научная статья по теме У ИСТОКОВ «НАУЧНОГО ДЕТЕКТИВА» Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «У ИСТОКОВ «НАУЧНОГО ДЕТЕКТИВА»»

т

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Н.Л. СУХАЧЕВ, М.Н. ПРИЕМЫШЕВА

Санкт-Петербург

У истоков «научного детектива»

Статья посвящена Б.В. Казанскому, филологу-классику, литературоведу, педагогу, автору научно-популярных книг о «разгаданных надписях» древних культурных цивилизаций и об исторической лексикологии русского языка.

Ключевые слова: история русского языкознания; классическая филология; Б.В. Казанский; история слов; этимология; лексикология; популяризация гуманитарного знания.

Уметь заинтересовать учащихся изучением языка, зародить в них потребность самостоятельного научного поиска, увлечь историей слов и значений -цель, необходимая в процессе обучения русскому языку и очевидная для каждого педагога. Уже много десятилетий учителям-словесникам в достижении этой цели помогают книги Л.В. Успенского «Слово о словах» (1954), Н.М. Шанского «В мире слов» (1968), Ю.В. Откупщикова «К истокам слова: Рассказы о науке этимологии» (1986)1 и др.

Однако ставший для нас привычным жанр «приключений» и «историй» слов имеет свою историю. По мнению В.Б. Шкловского, у его истоков в 30-е гг. XX в. стоял Борис Васильевич Казанский:

1 Указаны первые издания; эти книги неоднократно перерабатывались и дополнялись авторами при последующих переизданиях.

Сухачев Николай Леонидович, кандидат филол. наук, ведущий научный сотрудник ИЛИ РАН. E-mail: nsuh@inhox.ru

Приемышева Марина Николаевна, доктор филол. наук, ведущий научный сотрудник ИЛИ РАН. E-mail: marina_priemysheva@ramhler.ru

...Когда примером тайны является истина, мы оказываемся заинтересованными наследниками и получаем наследство в самом деле. Я приведу пример. Б. Казанский написал две книги. Одна называется «В мире слов»2, другая - «Разгаданная надпись». Первая посвящена истории возникновения слов, вторая рассказывает о том, как ученые расшифровали египетские иероглифы и как вообще происходят процессы разгадывания иноязычной надписи, способ начертания которой утрачен. Эти две замечательные книги мало рецензировали, хотя их несколько раз переиздавали и они имели успех у читателя. Книги Казанского, по-моему, являются прародителями нового жанра - советского «научного детектива»3 [Шкловский 1985: 287-279].

2 См. также: Б.В. Казанский «Приключения слов» (М., 1931; переизд.- СПб., 2007); «Разгаданная надпись» (М., 1934; 2-е изд. - 193S); «В мире слов» (М., 19S8; переизд. - СПб., 2006, 2008, 2010); статьи «История азбуки» // Знание-сила. - 1940. - № 1-2; «Из-под пыли веков» // Вокруг света. - 1941. - № 2; «Загадки Эллады» // Хочу все знать. - 19S9. - № 2.

3 Ср. название книги Н.М. Шанского «Линг-

вистические детективы» (М., 2002).

80

Борис Васильевич Казанский (12 октября 1889, г. Новозыбков Черниговской губ. - 4 февраля 1962, Ленинград)4 - известный филолог-классик, литературовед, переводчик, писатель, педагог. В 1908 г. он поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета - на кафедру классической филологии, где занимается у Ф.Ф. Зелинского, И.И. Толстого, М.И. Ростовцева, ставшего руководителем его магистерской диссертации. По завершении учебы в 1913 г. Борис Васильевич был оставлен при кафедре для подготовки к профессорскому званию. Он начинает публиковаться в «Журнале Министерства народного просвещения» (рецензия на перевод Секста Эмпирика, «Заметки к биографии Севера Александра», «Учение об арсисе и теси-се»), одновременно работает в Государственной публичной библиотеке, где 1 января 1914 г. зачислен в штат в качестве помощника секретаря библиотеки, а позже (с 16 июня 1915 г.) служит помощником библиотекаря в Отделе изящных искусств и технологии.

В мае 1917 г. Борис Васильевич переезжает с семьей в Пермь, участвует в организации Пермского отделения Петроградского университета, служит экстраординарным профессором на кафедре классической филологии и заведует трехмесячными курсами для переподготовки учителей. Он является одним из инициаторов создания сборника Общества исторических, философских и социальных наук при Пермском университете и печатает в нем статьи, в которых предстает как глубокий знаток античности с широкими филологическими интересами. Б.В. Казанский становится и одним из создателей студии Пермского народного театра. В 1919-1920 гг., после эвакуации с отходящими частями армии Колчака Пермского университета в Томск, Борис Васильевич некоторое время преподает на кафедре классической филологии историко-филологического факультета Сибирского

4 О жизни и трудах Б.В. Казанского см.: [Временник Пушкинской комиссии 1963; Сергеенко, Сухачев 1989; Богомолов 1978; Казанский H.H. 2012 а; 2012 б; Вахтина].

университета (заведующим кафедрой в эти годы был Эрих Васильевич Диль). В Томске Б.В. Казанский был арестован органами ВЧК и освобожден благодаря деятельной помощи ректора Пермского университета профессора Н.П. Оттокара5.

В августе 1920 г. семья возвращается в Петроград. Борис Васильевич поступает на службу в Государственный институт истории искусств (ГИИИ) в качестве секретаря разряда истории словесных искусств, затем секретаря словесного разряда, переименованного осенью 1925 г. в отдел словесности (во главе с В.М. Жирмунским), откуда в 1930 г. был уволен по идеологическим причинам наряду с Ю.Н. Тыняновым, Б.М. Эйхенбаумом, С.Д. Балахутым. Обязанности ученого секретаря и занятия со слушателями ВГКИ (Высших государственных курсов искусствоведения при ГИИИ) Б.В. Казанский совмещает с преподаванием на кафедре классической филологии университета. Среди прочих секретарских обязанностей Борис Васильевич отвечал за подготовку и выпуск сборников «Поэтика. Временник Отдела словесных искусств» (Вып. 1-У. - Л., 1926-1929), в связи с чем он несколько раз упоминается Л.Я. Гинзбург в ее письмах этого периода к Б.Я. Бухштабу, например, в письме от 18 июля 1926 г.:

...о статье к 1-ому августа (так мы сговаривались) не может быть и речи. Вместе с тем, крайне досадно было бы потерять случай дать статью во второй Временник. Кое-какими книжными источниками я все-таки пользуюсь, У<ниверси>тетская Библ<иоте-ка> открыта один день в неделю, т<ак> ч<то> осенью я могла бы слепить статью. Все это надо довести до сведения Казанского, хорошо было бы намекнуть на то, что статья может оказаться интересной (это я не тебе заколачиваю баки, а Бор<ису> Вас<и-льевич>у!) [Гинзбург 2001].

В начале 1920-х гг. Борис Васильевич увлекается теорией немого кинематографа, чему способствовала его дружба с Ю.Н. Тыняновым, и в 1927 г. публикует

5 Н.П. Оттокар - историк-медиевист, ученик И.М. Гревса; осенью 1922 г. был вынужден эмигрировать, впоследствии стал профессором Флорентийского университета.

статью «Природа кино», сыгравшую важную роль в истории отечественного киноведения. Тогда же возникает интерес к пушкинской тематике, нашедшей отражение в идее и сценарии фильма «Поэт и царь» (1926), при съемках которого он работал консультантом. Проблемы теории и истории театра и кино интересовали Б.В. Казанского в течение всей жизни. Ему принадлежит множество заметок и рецензий в «Записках передвижного театра», в частности о С.Э. Радлове («Театрально-исследовательская студия», 1923). Он является автором анонимной монографии об актрисе Мэри Пикфорд. В 1925 г. выходит его книга «Метод театра» (анализ системы Н. Евреинова). Б.В. Казанский публикует также исследования об античных источниках современного театра («Аристотель о началах трагедии», «Возникновение театра», «Общественно-исторический смысл древнегреческой трагедии»). Интерес к истокам искусства проявляется и в других работах Б.В. Казанского, опубликованных в конце 1920-х гг. («Идея исторической поэтики», «Этнология народной песни», «Обрядность эпической песни»). Помимо «Поэтики», в эти же годы Б.В. Казанский редактирует сборник статей «Фельетон» и вместе с Ю.Н. Тыняновым основывает в 1928 г. издательскую серию «Мастера современной литературы», выступая как редактор книг о М. Зощенко, И. Бабеле и Б. Пильняке. В качестве делегата Первого съезда писателей в 1934 г. Б.В. Казанский становится одним из основателей Союза писателей СССР. Особое внимание он уделяет пушкинской теме. К 100-летию со дня гибели поэта выходят работы Бориса Васильевича о придворных интригах, приведших к трагической дуэли А.С. Пушкина с Ж. Дантесом («Пушкин и его время», «Гибель поэта», «О новых документах (О Дантесе)», «Иностранцы о дуэли и смерти Пушкина», «Новые материалы о дуэли и смерти Пушкина»). До конца своей жизни Борис Васильевич работал над фундаментальным трудом «Гибель Пушкина», оставшимся в рукописи6.

6 Архив Б.В. Казанского хранится в Отделе

рукописей РНБ; отдельные материалы остались

Во время Отечественной войны Б.В. Казанский пишет рассказы о воинах, защищающих свою страну от фашистов («Счетовод Протасьев» и др.). После войны он продолжает исследования в области классической филологии, истории и теории театра, становится членом «Пушкинской комиссии» АН СССР и активно участвует в ее деятельности. Не оставляет Борис Василльевич и преподавания: в 1955-1957 гг. он возглавляет кафедру классической филологии Ленинградского государственного университета. Выйдя в 1959 г. на пенсию, он не прерывает научных занятий: последней его публикацией стала статья «Историческое значение хеттского (иероглифического) и финикийского текстов надписей Кара-Тепе», помещенная в сборнике в честь академика В.В. Струве (1962)7.

Научное наследие Б.В. Казанского, несомненно, оставило заметный след в истории античной филологии, в классическом языкознании, в литературоведении и пушкиноведении. А его книги для юношества, написанные, по определению Б.В. Шкловского, в жанре «научного детектива», важны и интересны как с точки зрения развития современной отечественной методики преподавания русского языка (именно в 30-е гг. началось целенаправленное ее возрождение, создавались новые учебные программы, новые учебники), так и с точки зрения развития самого жанра научно-популярной этимологии: с середины XX в. «истории» и «приключения» слов станут неотъемлемой частью изучения русского языка в школе.

Первые «Приключения слов» Б.В. Казанского появились в 1931 г. В доступной, увлекатель

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком