научная статья по теме УИЛЬЯМ НЬЮБУРГСКИЙ И НОРТУМБРИЙСКАЯ «МОДЕЛЬ» АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «УИЛЬЯМ НЬЮБУРГСКИЙ И НОРТУМБРИЙСКАЯ «МОДЕЛЬ» АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ»

Э. Лоренс-Мейзерс

УИЛЬЯМ НЬЮБУРГСКИЙ И НОРТУМБРИЙСКАЯ «МОДЕЛЬ» АНГЛИЙСКОЙ ИСТОРИИ*

Уильям Ньюбургский (ум. после 1197/1198 г.), каноник приората августинцев Ньюбурга (Йоркшир), известен прежде всего как автор обстоятельной «Истории Англии». Его хроника «Historia Rerum Anglicarum» охватывает период от Нормандского завоевания до 1197/1198 гг.1 Примечательно, что этот текст, стоящий в ряду других хроник «великого периода английского историопи-сания», создан в Ньюбурге, где не была развита историографическая традиция и едва ли наличествовала крупная библиотека2. Судя по Прологу к хронике, познания Уильяма охватывали не только историю Англии периода после Нормандского завоевания. Пролог, в котором автор никак не касается материала, содержащегося в тексте хроники, полностью посвящен критике Гальфри-да Монмутского и его чрезвычайно популярной «Истории королей Британии» («Historia Regum Britanniae»). Тематика Пролога настолько отличается от основного текста, что вполне понятно предположение А. Грэнсден, будто этот текст был задуман как отдельное произведение3. Историческое творчество Уильяма необычно во многих отношениях, но исключительность хрониста состоит в том, что он был единственным историком, раскритиковавшим Гальфрида на пике его популярности. Тот факт, что автор хроники, посвященной истории Англии после 1066 г., к

* Перевод статьи, первоначально опубликованной в «Journal of Medieval History» (Lawrence-Mathers A. William of Newburgh and the Northumbrian Construction of English History // Journal of Medieval History. Amsterdam, 2007. Vol. 33. P. 339357. © Elsevier Ltd.), печатается с согласия автора и любезного разрешения правообладателя издательства «Elsevier Ltd».

1 William of Newburgh. History of English Affairs. Book I / Ed. P.G. Walsh, M.J. Kennedy. Warminster, 1988. Классическое издание хроники Уильяма Нью-бургского см.: William ofNewburg. Historia Rerum Anglicarum // Chronicles of the Reigns of Stephen, Henry II and Richard I / Ed. R. Howlett: 4 vols. L., 1884-1889. Vol. I-II. P. 1-500.

2 Gransden A. Historical Writing in England c. 550 to 1307. L., 1974. Краткое рассмотрение Ньюбурга и его книжной коллекции см.: Lawrence-Mathers A. Manuscripts in Northumbria in the 11th and 12th Centuries. Woodbridge, 2003. P. 187-188.

3 Gransden A. Bede's Reputation as an Historian in Medieval England // Journal of Ecclesiastical History. Cambridge, 1981. Vol. 32. P. 20-22.

тому же сам будучи изолирован в скромной по экономическим и интеллектуальным ресурсам обители, совершил определенный прорыв в сторону относительно «научного» (scientific) подхода к истории и предпринял попытку опровергнуть общепринятый текст, каковым являлось сочинение Гальфрида, действительно поражает4. С современной точки зрения смелость Уильяма может показаться не столь впечатляющей, однако стоит учитывать, что текст Гальфрида обрел исключительную популярность фактически сразу после его написания ок. 1136 г. Только от XII в. сохранилось более 50 копий, а с конца XII до XVI столетия авторитетность Гальфрида была общепризнанной5. Каким образом Уильям Ньюбургский смог осуществить подобный прорыв - это вопрос, заслуживающий изучения.

Согласно предлагаемой в данной статье гипотезе, достижение Уильяма базировалось на неких общих основаниях, объединявших его с другими «нортумбрийскими» историками; в частности, на непоколебимой вере в истинность рассказа Беды о постримской Британии и завоеваниях «англичан». Таким образом, у Уильяма все же имелся определенный интеллектуальный контекст для критики «Истории королей Британии», и его можно установить, если обратить внимание на три группы источников. Во-первых, это написанная и иллюминированная в характерном стиле ранняя копия сочинения Уильяма (ныне British Library [далее: BL]. MS Stowe 62), которая датируется концом XII в. Во-вторых, сами материалы, собранные Уильямом в его Прологе и в послании-посвящении аббату Эрнальду из Риво (которое предшествует Прологу в MS Stowe 62). В-третьих, это комплекс созданных и использовавшихся в XII в. в Дареме и североанглийских цистерцианских и августинских обителях кодексов, куда вошли исторические, теологические и географические материалы6. Уильям Ньюбург-

4 Об отношении Уильяма к современным ему политическим проблемам и источниках его Истории см.: Gillingham J. The Historian as Judge. William of Newburgh and Hubert Walter // English Historical Review. Oxford, 2004. Vol. 119, N 484. P. 1275-1287.

5 Перечисление и обсуждение рукописей см.: Crick J. The "Historia regum Britanniae" of Geoffrey of Monmouth. Vol. III: A Summary Catalogue of the Manuscripts. Woodbridge, 1989.

6 Этой группе манускриптов посвящено немало исследований, поскольку до настоящего времени остаются вопросы о происхождении этих кодексов и взаимосвязях между копиями крайне редких текстов, которые они содержат. Краткий обзор см.: Meehan B. Durham Twelfth-century Manuscripts in Cistercian Houses // Anglo-Norman Durham 1093-1193 / Ed. D. Rollason, M. Harvey, M. Prestwich. Woodbridge, 1994. P. 439-450.

ский, скорее всего, имел доступ к указанным кодексам, и представленная в них коллекция текстов в совокупности составляет «библиотеку», достаточную для того, чтобы хронист мог собрать существенный массив информации, необходимый для критики «Истории королей Британии». Наконец, при сравнительном рассмотрении Пролога Уильяма Ньюбургского и указанной группы рукописей можно проследить существование в Нортумбрии XII столетия масштабного «проекта» по созданию осознанно английского видения прошлого (self-consciously English vision of the past), которое не оставляло места для гальфридовского короля Артура.

Однако прежде чем перейти к детальному анализу нортум-брийского, или английского, видения истории, необходимо ответить на вопрос, является ли положение Уильяма Ньюбургского столь уж исключительным? Ведь существует еще один автор, современник Уильяма, известный критикой Гальфрида Монмут-ского, - Геральд Камбрийский. Впрочем, «атака» Уильяма на «перевод» «древней бриттской книги» существенно более серьезна, чем та, которую предпринял Геральд7. В 1197 г., когда Уильям, вероятно, уже работал над своей «Историей»8, Геральд вставил в «Путешествие по Уэльсу» ироничный анекдот, повествующий о необразованном человеке из Карлиона, обладавшем «мистическими и пророческими способностями», которому докучали демоны. Их удалось изгнать прикосновением к Евангелию от Иоанна, однако когда Евангелие было заменено сочинением Гальфрида, демоны вернулись еще более толстые, чем прежде9. Однако Геральд, который претендовал на обнаружение в «отдаленном Гви-неде» книги с пророчествами Мерлина Сильвестра из Келидона

7 Обсуждение Геральда см.: Crick J. The British Past and the Welsh Future: Gerald of Wales, Geoffrey of Monmouth and Arthur of Britain // Celtica. Dublin, 1999. Vol. 23. P. 60-75.

8 Эта дата опирается на сведения из рукописи BL. MS Stowe 62, которая принадлежала общине Ньюбурга и как минимум с XIX в. признается копией, основанной, вероятно, непосредственно на записях Уильяма. Начало рукописи полностью, хотя и несколько безыскусно подвергнуто рубрикации и краткие incipit и explicit даны для всех книг, кроме последней. Манускрипт неожиданно обрывается на событиях 1197 г., к которым добавлен рассказ о «знамении», случившемся в 1198 г. Несмотря на то что в рукописи оставалось свободным достаточно места, нет ни общего заключения, ни простого explicit. Это позволяет утверждать, что работа и над текстом, и над «чистовиком» была внезапно прервана на указанном месте.

9 Данную историю см.: Gerald of Wales. The Journey through Wales and the Description of Wales / Transl. L. Thorpe. Harmondswoth, 1978. P. 116-118.

(в противовес Мерлину Амброзию из текста Гальфрида), а также участвовал в эксгумации скелета Артура в Гластонбери в 90-е годы XII в., сам являлся «конкурентом» Гальфрида10. Едва ли он пытался продемонстрировать безосновательность «открытий» Гальфрида. Уильям Ньюбургский же, напротив, стремился доказать, что само существование Артура исторически недостоверно, а все повествование Гальфрида о королях бриттов противоречит историческим фактам. Таким образом, насмешку Геральда едва ли можно сопоставить с критикой Гальфрида Уильямом.

Еще один заслуживающий рассмотрения фактор - политическая ситуация в Англии в 90-е годы XII в. Дж. Крик, среди прочих, утверждает, что обеспокоенность возможным политическим использованием фигуры Артура валлийцами проявилась в королевской инициативе по поиску и обнаружению его останков. Показательно, что именно в 90-е годы Губерт Вальтер написал письмо папе Иннокентию III, в котором выразил беспокойство по поводу валлийских исторических притязаний на верховенство в Британии11. Вслед за Н. Партнер исследователи стали обращать внимание на негативные комментарии Уильяма Ньюбургского, касающиеся различных «бриттских» сообществ12. Наряду с тем фактом, что Уильям идентифицирует и себя, и предполагаемую аудиторию своей хроники с «англичанами», это может указывать на стремление хрониста противостоять «бриттским» политическим амбициям, основанным на сомнительных исторических аргументах. Данное обстоятельство объясняет добавление Пролога к «Historia Rerum Anglicarum», однако не проясняет, каким образом сформировалось видение хронистом отдаленного прошлого, и как он отыскал и отобрал информацию, необходимую для критики «Истории королей Британии». Для ответа на эти вопросы в статье будут проанализированы очерченные выше три группы источников, начиная с рукописи сочинения Уильяма.

BL. MS Stowe 62 - это ньюбургская копия «Истории» Уильяма. Высокое качество пергамента и письма указывает на то, что она, возможно, являлась дарственной копией. Более того, рукопись содержит ньюбургский ex libris, свидетельствующий о том, что она была создана для общины самого Уильяма и что в Ньюбур-

10 Crick J. The British Past...

11 Ibid. P. 71-72. Также см.: Nitze W.A. The Exhumation of King Arthur at Glastonbury // Speculum. Cambridge (Mass.), 1934. Vol. 9. P. 355-361.

12 Partner N.F. Serious Entertainments. The Writing of

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком