

Асланоглу В."Роксолана". 75х100, 2004-2007 гг.

Именно Турция помогла раскрыться таланту другой нашей соотечественницы - Валерии Асла-ноглу. Переехав в 1998 г. на постоянное место жительства в Анталью, она начала интересоваться историей Турции, российско-турецких отношений. Эпоха Османской империи поразила Валерию пышностью, блеском и великолепием. Но самый большой интерес В.Асланог-

Таким образом, сегодня вполне можно говорить о начале третьей волны «экспорта» в Турцию богатейшего опыта русской школы живописи. Примечательно, что турецкие художники, высоко оценивая успех российских коллег в Турции, также стали высказывать пожелания регулярно посещать Россию с вернисажами. Подобные примеры взаимопроникновения двух культур убедительно говорят о том, что слова и действия деятелей искусства России и Турции с каждым годом становятся все весомей в общем процессе укрепления многопланового партнерства и народной дипломатии двух евразийских государств.

Фото А. Корицкого

1 В XIX в. полотнам И.К.Айвазовского был отведен отдельный зал в Долмабахче. Широко известны такие его «турецкие» работы, как «Троя», «Девичья башня», «Кофейня», «Принцевы острова» и др.

2 Уравелли О. Турецкий берег (русская эмиграция 1920-1930-х гг.) // Российские соотечественники в Турции: история и современность. Стамбул, 2008, с. 97-98.

* * *

№11 • 2009 АЗИЯ И АФРИКА сегодня

65

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком