научная статья по теме УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917-1921 ГОДОВ: ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917-1921 ГОДОВ: ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

щ

Славяноведение, № 5

© 2015 г. Г. А. КОРОЛЁВ

УКРАИНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917-1921 годов: ЕВРОПЕЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО

ПРОЕКТА

В статье описывается концепция Украинской революции 1917-1921 гг. в европейском сравнительно-историческом контексте. Также анализируется формирование колониальных мифов и идеологии украинского национального движения. Сделан вывод, что Украинская революция была войной за независимость и освободительным движением, что характерно для «малых» наций в Центральной и Восточной Европе.

The article describes the concept of the Ukrainian revolution of 1917-1921 in the European context. The formation of political myths and ideology of the Ukrainian national movement is also analysed. It is concluded that the Ukrainian revolution was a war for independence and liberation movement, which was typical of «small» nations in Central and Eastern Europe.

Ключевые слова: Украинская революция, Европейское измерение, национальное движение, концепция.

Keywords: Ukrainian revolution, European dimension, national movement, concept

В 1977 г. в Институте истории Академии наук Украинской ССР опубликован очередной пятый том «1стори Украшсько! РСР» с названием «Велика Жовтнева сощалктична револющя i громадянська вшна на Украгт (1917-1920)» под редакцией академика Н.И. Супруненко [1]. В этой книге концепция «Великого Октября на Украине» расширена за счет включения революционных событий на Западной Украине в общероссийский революционный процесс. По сути такой славянофильский дискурс в марксистском понимании, который использовали авторы, отвечал тогдашней парадигме «триединого русского народа». Тем самым, авторы тома обосновывали историческую закономерность присоединения Западной Украины в 1939 г. после подписания пакта Молотова - Риббентропа. Однако, суть такого приема в этнографическом детерминизме, когда воображаемое большинство определенного народа на каких-либо землях делало их его национальными территориями.

Юбилейная годовщина «Великого Октября» не осталась без внимания украинских эмиграционных историков, которые представили свою оценку событий 60-летней давности на Украине. В 1977 г. Украинский исследовательский институт Гарвардского университета издал сборник статей «The Ukraine, 1917-1921: A Study in Revolution» под редакцией профессора Т. Гунчака [2]. Предисловие было написано Р. Пайпсом, который в то время считался крупнейшим специалистом в США по истории российской революции 1917 г. В этой работе коллектив

Королёв Геннадий Александрович -тории Украины НАНУ, г. Киев.

канд. ист. наук, старший научный сотрудник Института ис-

авторов предложил рассматривать историю украинской революции как самостоятельное явление, независимое от российских революционных процессов.

Однако такая интеллектуальная конкуренция между советскими и американскими историками превратилась в идеологическое противостояние. Этот важный нюанс отметил в рецензии на гарвардский сборник американский историк украинского происхождения Р. Шпорлюк, назвав его «не исследованием революции» [3]. Он раскритиковал предложенный авторами метод описания, подвергая сомнению господствующие интерпретации революционных событий на Украине. Вывод Шпорлюка предельно ясен: отметив наличие определенного идеологического подтекста, он указал на методологическую схожесть концепции диаспоры «Визвольш змагання 1917-1921/1923 гг.» и парадигмы «Великого Октября и гражданской войны на Украине 1917-1920 гг.». Как альтернативу он рассматривал в качестве новой точки отчета Украинской революции 1914 год1. Затем, опираясь на концепции нациостроительства, которые стали тогда популярными в европейской и американской историографии, Шпорлюк предложил использовать понятие нации как инструмент для анализа характера Украинской революции. Он считал, что если для Российской империи Первая мировая война стала началом социальной революции, то для украинцев и других народов Центральной и Восточной Европы - это было начало национальной революции [5].

Под влиянием перестройки и гласности в конце 80-х годов ХХ ст. видный историк, директор Института истории Украины Академии наук Украинской ССР Ю.Ю. Кондуфор, рассматривая исторический процесс на основе двух революционных альтернатив - социализма или капитализма, - обратился к истории Центральной рады [6. Д. 81. Л. 4], подчеркивая ее роль в революции [6. Д. 84. Л. 6]. Поэтому в статье о «Великом Октябре на Украине» он, оценивая Центральную раду как антисоциалистическую и антисоветскую, избегает формулировки «контрреволюционная» [7. С. 19].

Призывы к объективному изучению Украинской революции появились в начале 1990-х годов. В статье «До вивчення нащонально-визвольного руху на Украгт в 1917 рощ» Ю. Гамрецкий призвал начать изучать «белые пятна» в истории Украинской революции, которая стала заложником нарастающего негатива по отношению к национальному движению, особенно в середине 1950-х - середине 1980-х годов [8].

Два десятилетия после распада СССР понадобилось украинским историкам, чтобы окончательно представить концепцию Украинкой революции с позиции национального нарратива. В 2011 г. и 2012 г. поочередно вышли две книги фундаментального исследования истории Украинской революции 1917-1921 гг. под редакцией В. Смолия и В. Верстюка [9]. Следует подчеркнуть, что авторы сумели пересмотреть многие интерпретации 1990-х годов, сформированные под влиянием диаспорной историографии.

Изложенные историографические оценки Украинской революции отображают развитие различных точек зрения на нее под влиянием разных идеологических установок. Цель этой статьи заключается в попытке проанализировать основные историографические представления об Украинской революции и подходы к ее хронологии; рассмотреть колониальные мифы в восприятии национальных деятелей; сравнить разные варианты реализации украинского национального проекта под влиянием революции.

Историографическая дискуссия о хронологических границах Украинской революции началась сразу после ее окончания. Тогда активные участники тех событий, исходя из определенных политических мотивов и личных убеждений, обосновывали свое понимание временных рамок революции. В. Винниченко

1 В современной украинской историографии взгляды Шпорлюка по поводу новой хронологии и интерпретации Украинской революции проанализировал Я. Грицак [4].

утверждал, что в январе 1919 г. революционный потенциал уже исчерпал себя, что очевидно, было связано с его последующей отставкой как главы Директории Украинской народной республики (УНР) в начале февраля 1919 г. Генеральный секретарь межнациональных дел (1917), член делегации УНР на Парижской мирной конференции А. Шульгин считал переход войск УНР за реку Збруч в ноябре 1920 г. политическим поражением, после которого начался новый этап национальной борьбы, связанный с эмиграцией [10. С. 20]. Экс-глава Рады народных министров УНР И. Мазепа датой окончания революции считал 1921 г. [11]. Эти примеры свидетельствуют о том, что современники революции придавали особое значение именно конечной дате, что позволяло им избегать нападок со стороны оппонентов, но началом Украинской революции они считали 1917 г., связывая ее с российскими революционными процессами. В итоге, вопрос хронологии в историографическом плане стал идеологическим инструментом, свидетельствующим о принадлежности историка к определенному политическому или историографическому лагерю.

Западноукраинские национальные деятели в вопросе хронологии придерживались иных подходов. И. Кедрин писал, что «нечего замалчивать существующую у нас, в Галиции, тенденцию обесценивать всю Украинскую революцию на Надднепрянщине и подчеркивать ее хаос, своеволие и развал, замалчивать конструктивизм украинского освободительного сдвига, как будто его совсем не было» [12. Л. 54]. Таким образом, галичане связывали начало революции с событиями октября 1918 г. в Габсбургской империи [13]. Как известно, 16 октября император Карл I издал манифест о федеративном переустройстве государства, пытаясь таким способом удовлетворить национальные требования народов монархии. «Империя, над которой никогда не заходит солнце», начала быстро клониться к закату. 1 ноября 1918 г. после восстания во Львове была провозглашена Западноукраинская народная республика (ЗУНР). Датой окончания революции единодушно признается 1923 г., когда Совет послов государств Антанты принял решение о передаче Восточной Галиции в состав возрожденной Польши.

Датировка начала Украинской революции 1914 годом является попыткой объяснить ее причины в рамках концепций нациотворений [14]. Этот год отмечен мощным всплеском активности украинского движения. 9 марта во Львове начался процесс против галицких русофилов (С. Бендасюка, М. Сандовича, И. Гуды-мы и В. Колдры), которые выступили за отделение Галиции от Австро-Венгрии. Суд был инспирирован польской администрацией края. Современники вспоминали, что такие судебные разбирательства свидетельствовали о «грехах государственной политики» Габсбургской империи против народа и самой державы [15. С. 699-700]. Подогревание антироссийских настроений в Восточной Галиции было политическим способом консолидации галицийского населения. С началом Первой мировой войны австро-венгерская власть инициировала формирование нескольких зависимых политических структур, которые вели активную работу по дискредитации империи Романовых и идей панславянского единства. 1 августа 1914 г. во Львове была создана Главная Украинская рада2, которая призывала решить «украинский вопрос», обвиняя Россию в угнетении украинского народа [15. С. 721]. Однако, главным, по сути, революционным сдвигом стало создание по призыву Рады отрядов украинских сечевых стрельцов, которые стали национальным военным формированием. Их можно в полной мере сравнить с бригадами польских легионеров под командованием Ю. Пилсудского в составе австро-венгерских войск [3. Р. 268], а также с чехословацкими легионами, воевавшими на стороне государств Антанты.

2 Главная Украинская рада 5 мая 1915 г. в Вене была реорганизована в Общую Украинскую раду.

Большинство историков датируют заве

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком