научная статья по теме УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ: ОТ ИСТОКОВ К ЕВРОМАЙДАНУ Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ: ОТ ИСТОКОВ К ЕВРОМАЙДАНУ»

ВЕСТНИК ЮЖНОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА Том 11, № 2, 2015, стр. 97-105

= ИСТОРИЯ

УДК 323.14

УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ: ОТ ИСТОКОВ К ЕВРОМАЙДАНУ

© 2015 г. Академик Г.Г. Матишов1, М.Ч. Ларионова2

Поступила 05.02.2015

Новейшие общественно-политические процессы породили второй по счету в XXI веке Евромай-дан. Однако гражданское противостояние на Украине - явление далеко не новое. Исторические корни его лежат в украинофильстве - общественном движении, возникшем в конце XVIII века и выразившем идею национальной независимости и самобытности. Идеологом украинофильства стал писатель И.П. Котляревский. В середине XIX века в Киеве было создано Кирилло-Мефодиевское братство, тайная политическая организация, главной целью которой было создание федерации славянских государств. Украина и Россия, по замыслу "братьев", должны были избавиться от крепостного права и самодержавия. Одним из идейных вдохновителей этой организации стал Тарас Шевченко. Следующим этапом было создание "Братства тарасовцев" (П. Кулиш), которое впервые выдвинуло лозунг "Украина - для украинцев!", подхваченный Д. Донцовым и украинскими националистами. Иконой украинского национализма был объявлен Т. Шевченко, в период украинских событий XXI века на Украине и в странах с украинской диаспорой ему было установлено множество памятников. В конце XIX -начале XX века на волне подъема национально-культурного движения среди украинцев возрастает интерес к национальной символике, в частности к желто-синему флагу и трезубцу. Одним из самых узнаваемых символов украинского национализма и патриотизма стала вышиванка - орнаментированная мужская или женская сорочка, а также традиционные узоры, используемые в последнее время при оформлении различных поверхностей, в том числе трамвайных вагонов и капотов автомобилей.

Ключевые слова: украинский национализм, украинофильство, Шевченко, вышиванки.

На всех нас, жителей постсоветского пространства, за последний год обрушилась лавина спрессованных во времени событий, происходящих на Украине. Всех интересуют истоки украинского национализма, "самостийности". Огромное значение для понимания современной обстановки на Украине имеет и то обстоятельство, что Азово-Черномор-ский регион всегда был в центре геополитических устремлений мировых держав.

За непродолжительное время (май 2014 г.), что прошло с момента выхода в свет книги "Украина и Россия: книга иллюстраций взаимоотношений и истории (обстоятельства, риски, тенденции)" [1], посвященной анализу украинских событий, ситуация развивалась стремительно и трагично (рис. 1). Новые общественно-политические явления, за-

1 Южный научный центр Российской академии наук (Southern Scientific Centre, Russian Academy of Sciences), 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41; e-mail: matishov_ssc-ras@ssc-ras.ru

2 Институт социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра Российской академии наук (Institute of Social-Economic Research and Humanities, Southern Scientific Centre, Russian Academy of Sciences), 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41; e-mail: larionova@ssc-ras.ru

явившие о себе со всей силой и неумолимостью, требуют научного анализа и обобщения.

Современные политические процессы на территории между Польшей и Украиной привели к обширному кризису, кульминацией которого стал Евромайдан. Благие, казалось бы, намерения - интеграция в Евросоюз, сотрудничество с США, борьба с коррупцией - привели к обширному протестно-му движению, к человеческим жертвам ("Небесная сотня"), к братоубийственной войне на Востоке Украины, сотням тысяч беженцев.

Гражданское противостояние на Украине - явление не новое. Еще в начале 1860-х гг. наметилась тенденция к превращению украинского национализма из научно-просветительского в общественно-политическое движение. Появившаяся на украинском языке и ставшая доступной учебная и церковная литература способствовала усилению антикрепостнических настроений, объединению крестьянства.

Революционеры и политтехнологи Майдана для формирования украинской идеи использовали ультранационалистическую символику и риторику, которая стала оружием в идеологической обработке общества. Основные положения этой идеи новые

Рис. 1. Книга Г.Г. Матишова "Украина и Россия: книга иллюстраций взаимоотношений и истории (обстоятельства, риски, тенденции)" [1]

революционеры почерпнули из украинской литературы, которая за двести лет прошла путь от украи-нофильства к национализму.

Извлекать уроки из истории, к сожалению, никто не научился. Прошлое отошло в сферу предания, стало национальной мифологией. А мифология опирается на веру, а не на знания. Создается своего рода "другая" история, и зачастую - с политическими целями. Эта история легко подменяет одни смыслы другими. Понятия "патриотизм" и "национализм" в современной украинской мифологии стали синонимами. Но патриотизм - это не просто любовь к родине, к своему народу. Истинный патриотизм базируется на интернационализме, на взаимопонимании и уважении между людьми разных национальностей. Национализм тоже включает любовь к родине и своему народу, но, когда принимает крайние формы, чужд интернационализму. Примером тому служит история формирования и становления украинского национализма.

В конце XVIII в. Иван Петрович Котляревский написал на разговорном украинском языке поэму "Виргилиева Энеида. На малороссийский язык перелицованная". Это шуточное подражание поэме Виргилия "Энеида", где главными героями стали запорожские казаки. Художественная ценность поэмы не только в том, что она переносит события

древнего эпоса на украинскую почву, но и в том, что она представляет развернутую картину нравов и быта народа, отражает его антипомещичьи настроения. В поэме представлен богатый этнографический материал об украинской обрядности и культуре.

Поэма Котляревского пользовалась большой популярностью и вызвала ряд подражаний, вспомним, например, белорусскую "Энеиду наизнанку" В.П. Ровинского. Трудно представить, зная биографию Котляревского, офицера российской армии, участника русско-турецкой войны, что он преследовал политические цели. Тарас Шевченко посвятил ему стихотворение "Вечной памяти Котлярев-ского", где назвал его "навеки увенчанным славой кобзарем", "святой душой". Правда, потом Шевченко отказался от прежней оценки, а его товарищ Пантелеймон Кулиш назвал язык поэмы образцом "кабацкой украинской беседы". Но это произошло позже, когда литература стала частью политики [2, с. 247].

С появления поэмы Котляревского началось развитие нового общественного движения, названного украинофильством. Начало XIX в. - это вообще время всякого "фильства". Так, дань эллинофиль-ству, или филэллинизму, литературному и общественному движению в поддержку борьбы греков против турок, отдали Пушкин, Кюхельбекер и многие поэты-декабристы. Но симпатии к грекам не угрожали целостности России. Украинофилы же почувствовали именно политические перспективы развития своей деятельности.

Николай Васильевич Гоголь, сын малороссийского писателя и драматурга польского происхождения В.А. Гоголя-Яновского, сделавший украинскую тему модной и популярной у московских и петербургских читателей, писал свои произведения по-русски и говорил: "Сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, - явный знак, что они должны пополнить одна другую" [3, с. 419]. Главное отличие украинофилов от украинских националистов заключалось в том, что все они - Котляревс-кий, Гоголь, Квитка-Основьяненко и многие другие русские писатели украинского происхождения -любили свою малую родину, но чувствовали себя также и русскими.

Не была в полном смысле антирусской и созданная в середине XIX в. в Киеве тайная политическая организация - Кирилло-Мефодиевское братство (рис. 2). Ее главной целью было провозглашено

создание федерации славянских государств, в которую на равных правах должны были войти Россия и Украина, освободившиеся от крепостного права и самодержавия. Одним из идеологов этой организации стал Тарас Шевченко.

Шевченко, которого сейчас сделали иконой украинского национализма, был противоречивой исторической и литературной фигурой. Он в основном писал по-украински стихи и по-русски прозу и дневники (отметим, дневник - это интимный жанр, его пишут обычно не для посторонних). В его судьбе, в выкупе из крепостной зависимости большую роль сыграли его русские друзья - поэт В. Жуковский, художник К. Брюллов, а также семья русского императора Николая I. Произведения Шевченко любили за их антикрепостнический пафос и украинский колорит. Они написаны разговорным украинским языком и этнографичны - опираются на сюжеты и образы украинского фольклора.

После смерти в 1855 г. Николая I и ослабления масштабной цензуры украинофилы, бывшие члены братства, значительно активизировались. Вернулся из ссылки и получил должность профессора в Санкт-Петербургском университете историк Николай Костомаров, один из руководителей Кирил-ло-Мефодиевского общества. После своей первой лекции он был настолько тепло встречен, что был буквально вынесен из аудитории на плечах восторженных студентов. Переехали в Петербург Тарас Шевченко и Петр Кулиш. Основатели украинской национальной идеи были полны надежд на перемены и определили в качестве одной из главных целей своей деятельности борьбу за сохранение и развитие украинского языка [4].

Одним из центров украинофильства в 1870-х гг. было киевское отделение Императорского русского географического общества, которое проводило исследования в области украинской народной культуры и пропагандировало украинский язык среди широких масс населения (перевод на украинский язык Библии П.А. Кулиша, стихи Т.Г. Шевченко).

Самобытность и оригинальность произведений Т. Шевченко привлекли к нему многих русских писателей и художников. И. Репин посвятил ему картину "Прометей", которую сопроводил надписью из поэмы Шевченко "Кавказ": "Спокон вшу П

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком