научная статья по теме Учителя для «Инородцев»: традиции языковой подготовки педагогов в многонациональном регионе Биология

Текст научной статьи на тему «Учителя для «Инородцев»: традиции языковой подготовки педагогов в многонациональном регионе»

УЧИТЕЛЯ ДЛЯ «ИНОРОДЦЕВ»: ТРАДИЦИИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ РЕГИОНЕ

Гильманов Д.Ш., Корнилова И.В., Магсумов Т.А.

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов, г. Набережные Челны, Россия

В статье прослеживаются традиции национального образования, связанные с подготовкой учителей для начальных сельских школ из числа нерусских народов Волго-Камского края и возможности их использования в современной образовательной практике Республики Татарстан.

Ключевые слова: педагогическое образование; начальная школа; национальная школа; учительская семинария; Казань; Н.И. Ильминский.

TEACHERS FOR "FOREIGNERS": TRADITIONS OF LANGUAGE TRAINING OF TEACHERS IN THE MULTINATIONAL REGION

Gilmanov D.Sh., Kornilova I.V., Magsumov T.A.

Naberezhnochelninsky Institute of socio-pedagogical technologies and resources, Naberezhnye Chelny, Russia

The article traces the traditions of national education, related to the preparation of teachers for rural primary schools from among the non-Russian peoples of the Volga-Kama region and the possibility of their use in modern educational practice of the Republic of Tatarstan.

Keywords: teacher education; primary school; national school; teachers ' seminary; Kazan; N.I. Il'minskiy

В истории педагогического образования России второй половины XIX - начала ХХ столетия Казанская инородческая учительская семи-

нария объективно сыграла положительную роль в деле подготовки учителей из числа нерусского населения края для начальной национальной школы. Педагогический процесс был встроен в общую систему подготовки педагогических кадров в стране и шел в фарватере правительственной политики. Традиции воспитания и образования, заложенные Казанской учительской семинарией в дореволюционный период, явились тем фундаментом, на основе которого развивалась система подготовки учительских кадров для начальных национальных школ в советское время и безусловно, должны учитываться и сегодня, встраивая национальное образование в общегосударственную образовательную систему.

Правительственная система подготовки преподавателей начальных школ для сельской местности предусматривала создание специальных учебных заведений [3; 4]. 17 марта 1870 г. было издано «Положение об учительских семинариях», в связи с которым в России стали открываться первые учительские семинарии с целью воспитания будущих учителей для сельских народных училищ как русских, так и для других народов Российской империи [2].

Своим открытием 26 октября 1872 г. Казанская инородческая учительская семинария обязана инициативе миссионера Н.И. Ильминского и содействии попечителя Казанского учебного округа П.Б. Шестакова [1, с. 3; 11, л. 2]. Это было закрытое мужское учебное заведение, готовившее учителей для начальной школы с трехгодичным сроком обучения. В случае необходимости, мог быть установлен двухлетний срок обучения в третьем классе для усовершенствования будущих учителей в научных знаниях и методике преподавания.

В учительскую семинарию принимались мальчики после окончания двухклассных училищ. Согласно «Положению от 27 марта 1872 года» из 150 казенных воспитанников, положенных по штату, в Казанской учительской семинарии должно было быть равное количество русских и крещеных инородцев [12, л. 8; 17, с. 105, 107]. В последующем, в 1894 г., в связи с нехваткой учителей для нерусского населения края, возник вопрос об увеличении числа воспитанников из инородцев в Казанской учи-

тельской семинарии. Это связано с тем, что для инородческого населения губернии, которое составляло 1 317 627 человек, существовали лишь два учебных заведения - Казанская учительская семинария и татарская учительская школа. На этом основании согласно ст. 2413 «Свода уставов ученых учреждений и учебных заведений ведомства МНП» произошли изменения - из положенного по штату числа воспитанников должно было быть не менее 1/3 русских, 2/3 инородцев [19, с. 322].

Учащиеся принимались в семинарию только раз в год перед началом учебного курса и не иначе как в первый класс. Тогда как в общеобразовательные учебные заведения учащиеся принимались в каждый класс и во всякое время года. Это объясняется тем, что семинария должна была не только давать образование, но и воспитывать народных учителей с известными религиозными и нравственными качествами. Набор в семинарию был сравнительно небольшим. Например, в 1889 г. в нее было принято 36 человек, из них 12 русских и 24 нерусских (один татарин, восемь чувашей, шесть черемис, четверо вотяков, пятеро мордовцев, один калмык). Всего в 1889/90 учебном году в семинарии обучалось 152 человека [9, л. 8-9]. Для решения проблемы обеспечения семинарии воспитанниками из контингента нерусских народов было решено в 1877 г. открыть приготовительный класс для обучения нерусских воспитанников русскому языку, а также четыре начальные школы для детей чуваш, мордвы и удмуртов для практических занятий воспитанников семинарии в деле преподавания [10, л. 1; 10, л. 19].

Учебный план семинарии состоял из следующих предметов: Закон Божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, педагогика, пение и методика первоначального обучения. Во многих учительских семинариях, в том числе и Казанской, преподавались также ручной труд, сельское хозяйство и гимнастика [18, с. 1; 19, с. 305]. Тем не менее, утвержденных программ по изучаемым предметам в семинарии не было. Преподаватели постоянно стремились к сближению обучения с практическими потребностями жизни и тем самым способствовали развитию и совершенствованию учеб-

но-воспитательного процесса. Учебный план учительских семинарий претерпел некоторые изменения в 1903 г. Циркуляр министра народного просвещения предлагал краткий учебный план и примерную таблицу недельных уроков для учительских семинарий. В зависимости от местных условий в них можно было вносить изменения, касавшиеся количества учебных часов и содержания учебных программ. Следует заметить, что содержание программ практически не изменилось. Как и прежде, одно из ведущих мест среди учебных предметов занимал Закон Божий, способствуя распространению религиозно-нравственного направления в воспитании. Важное место занимало изучение русского языка и математики. Но по-прежнему, так и не было введено преподавание отечественной литературы, и в преподавании математических предметов не уделялось внимание практической стороне [14, с. 106]. Достоинством нового учебного плана были некоторые изменения программы по педагогике [7, л. 3], которая несколько расширилась за счет введения некоторых материалов из области психологии, школьной гигиены и школоведения, а также за счет расширения раздела дидактики. Однако основное внимание в курсе педагогики, как и прежде, уделялось практической стороне дела: педагогической технике, практическим навыкам и приемам учебной работы по предметам начального училища. Еще Н.И. Ильминский предостерегал от увлечения теоретической стороной преподаваемых предметов.

Основная идея Н.И. Ильминского - «прочное сближение инородцев с коренным русским населением путем просвещения» - реализовывалась в образовательной системе посредством обучения инородцев на их родном языке. Он полагал, что «религиозное движение сердца несравненно сильнее и глубже возбуждается, когда христианские истины слышатся инородцами на языке родном, нежели на русском... Как скоро в инородцах утвердились посредством родного языка христианские понятия и правила, они уже обрусели» [5, с. 204]. При этом русский язык он считал лишь одним «из учебных предметов, который они усвояют тоже через посредство своего родного языка» [16, с. 21]. По системе Н.И. Ильминского обучение в одноклассной народной школе с четырехлетним курсом

обучения велось в первые два года только на родном языке, русский же язык изучался в качестве учебной дисциплины. Его изучение начиналось с разговорных уроков. В следующие два года русский превращался уже в язык преподавания. На базе семинарии были созданы сотни учебников, двуязычных букварей, книг для внеклассного чтения, в первую очередь духовно-нравственного содержания. Переводились и издавались учебники Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других русских педагогов. Система Н.И. Ильминского стала официальной в обучении инородческого населения на востоке империи.

Вся жизнь и быт учащихся учительской семинарии подвергались надзору и регламентации, так как она была закрытым учебным заведением с религиозной окраской. Воспитанники семинарии жили в специальных интернатах, поэтому с утра до поздней ночи учащиеся находились под бдительным надзором воспитателей, регламентировалось чтение книг.

По окончании семинарии воспитанники получали свидетельство на звание учителей начальных народных сельских училищ. К примеру, в 1887 г. такие свидетельства получили 18 русских воспитанников, три черемиса, трое чуваш, трое мордвы и один зырянин [8, л. 8]. Казенные воспитанники по окончании семинарии должны были прослужить в должности учителя не менее шести лет.

Как известно, с историей Казанской учительской семинарии непосредственно связана педагогическая деятельность первых ее руководителей Н.И. Ильминского и его приемного сына Н.А. Бобровникова (шурин чувашского педагога И.П. Яковлева; с 1906 г. - попечитель Оренбургского учебного округа). Благодаря усилиям этих видных педагогов, а также вследствие неуклонного втягивания нерусских народов края в капиталистические отношения, разрушения их национальной ограниченности происходило быстрое увеличение числа «инородческих школ», особенно в конце XIX в.

Учительские семинарии, в том числе и Казанская, предназначались для детей, происходивших из крестьянского сословия. Это можно наглядно увидеть из следующего распределения учащихся семинарии по сослови-

ям, в 1889 г. обучалось мещан - три человека, чиновников - два человека, крестьян - 147 человек [9, л. 8-9], что соответствовало целям семинарии, готовившей учителей для начальных сельских школ. Тенденция привлечения в учительскую семинарию детей демократических слоев населения продолжалась и в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком