научная статья по теме Уничтожение китайской правовой традиции и введение Европейского права в период правления династии Цин Науковедение

Текст научной статьи на тему «Уничтожение китайской правовой традиции и введение Европейского права в период правления династии Цин»

Юридические науки

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Ду Бинбин, аспирант Российского университета дружбы народов

УНИЧТОЖЕНИЕ КИТАЙСКОЙ ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ

И ВВЕДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРАВА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ ЦИН

Существует мнение, что китайскую правовую традицию, наряду с англо-саксонским общим правом, романо-германской и мусульманской правовыми традициями, так же возможно выделить в самостоятельный тип, учитывая, что ее влияние распространялось на государства Восточной и Юго-Восточной Азии, в которых данная традиция проникла наряду с иероглифическим письмом и классическим языком вэньянь.

Будучи приспособленной к условиям натурального хозяйства и взращенная конфуцианским учением, китайская правовая традиция никак не могла устоять при столкновении с западной капиталистической цивилизацией. Желая равноправия в международных отношениях, в частности, отмены унизительной экстерриториальности, а так же преодоления проблем, связанных с развитием зарождающейся модернизированной экономики, правительство династии Цин вынуждено было начать реформирование своей правовой системы.

Однако, правительство Цин не совсем четко представляло себе, какой же тип правовой системы было необходимо ввести в самом начале? Словно голодный человек, неразборчивый в пище, оно изучало и принимало меры к введению тех западных законов, о которых случалось узнавать. Примечательным является факт, что в то время в Китае даже не могли найти человека, который бы знал терминологию общего и континентального права, а так же понимал различия данных юридических традиций. Иногда случалось, что лидеры Цин не могли подобрать квалифицированных переводчиков для проведения переговоров с западными партнерами, не говоря уже о юристах, владеющих иностранными языками.

В целом, предполагалось, что западное право лучше китайского, а удачное правовое регулирование считалось заслуживающим заимствования. Видно, что во время всего так называемого периода «движения вестернизации» процесс введения западного права был достаточно спутанным и носил случайный характер. В этот период континентальное гражданское право и японское законодательство вводилось наряду с общим правом. Несмотря на то, что советники, впоследствии привлеченные правительством династии Цин, были воспитанниками различных правовых традиций, основным направлением правовой реформы необходимо признать введение общего права. Благодаря непредусмотрительности лидеров Цин в данный период англо-саксонская юридическая традиция оказала большее влияние на китайскую правовую систему, нежели романо-германская.

Правовая реформа начала XX века и установление в Китае континентальной правовой традиции

После подавления в 1898 г. реформаторского движения, возглавляемого Кан Ювэем и Лян Цичао, представлявшими новую либеральную буржуазию, правительство Цин начало проводить собственную правовую реформу.

Основные характеристики данной реформы следующие:

1. От беспорядочных незначительных реформ к существенным крупномасштабным реформам. Только в начале XX в. Цинское правительство осознало, что его поражение в войне с западными государствами необходимо отнести не к отсутствию мощных судов и

точного оружия, а к политической системе и законодательству. В одном из своих указов император Гуансюй сказал: «Что сделало Китай таким слабым, так это глубоко плохие обычаи и тяжелые законы... что привело Китай в мир эгоизма и соглашательства. В общем говоря, если закон существует слишком долго, в нем должны быть некоторые недостатки. Такие законы должны быть реформированы». Кроме того, Цинское правительство подчеркивало, что учиться у западных государств означает не получать поверхностные знания, а познать сущность и происхождение иностранных правовых систем.

В 1903 г. была создана Комиссия по правовой реформе, уполномоченными назначены Шен Цзябен и Ву Тиньфан. Комиссии было поручено переработать существующие китайские законы - «в соответствии с текущей ситуацией в международных делах тщательно перерабатывать все существующие законы, используя законы западных государств после соответствующего обсуждения и рассмотрения. Целью является повышение качества китайских законов до уровня иностранных законов и служение общественному контролю». Таким образом, формально правовая реформа была запущена. Некоторые западные государства заявили, что как только китайские законы и иные нормативные акты будут пересмотрены, и все сопутствующие вопросы будут решены, они смогут отказаться от привилегий экстерриториальности. Это объективно создало благоприятный внешний толчок для успешного проведения реформы.

2. Фокус правовой реформы в этот период сдвинулся с введения общего права к введению права континентального типа, в частности японского. В конце концов, континентальное право сумело вытеснить общее право. Несмотря на то, что основным руководящим принципом правовой реформы было «смотреть в прошлое и настоящее, широко изучать как китайские, так и зарубежные законы», «сделать наши законы подходящими как для ситуации в Китае, так и международных стандартов», фактически термины «иностранный» и «западный» относились к странам континентальной Европы и Японии. Шен Цзябен перерабатывал законы, используя римское право и японское законодательство. Как основная часть законов, принятых в это время, так и правовая реформа в целом базировались на германских, французских и японских законах. Это фактически оформило китайскую правовую систему на романо-германском правовом каркасе. Новая для Китая правовая традиция была установлена. Китайская правовая система сделалась членом континентальной семьи.

Почему же был сделан выбор в пользу континентальной традиции в ходе проведения правовой модернизации, несмотря на то, что в самом начале было введено в Китае общее право? Какие обстоятельства привели к столь фундаментальным изменениям?

Во-первых, в XIX в. Великобритания была ведущей мировой державой, которая первой сумела открыть дверь в Китай, и этого «открытия» Китай никак не мог избежать. Однако, в начале XX в., политическая мощь Британии стала неуклонно угасать. Страны же континентальной Европы, наряду с Японией, напротив, заметно усилили свое проникновение в Китай и сумели упрочить там свое влияние. В частности, наиболее серьезную угрозу для национальной безопасности Китая стала представлять Япония.

Во-вторых, Китай и Япония - государства-соседи, которые имеют похожие культурные традиции и разделяют общее происхождение. Кроме того, Япония являлась ближайшим к Китаю модернизированным государством. Молодым китайцам было удобно отправляться в Японию для изучения современных западных наук, включая юриспруденцию. После завершения обучения бывшие китайские студенты возвращались на родину, и большинство из них принимали активное участие в работе по введению японского права. Кроме того, когда правительство Цин начинало реформы, было решено пригласить иностранных экспертов в качестве консультантов для осуществления помощи по переработке китайского законодательства. Однако все приглашенные правоведы прибыли из Японии. Эти японские юристы, с одной стороны, помогали Цинскому правительству проводить проверку и

переработку существующих законов, а также разрабатывать новые, а с другой стороны, преподавали право в общественных и частных школах. Как результат изложенного, китайское законодательство и правовая наука подверглись существенному японскому влиянию. Так как японское законодательство того времени в значительной степени было заимствовано у Германии, являвшейся наследником римской юридической традиции, состоялось косвенное приобщение к данной традиции и китайской правовой системы.

В-третьих, для такого государства как Китай, с правовой системой, насчитывающей более чем 2000-летнюю историю, невозможно ввести общее право по историческим причинам и из-за самой сущности англо-саксонской традиции. Изучая всеобщую историю государства и права, можно увидеть, что общее право успешно вводилось только в тех регионах мира, где юридическая традиция либо отсутствовала, либо находилась на начальной стадии развития: например, в Австралии и Северной Америке. Говоря о Гонконге, необходимо сказать, что когда Великобритания оккупировала его в середине XX в., это была маленькая деревушка фактически вне контроля центрального правительства. Это сделало возможным для Великобритании, в том числе используя силовые методы, произвести в Гонконге успешное введение общего права.

Известно, что первый свод писаных законов появился на территории нынешнего Китая в середине VI в. до н. э. Тогда советник правителя царства Чжэн Цзы-Чань приказал выгравировать на бронзовых треножниках текст «местной книги наказаний». Новшество Цзы-Чаня осудил сам Конфуций, но в скором времени аналогичные кодексы были приняты и в других уделах чжоуского государства. С объединением Китая под властью династии Цинь возник единый корпус законов империи, который в последующие столетия непрерывно расширялся и детализировался. Кодекс династии Тан включал в себя уже 12 разделов, содержащих в общей сложности 500 статей. К эпохе Мин число разделов в государственном кодексе увеличилось до 30, а отдельных статей до 606. Очевидно, что наличие древних «нормативных правовых актов» указывает на исторические предпосылки дальнейшего развития правовой системы Китая по континентальному сценарию. Также немаловажным фактором введения континентального права в таком государстве как Китай, обладающем древней правовой традицией, необходимо признать и то, что принципы и терминология континентальной традиции конкретны и ясны, поэтому доступны для понимания и легки для дальнейшего заимствования. Один известный китайский юрист справедливо отметил, что «Китай должен был ввести континентальное право не только потому, что Европа была центром капиталистической цивилизации и колыбелью двух основных правовых семей мира, но также и потому, что континентальная традиция имеет несколько сходных черт с ситуацией в Китае и его собственной юридической традицией».

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком