научная статья по теме Уединение. Феноменологический взгляд: уединение-чувствование Биология

Текст научной статьи на тему «Уединение. Феноменологический взгляд: уединение-чувствование»

• индивидуально-коллективная рефлексия педагогами своего опыта в профессиональной сфере; осознание необходимых изменений в нем, позволяющих обновить содержание общего образования, повысить его качество и доступность;

• организация деятельности педагога на новых началах, содействие ему в освоении нового опыта в профессиональной сфере, способствующего модернизации образования;

• рефлексия происходящих изменений в развитии профессиональной компетентности педагога;

• последействие педагога по саморазвитию-самосзиданию и совершенствованию своего опыта в профессиональной сфере, уровня своей профессиональной компетентности решать задачи модернизации образования» [5, С. 130-131].

В заключение можно отметить, что к базовым ценностям профессионально-педагогической деятельности в контексте компетентностного подхода можно отнести: умение успешно работать в проблемном поле профессионально-педагогической деятельности, индивидуально-коллективная рефлексия собственного профессионально-педагогического опыта, освоение нового опыта профессионально-педагогической деятельности, саморазвитие и самосозидание при решении задач модернизации образования.

Список литературы

1. Баранов П.А. Дифференцированный подход в постдипломном педагогическом образовании. Монография. - СПб.: СПб ГУМП, 2003. - C. 151.

2. Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб.: OMS, 1994. -180 с.

3. Каган М.С. Наука и ценности. Проблема интеграции естественного и социогуманитарного знания. - Л., 1990. - С. 52.

4. Колесникова И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб.: Детство -Пресс, 2001. - 288 с.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 392 с.

6. Краевский В.В. Воспитание или образование? - Педагогика. - 2001. - N 3. - С.9-10.

7. Прикот О.Г. Лекции по философии педагогики. - СПб.: Изд-во TVPinc, 1998. - С.

52.

8. Стратегия модернизации содержания общего образования. - Мин. обр. РФ, реш. от 11 октября 2000 г.

9. Философская теория ценностей / С.-Петерб. гос. ун-т ; Акад. гуманитар. наук. -СПб. : Петрополис, 1997. - 204 с.

10. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 445 с

11. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) a //Secondary Education for Europe, Strasburg, 1997.

12. Selection of key competencies, -Executive Summary-DeSeCo Project Web -www.oecd.org/ edu/ statistics/deseco.

УЕДИНЕНИЕ. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД: УЕДИНЕНИЕ-ЧУВСТВОВАНИЕ

Свиридов В.С.

Томский государственный университет

Несмотря на преобладающее в науке (Е. Н. Осин, А.Ж. Салихова, М.Г. Сорокина, Е.В. Неумоева, Р.К. Нуреева, Н.В. Хамитов и др.) и обыденности мнение об уединении как

особом, позитивном виде одиночества, наши исследования дают основания полагать, что это не так. Безусловно, можно расширять конструкт одиночества, включая в него великое множество явлений и категорий, но, как писал ещё Л. С. Выготский, в конце концов, такое "раздутое" понятие лопнет. Поэтому на наш взгляд гораздо более полезно, эффективно и научно попытаться понять сущность и смысл какого бы то ни было феномена и, следовательно, его границы и пересечения, и иными связи с другими феноменами.

Обыкновенно, для достижения такой цели используется психологический феноменологический анализ, который выступает как метод интуитивного, качественного и «описательного» познания действительности [4, 5, 8, 11]. Насколько нам известно, до сих пор продолжаются дебаты о "научности - не научности" данного метода, но и исследования на его основе также продолжают публиковаться, и всё больше признаются.

Вообще, использование качественных описательных методов в науке считается приемлемым и необходимым, когда речь идёт об исследовании феномена, с которым ранее наука не сталкивалась. Действует принцип «от практики/эмпирики к теории/абстракции». Если с одиночеством наука столкнулась примерно с 60-х годов 20 в. [1], то уединение рассматривалось лишь вскользь и почти всегда в свете одиночества. Мы, тем не менее, полагаем, что данный феномен достоин самостоятельного и более полного изучения, и что эти исследования являются достаточно актуальными именно в настоящее время, т.к.: во-первых, существует особая потребность - «потребность в уединении» (В. Франкл, А. Маслоу, Дж.Р. Оди, Н.В. Хамитов, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева, Г.Д. Торо и др.), которую любой человек может без труда обнаруживать периодически в своём опыте; во-вторых, очень тесна связь с проблематикой одиночества (к примеру, «ситуация» невозможности уединения зачастую приводит к одиночеству [3, 6, 10]; или, как пишут наиболее проницательные исследователи, путаница с этими феноменами создаёт путаницу в жизни людей [2, 9]; и др.); в-третьих, на основе наших исследований мы можем заключить, что во время некоторых «видов» уединения происходят процессы, соотносимые с процессами самоорганизации, и что опыты уединения очень часто влияют на мировоззрение и жизненный путь людей; и др..

Таким образом, исследования феномена уединения становятся чрезвычайно актуальными в современном обществе и в современной науке.

Стоит повториться: использование метода психологической феноменологии для изучения уединения обосновывается его относительной новизной для науки, и всеми следствиями из этого: неясностью, размытостью границ и т.п.

Соответственно, целью данной небольшой статьи является описание одного из видов/типов уединения, который мы обозначили как «уединение-чувствование». На данный момент нами уже выделено несколько видов/типов переживания уединения, и описываемое уединение - лишь один из них.

Респондентками, описавшими нам опыт данного переживания стали девушки 18 и 19 лет, студентки факультета журналистики ТГУ. В этой работе, во избежание путаницы, мы опишем опыт лишь одной из них - назовём её И.; также исследователю описываемые переживания знакомы на собственном опыте, что является одним из условий проведения феноменологического анализа [5]. Методом сбора первичной, «наивной» информации (текста) явилась свободная беседа (глубинное интервью).

По отношению к ядру феномена "уединение", описываемое «уединение-чувствование» является субфеноменом. Однако таким субфеноменом, который сам по себе имеет ещё множество субфеноменов, т.е. его смысл достаточно широк, чтобы явиться одним из обобщённых смыслов уединения.

Уединение-чувствование - это когда ты понимаешь, что ближайшие несколько часов должны царствовать ощущения и чувства, а все мысли, проблемы, и думанья прямо сейчас не имеют никакого значения; когда ты желаешь остаться один, или лишь с избранными, дабы переживать эти прекрасные (или ужасные) моменты, и делать лишь то, что могло бы усилить их и сохранить их в памяти; это время и пространство совсем

иного мира, отличного от мира повседневности, с его привычной серостью, обязанностями, отсутствием яркости и красок, запретами на сильные и глубокие переживания, прагматикой и оторванностью от простого соприсутствия с миром, или бытия лишь с самим собой; и потому это восстановление и возобновление, вновь ощущение утраченных или умирающих, но и настолько же важных связей с собой и миром; это периодическое напоминание о прекрасном, возвышенном, таинственном и непознанном, и даже хотящим остаться таковым, в этом мире, и в том числе о неясностях, странностях, и удивительной глубине мира собственных ощущений и чувств; это радостное (или печальное) ожидание встречи с неизвестным и неопределённым, но как будто давно знакомым, ждущим тебя, и именно твоим.

Более кратко, обобщённо и научно, смыслы уединения-чувствования можно сформулировать так: во-первых, это уединение ради ощущений, чувств, некоего сильного и значимого опыта переживаний; во-вторых, это уединение ради возможности и действительности отрешения от повседневной реальности своей жизни, которая может становиться скучной и «приедаться» (именно поэтому такие опыты не нужны слишком часто - иначе пришлось бы "выходить" из совсем другой реальности). Очень важно, что хотя эти смыслы и очень тесно связанны между собой, они при этом остаются самоценными, и потому могут быть дифференцированы.

Очевидно, что указанные смыслы могут быть реализованы и не с помощью уединения, но даже посредством чего-то ему противоположного. К примеру, совместные экстатические сектантские практики достаточно близки к этому. Но мы должны понимать, что это осуществляется и посредством уединения, и переживается, соответственно, как уединение, определённый «вид» уединения.

Для И. подобные уединения начинаются либо с кинестетических ощущений, либо с определённой «картинки», но при этом одно всегда вызывает другое - их связь обязательна. Так создаётся «образ», задающий настроение уединения, и подобное целостное ощущение-представление-чувствование является отправной точкой уединения. К примеру, это может быть «образ» леса после дождя, с соответствующими ощущениями упругости мокрой земли, и свежего ветра, красивой картинкой выглядывающего из-за туч солнца, освещающего блестящий от капель дождя лес, и радостным переживанием от прикосновения к Природе. Или, к примеру, «образ» запаха прелой листвы, запаха дождя, «образ» осеннего ветра, неба после грозы, деревянных домиков и некоторых улиц Томска и т.д. Это просто «накатывает» на И., что-то «щёлкает» в ней (т.е. происходит неожиданно для неё), и часто она этому переживанию "подчиняется", начиная свой «поиск»: «Ну просто накатывает, и идешь, и ищешь». Этот «поиск» респондентки - в сущности как раз поиск чувств и ощущений, и того, что могло бы их усилить: места, вещи, определённой атмосферы и духа и т.д. «Ну каких-то ощущений ищешь. Вот ощущений... Почему ощущение и направляет на поиск, и является, собственно, исходной точкой. Вот. Можно сказать даже - просто поиск ради ощущений». Но что конкретно помогло бы усилить и сохранить, «оставить как можно дольше», эти ощущения И. нико

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком