научная статья по теме УДМУРТЫ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ: ОПЫТ СОСЕДСТВА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «УДМУРТЫ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ: ОПЫТ СОСЕДСТВА»

ЭО, 2010 г., № 6 © Е.В. Попова

УДМУРТЫ В ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫХ СЕЛЕНИЯХ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ: ОПЫТ СОСЕДСТВА*

Ключевые слова: межэтническое взаимодействие, Урало-Поволжье, удмурты, этнически смешанные селения, идентичность, адаптационные процессы

Вопросы пространственной организации этнически смешанных селений, идентичность удмуртов, брачные ареалы и предпочтения, языковая ориентация и функционирование родного (удмуртского) языка, взаимодействие удмуртов с другими народами, проявляющееся в обрядах и сфере материальной культуры, находятся в центре внимания автора настоящей статьи.

Опыт соседства удмуртов с представителями других народов в полиэтничных регионах, в числе которых и Урало-Поволжье, демонстрирует практику выстраивания межкультурного диалога в условиях смешанных селений, иноэтничного и поликонфессионального окружения. Так, по данным переписи 2002 г., из 560 764 удмуртов, проживающих в Урало-Поволжье, в Удмуртской Республике значилось 460 584 человек, что составляет 72,3% от численности удмуртов по Российской Федерации; остальные 100 180 человек расселены за ее пределами. Наиболее компактные и многочисленные группы исторически проживают в Пермской обл. - 26 272 человек, в Татарстане -24 207, в Республике Башкортостан (далее - РБ) - 22 625, в Кировской обл. - 17 952 (Национальный состав и владение языками 2004).

Межэтническое взаимодействие "периферийных" удмуртов было предметом внимания и рассматривалось как важный фактор, определивший их этническое своеобразие (Владыкин 1970; Чагин 2005; Черных 1995, 2005, 2006; Шеда-Зорина 2005, 2007). Идентичность, история формирования и расселения, современные межкультурные контакты были предметом изучения в рамках проекта "Удмуртская диаспора в субъектах Российской Федерации различного типа", итоги которого вошли в специальный сборник (Смирнова, Губогло и др. 2008). В результате хозяйственной и экономической специфики, консервации архаичных элементов, заимствований сформировались особенности в материальной культуре (Крюкова 1967; Лойко 1990; Косарева 2000; Садиков 2001), традиционных представлениях, культовой практике, календарных обрядах (Христолюбова, Миннияхметова 1994; Черных 1995; Миннияхметова 2000; Садиков 2006). Соседство удмуртов в этих регионах связано с доминированием татарского, русского, татарско-русского окружения, что оказало существенное влияние на язык. Так, для удмуртов Закамья наиболее характерны полилингвизм и татаро-удмуртское двуязычие (Кельмаков 1970, 1974; Насибуллин 1972; Тараканов 1993 и др.).

Взаимодействие удмуртов с представителями других народов наиболее интенсивно происходит в смешанных селениях. Однако такие селения и протекающие в них процессы впервые стали предметом внимания в рамках специального проекта (Коро-стелев 2007а; Попова 2007; Садиков 2007; Ягафова 2007).

Елена Васильевна Попова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН; e-mail: popova@ni.udm.ru

* Статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 06-01-00204а).

В ходе экспедиции 2008 г. рассматривались селения с наиболее распространенными вариантами соседства: удмуртско-татарское, удмуртско-русское, удмуртско-татарско-русское. Учитывались и другие факторы - конфессиональная ситуация, культурные и языковые особенности в регионе и селении, преобладающее этническое окружение, степень и продолжительность межкультурных контактов, численное соотношение соседствующих народов, история межэтнических взаимоотношений.

Выбор селений в Закамье определили доминирование татарского языка и культуры, конфессиональная ситуация. Это селения, где татаро-язычные удмурты-мусульмане (в переписи 2002 г. указаны башкирами) проживают с татарами-мусульманами (с. Гари-башево Татышлинского р-на РБ); удмурты-"язычники" с татарами-мусульманами и русскими-православными (с. Кизганбашево Балтачевского р-на РБ). Взаимодействие в полиэтничных регионах с преобладающим влиянием русского языка рассматривалось на примере завятских удмуртов и южной группы удмуртов в Кировской обл. В маршрут вошли селения, где живут православные удмурты и русские (д. Виноградово Вятскопо-лянского р-на); удмурты-православные, татары-мусульмане и русские-православные (д. Дым-Дым-Омга того же района); уступая по численности, удмурты находятся в соседстве с татарами-мусульманами, православными русскими и марийцами (с. Новая Смаиль Малмыжского р-на). Рассматривались удмуртские селения в полиэтничном окружении, но с небольшим иноэтничным составом в результате браков (с. Пор Китяк и Удмурт Китяк Малмыжского р-на).

Особенности пространственной организации этнически смешанных селений. Поиск оптимальных способов выстраивания соседства начинается с момента возникновения смешанных поселений. Это касается освоения среды и распределения природных ресурсов и равных возможностей доступа к ним, регламентации пространства хозяйственной деятельности, определения социальных и культурных связей, разграничения или формирования общих культовых объектов. Некоторые селения удмуртов с самого начала возникают как смешанные (с. Гарибашево), другие - в результате подселения иноэтничных соседей (с. Виноградово) или объединения ближайших поселений (селения Кизганбашево и Покровка). Эти процессы происходят и в наши дни. Полиэтничными становятся центры сельских администраций или колхозов в результате переселения из деревень округи (с. Новая Смаиль, д. Дым-Дым-Омга).

На этапе возникновения смешанных селений отмечается стремление представителей разных этнических и конфессиональных сообществ к формированию моноэтнич-ной части - улицы, "конца" и восприятие их как "своей" территории. Границы этнических или конфессиональных "концов"/улиц обычно ничем не обозначены, но жители знают, где заканчивается "чужая" улица и начинается "своя": "Здесь удмурты живут, а там русский конец. Мы в том конце и сейчас не селимся, а русские здесь не строят" (д. Виноградово), "В этой части одни удмурты жили, а там за мечетью татарская улица. Это не только сейчас, так с давних времен" (с. Гарибашево). Иногда границей могут служить ландшафтные объекты - лог, ручей, овраг: "Там за логом русская Покровка, здесь живут удмурты, а ниже татарская улица", "Одна деревня. Нас только лог разделяет" (д. Кизганбашево). Но в качестве границы редко используют какие-либо сооружения, как, например, ворота в виде арки в д. Гарибашево, которые стояли на границе удмуртской и татарской частей деревни. На них вывешивали информацию, прикрепляли радио, их украшали в праздники лентами и транспарантами:

«В деревне были татарский и удмуртский концы. Между ними стояли ворота. Они с давних пор. На них висело колхозное радио-громкоговоритель. В начале восьмидесятых один тракторист нечаянно наехал на них и снес. Смеясь, жители сказали: "Ну, что наделал? Теперь соединил удмуртов и татар"» (ПМА 1).

В "своей" части поддерживались соседские, родственные взаимоотношения. В контексте традиционных религиозно-мифологических представлений удмурты здесь формировали сакральное пространство, которое включало священные рощи, места молений, кладбища, культовые сооружения. Эти объекты и сейчас воспринимаются

как этнически значимые, свидетельствуют об "удмуртских корнях", служат доказательством прежних территориальных делений. Например, в д. Виноградово, где проживают русские и православные удмурты, почитаемые объекты удмуртов (роща для молений керемет, культовое сооружение коа/куала), где проходили моления, находились в удмуртской части. Они считались "удмуртскими", несмотря на участие в обрядах русских соседей. Места, известные как "православные святыни", были общими. Это родник сед ошмес (букв. "черный родник"), который был источником питьевой воды; с ним связано возникновение деревни. Одно из названий д. Виноградово - Сед ошмес (букв. "Черный родник") / Шедошмес Омга ("Черный родник рода/деревни Омга"). Вблизи него находилась часовня - крест и полка с иконами. К источнику за водой на второй день свадьбы приходили молодухи, оставляя в дар полотенца, отрезы тканей. Традиции придерживались русские и удмурты, хотя в данной местности такой обычай считается удмуртским. За крещенской водой и лечения болезней приходят все жители (ПМА 7).

Знаковыми объектами, формирующими сакральный ландшафт смешанных селений, были и остаются культовые сооружения. Например, в удмуртско-татарско-русской д. Кизганбашево в русской части - православный храм, на татарской улице - мечеть. В удмуртской части располагались культовые объекты куала - небольшие площадки с растущим деревом (некоторые огорожены), принадлежащие разным родственным объединениям. В деревне было два кладбища - православное в русской части и за пределами селения общее кладбище татар-мусульман и удмуртов-"язычников", разделенное пустующим участком (ПМА 2). Жители смешанных селений хорошо осведомлены о расположении, правилах поведения в отношении святынь соседей.

Стремление к формированию моноэтничных частей наблюдается в смешанных селениях позднего происхождения (центры сельских администраций). Новые улицы / «концы», несмотря на официальные названия, обозначаются по этнической принадлежности или по названию деревни, откуда преобладающая часть переселенцев. Стремления к формировнию "своих" территорий не отмечается в условиях современного размывания этнических границ. Однако желание сохранить "свое" пространство удмурты рассматривают, как возможность приостановить активные процессы интеграции, создающие угрозу сохранению языка и этнической специфики (д. Дым-Дым-Омга).

В смешанных селениях возникают места, где происходит общение и взаимодействие соседствующих групп. Это учреждения сферы образования, социально-культурные объекты, администрация поселений, хозяйственные комплексы. В селениях, где жители одного вероисповедания, это культовые объекты (храм, мечеть). Такие объекты устанавливались или формировались на границе этнических или конфессиональных частей, возникали на новой площадке. Главным был принцип «равного доступа» для соседствующих групп.

Существование территор

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком