научная статья по теме ТВОРЧЕСКОЕ ИМЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «ТВОРЧЕСКОЕ ИМЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНО-КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИКАХ»

ЛЮДМИЛА СКРЫННИКОВА

Творческое

имя

и особенности его репрезентации зональных культурно-коммуникативных практиках

Пространство собственных имён — пространство взрыва. Не случайно исторически взрывные эпохи выбрасывают на поверхность «великих людей».

Ю. М. Лотман

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Евгения Громова акцентирует внимание на недостаточном использовании российскими регионами своих природных и культурных объектов для собственного развития. Так, согласно отчёту Всемирного экономического форума UNWTO) Россия «занимает 5-е место из 133 стран по числу природных объектов и 9-е место по культурным объектам»1.

Несмотря на такой высокий показатель, развитие территорий в России характеризуется как процесс бессистемный, не имеющий исследований и чёткого позиционирования. Отличительными особенностями процесса являются: копирование чужих брендов, неумение использовать свои национальные особенности, игнорирование уникальности своей территории, непонимание своего культурного кода.

Вопросы регионального развития в России в последнее десятилетие рассматриваются в единстве отраслей экономики, политики и культуры, после д-няя из которых приобретает новый актуальный смысл. Участвуя в развитии регионов, культура как отрасль, с одной стороны, продолжает сохранять тенденцию к сохранению своего материального культурного наследия, с другой стороны — становится более актуальным изучение нематериального культурного наследия, новые пути его актуализации.

Одним из важнейших объектов нематериального культурного наследия является творческое имя.

О том, что тема творческого имени занимает пока небольшое место в проблемном поле теоретиков и практиков отрасли, свидетельствует анализ докладов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы региональной культуры» (г. Нижневартовск, 16 апреля 2009 г.)2, IV Всероссийской конференции «Сохранение и возрождение малых исторических городов и сельских поселений: проблемы и перспективы» (г. Нижний Новгород, 30-31 октября 2013), проходившей под эгидой Министерства культуры РФ3. Лишь единичные доклады анализируют развитие территории с использованием её репрезентантов4.

В культурной практике современной России сложилась определённая система сохранения и популяризации творческого имени. В первую очередь, речь идет об именах известных творческих личностей — классиков культуры и искусства. И если система сохранения материального культурного достояния действует в соответствии с Федеральным законом РФ от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»5, то популяризация творческого имени как объекта нематериального культурного наследия имеет свою законодательную базу только в период празднования юбилейных дат творческих личностей. Примером являются Указы Президента РФ, Распоряжения правительства РФ и Постановления Администраций региональных территорий4, например, Указы Прези-

В России насчитывается 83 субъекта Российской Федерации, каждый из которых имеет свои культурные достопримечательности, относящиеся к материальному и нематериальному культурному наследию.

Людмила Ивановна Скрынникова, заведующая сектором социокультурного проектирования Управления культуры г. Таганрога, член Союза журналистов России

11

#04 [238] 2015 Д ЛО ^ра

дента РФ «О праздновании 100-летия со дня рождения М. А. Шолохова» от 11.01.2002 г. №97, «О праздновании 150-летия со дня рождения А. П. Чехова» от 14.02.2006 № 1118, «О праздновании 200-летия со дня рождения М. Ю. Лермонтова» от 24.2011 № 6749) и др.

Однако вслед за празднованием юбилейных дат тема продвижения творческого имени не развивается, хотя она может стать источником новых, важных для развития региона проектов (экономического и социального плана), в том числе и культурного туризма, ныне особенно популярного.

Если рассмотреть варианты продвижения литературного творческого имени, то следует отметить, что в настоящее время насчитывается около 140 известных писателей и поэтов России, среди которых есть признанные классики мировой и российской литературы. Среди российских городов, где родились или работали известные творческие личности Нижний Новгород (Максим Горький), Воронеж (Алексей Кольцов, Иван

■ |,|| мрГВ'Ь 2Г

. / ~ Т"

Никитин, Иван Бунин, Самуил Маршак, Андрей Платонов), Белев Тульской области (Василий Жуковский), Ярославль (Николай Некрасов), ст. Вешен-ская, Ростовской обл. (Михаил Шолохов), Таганрог (Антон Чехов, Фаина Раневская) и др.

Литературными городами в России можно назвать Москву и Петербург, среди регионов: Московскую, Воронежскую, Тульскую и Ростовскую области. Конкретные сценарии и механизмы культурно-символического позиционирования регионов в геополитическом и информационном пространстве страны находятся в зависимости от наличия культурно-символических ресурсов: людей, объектов материально-культурного наследия. Анализ популяризации творческих имён в России показывает, что программы репрезента-

ции творческих имён осуществляются вокруг традиционной семиосферы: памятника; дома, в котором родилась или проживала творческая личность; библиотек и музеев; научных мероприятий; фестивалей, которые аккумулируют как традиционные, так и современные культурно-коммуникативные практики.

При всей обширности массива публикаций по заявленной теме приходится констатировать, что обобщающих, фундаментальных работ по проблеме влияния имени на развитие региональной культуры практически нет. Нормативная база, регулирующая вопросы творческого имени невелика и представлена Гражданским кодексом РФ (18.12.2006 №230-Ф3 - Часть 4 Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализа-ции)10 и Законом РФ от 09.07.1993 №53511 «Об авторском праве и смежных пра-

вах»11.

Мероприятия, связанные с творческими именами

Следует отметить, что в региональных культурных практиках активно используются традиции, лежащие в основе народных праздников, в большинстве своём основной упор в регионах делается на этнографический и исторический аспекты, которые привлекают наибольшее количество зрителей и участников. Например, в Ростовской области проводятся «Праздник чебака», «Донская уха», «Азовское сидение» и другие проекты, вызывающие массовый интерес. В российских регионах стали особенно популярными военно-исторические реконструкции периодов Великой Отечественной войны: «Сталинградская битва» (Волгоградская область), Миус-фронт (Ростовская область), «Битва под Москвой» (Московская область). В Пермском крае, который активно развивает культуру как главный ресурс региона, реализуются многочисленные совместные региональные проекты. «Краевой проект "59 фестивалей 59 региона" был инициирован в 2009 г. Министерством культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций. В течение года по всему Пермскому краю (52 события в районах и 7 — в Перми) поддерживались фестивальные события, имеющие краевой, межмуници-

пальный, межрегиональный либо международный статус»12.

Однако литературных праздников, связанных с творческими именами, которые моги бы быть яркими событиями, имеющими международное или всероссийское звучание, основой для укрепления экономического ресурса территории, в России немного. Причины определяются модой, снижением интереса к литературе, классике, недостаточно профессиональной региональной информационной политикой, слабыми коммуникациями.

Среди достаточно известных культурных событий в России - международный литературный фестиваль «Бу-нинский бал», международный Платоновский фестиваль (Воронежская область), «Шолоховская весна» (Ростовская область), «Сад гениев» (Тульская область) театральный фестиваль «Мелиховская весна» (Московская область).

Они становятся центральными культурными событиями регионов по популяризации творческого имени, по привлечению внимания к ним населения и туристов и рассматриваются не только как поле для внедрения современных культурно-коммуникативных практик, но и как перспектива экономического ресурса территории.

Рассмотрим более подробно крупные событийные региональные мероприятия России, связанные с творческими именами.

Международный литературный фестиваль «Бунинский бал», впервые организованный в 2009 г., стал одним из самых ярких явлений в культурной и литературной жизни воронежского региона. Организаторы - Международная ассоциация писателей и публицистов и Центрально-Черноземное книжное издательство при поддержке Московской городской организации Союза писателей России. Фестиваль вобрал цикл мероприятий, прошедших на различных

^¿¡Й Д Л О #04 [238] 2015

площадках города: встреча творческой интеллигенции у памятника святителю Митрофану, возложение цветов и чтение стихов у памятников Ивану Бунину, Владимиру Высоцкому, Сергею Есенину, Алексею Кольцову, Осипу Мандельштаму, Ивану Никитину и Александру Пушкину; открытый турнир молодых поэтов «Стихоборье-2009»; презентации книг. Цель — стать «третьей поэтической столицей России» при наличии известных творческих имён, не осуществилась.

В Воронежской области Платоновский фестиваль с 2011 г. стал проектом по продвижению территории в мировое культурное пространство. Международный Платоновский фестиваль, цель которого собрать в Воронеже лучшие произведения разных направлений культуры. Фестивальная программа включает в себя следующие направления: «Театр», «Музыка», «Изобразительное и визуальное искусство», «Литература». Платоновские чтения — лишь часть семиотического поля фестиваля, программа которого направлена на удовлетворение культурных потребностей горожан. На фестивале проходят мастер-классы, семинары и лекции; участниками фестиваля стали российские и международные театры, оркестры, ансамбли, творческие объединения, а также отдельные деятели театрального, музыкального, изобразительного искусства.

«Платоновская программа» состоит из произведений, созданных на основе платоновского литературного наследия, либо посвящённых творчеству Платонова, в рамках этой программы проводится научное мероприятие — Платоновские чтения. Программа призвана стимулировать и развивать интерес к творческому наследию

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком