научная статья по теме УРОВНИ И ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Психология

Текст научной статьи на тему «УРОВНИ И ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2015, том 36, № 1, с. 81-90

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УРОВНИ И ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

© 2015 г. Л. Я. Дорфман

Доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии и педагогики Пермской государственной академии искусства и культуры e-mail: dorfman07@yandex.ru

Подвергнуты анализу современные психологические представления об уровнях и типах креативности. Сопоставлены наиболее известные отечественные и иностранные классификации уровней креативности. Типология креативности описана на основе ее главных особенностей - полезности и производства новизны. Понятие новизны уточнено применительно к проблеме соотношения креативности и интеллекта. Рассмотрен вопрос о том, является ли креативность унитарным и гомогенным конструктом или представляет собой многокачественный и гетерогенный конструкт. Обозначены теоретические проблемы, разрешение которых может способствовать избавлению понятия креативности от избыточно вольных определений. В соответствии с обозначенными проблемами изложены четыре типологические модели креативности: производство "эффективной" новизны в оппозиции к "просто" новизне; таксономия новизны и креативности; таксономия креативности и интеллекта, основанная на использовании фокальной и периферийной информации; категоризация креативности, основанная на условиях, запускающих креативный процесс, и обнаружении проблем, необходимых для креативного процесса. Показаны преимущества гетерогенного подхода над гомогенным подходом к креативности.

Ключевые слова: креативность, поиск новизны, полезность, уровни креативности, типы креативности, интеллект.

Генерирование новых и полезных идей рассматривается в качестве главного значения креативности [9-12]. Имеется в виду генерирование необычных идей, которые релевантны задаче (ситуации), а также качество (или способность) человека находить, открывать и разрешать проблемы (креативное мышление). Однако поиск нового и нахождение нового, как отмечает Д.В. Ушаков [11], составляет суть мышления вообще и не сводится только к творческому мышлению. Так возникает проблема специального употребления понятия новизны применительно к креативности.

Кроме того, в понятие креативности включаются, с одной стороны, особенности личности (индивидуальности), которые способствуют генерированию новых и полезных идей. С другой стороны, подразумеваются продукты креативности - внешние креативные результаты. Понятийный статус креативности при этом остается недоопределенным. На сегодняшний день креативность понимается как особенность мышления (когнитивных процессов), способность, качество личности, потенциал, объединяющий особенности личности и мышления, деятельность, поведение и творческие продукты. По сути это означает,

что креативность не столько вездесуща, сколько, скорее всего, является гетерогенным, а не гомогенным явлением. В этом одна из объективных причин, почему у креативности до сих пор неустоявшийся понятийный статус.

В настоящей статье будет предпринята попытка показать гетерогенность креативности на материале, свидетельствующем о том, что в креативности можно выделять, во-первых, уровни, во-вторых, типы. Явно или неявно полагается своеобразие креативности, взятой на разных уровнях ее анализа или функционирования. Типы креативности возникают, когда она рассматривается в связи со смежными конструктами, или принимаются во внимание ее предпосылки [7].

УРОВНИ КРЕАТИВНОСТИ

В модели Beghetto, Kaufman, and Baxter [17] выделяются четыре категории креативности: "большая" креативность (уровень выдающихся личностей, гениев, внесших существенный вклад в развитие общества) и "малая" креативность (креативность на уровне обычных житейских си-

туаций). Кроме того, вводятся третья и четвертая промежуточные категории. Третья категория -прокреативность (уровень профессионального творца (creator), который добился социально важных результатов, но не обрел статус социально известной личности). Четвертая категория -миникреативность (уровень субъективности, самооценки креативности).

Эти категории, согласно авторам [17], позволяют дифференцировать креативность не только по масштабу ее проявлений, но и по способам измерений. Большая креативность традиционно измеряется историометрически (напр., [8, 31, 32]): методом, посредством которого статистически анализируются биографии, события жизни и творческие продукты деятельности выдающихся людей (Нобелевских лауреатов, других известных деятелей науки, литературы, искусства, которым посвящены статьи в Британской и других признанных энциклопедиях мира). Применяется статистический анализ выдающихся личностей по количеству полученных ими наград и даже по попыткам суицидов. Прокреативность часто измеряется через профессиональные достижения, рейтинги коллег или руководителей или посредством оценки креативных продуктов. Малая креативность касается житейских продуктов и может измеряться посредством вербального теста "Необычное использование" [1, 37], теста креативного мышления Торренса [35], техники согласованных определений [13], шкалы креативности из контрольного каталога прилагательных [23], рейтингов руководителей, коллег и приятелей и т.п. Ми-никреативность, однако, бросает вызов принятым измерениям креативности. Для измерения миник-реативности не годятся внешние или экспертные рейтинги (подобно прокреативности). Также нет резона полагать, что тест креативного мышления (или другой похожий психометрический инструмент) пригоден для измерения миникреативности (как при измерениях малой креативности). Скажем, тест креативности Торренса [35], наряду с прочим, направлен на определение оригинальности. Ее значения основаны на сравнениях ответов одного человека с ответами других членов выборки. Миникреативность, однако, ограничивается ее субъективной стороной и определяется с помощью самооценок. Любые же сравнения самооценок креативности личности с суждениями о ее креативности другими людьми не будут адекватно отображать собственно субъективную природу миникреативности. Ответ личности на вопрос может быть новым и значимым для нее лично, но обычным и типичным в выборке.

Другой вариант креативной иерархии мы находим у Batey [16]. Исходя из критерия "кто в центре анализа", он выделяет четыре уровня креативности: индивидуальность (личность), команда, организация, культура.

Уровни креативности, обозначенные выше, очевидны эмпирически и сводятся, по сути, к разным масштабам, в которых предлагается подвергать их анализу. Однако само понятие уровней является, скорее всего, метафорическим, а их собственные основания не разрабатываются с опорой на теоретические аргументы. Этих недостатков лишена отечественная структурно-уров-невая теория творчества Я.А. Пономарева [9, 10]. В частности, она основана на принципе "этапы-уровни-ступени": этапы онтогенетического развития фиксируются в психологическом механизме мышления (шире - деятельности) в качестве его структурных уровней и проявляются в виде ступеней решения задач. Тем самым с помощью понятия уровня описывается функционирование системы и ее развитие. Базовыми для творчества выступают уровни интуитивного (бессознательное, хаос) и логического (сознание, упорядоченность) режимов функционирования когнитивной системы. Различение этих уровней оправдано, поскольку каждый характеризуется качественным своеобразием психологического содержания и способов функционирования.

Развивая теорию Я.А. Пономарева [9, 10], Д.В. Ушаков [11] показал ее потенциал применительно к проблеме соотношения интеллекта и креативности. Подход к этой проблеме связан с различением интуитивного и логического полюсов мышления. Интеллект и креативность являются способностями, а интуитивный и логический полюса мышления относятся к психическим структурам. Психические структуры выступают в роли механизмов интеллекта и креативности как способностей. Логическая функция преобладает в интеллекте, функция интуитивного механизма -в креативности. Д.В. Ушаков [11] предположил, что в процессе решения задач субъект перемещается между логикой и интуицией. Человек как бы осциллирует между ними. Логический механизм способствует движению "сверху", интуиция -движению "снизу".

ТИПЫ КРЕАТИВНОСТИ

Новизна и полезность. Около 60 лет назад Morgan [29] делал обзор дефиниций креативности и установил, что единственным общим элементом в них был поиск новизны. Эта традиция

в определении креативности продолжается до сих пор. Как правило, в когнитивных подходах к креативности подчеркивается производство новизны как ее главная особенность. Другой важной особенностью креативности считается ее соответствие критерию полезности [4-6, 12, 14, 15, 19, 22, 26, 27, 30, 34]. Как следует понимать новизну и полезность теоретически и применительно к креативности?

По мнению Сгор1еу [19], понятие новизны следует уточнить применительно к креативности, поскольку новизна и полезность - критерии, под которые подпадает не только креативность, но и интеллект. С определением креативности по признакам новизны и полезности связана еще одна теоретическая проблема. Она касается вопроса о том, является ли креативность унитарным и гомогенным конструктом, или, напротив, представляет собой многокачественный и гетерогенный конструкт. Если креативность характеризуется много-качественностью, значит, в ней можно выделять и различать качественно разные особенности, которые, в свою очередь, выводят на проблему типологии креативности. Между тем, сведение креативности только к новизне и полезности неявно восходит к представлениям о гомогенности креативности, несмотря на то, что существуют разные по типу идеи, как и их продукция или условия, запускающие креативный процесс [36].

Можно обозначить, по меньшей мере, четыре теоретические проблемы, разрешение которых в какой-то степени может способствовать избавлению понятия креативности от избыточно вольных определений в ее отношениях с новизной. Первая проблема касается поисков возможных механизмов, лежащих в основе креативности и интеллекта. Вторая проблема состоит в открытии условий для более строгого и конкретно

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком