научная статья по теме УСТАРЕЛ ЛИ НЕКРАСОВ? К 185-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЭТА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «УСТАРЕЛ ЛИ НЕКРАСОВ? К 185-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЭТА»

Северикова Н.М., кандидат философских наук

(Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова)

УСТАРЕЛ ЛИ НЕКРАСОВ? К 185-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОЭТА

«Мало кто из русских поэтов XIX столетия так раскаленно современен сегодня, как Николай Некрасов».

Татьяна Бек.

Почитатели Николая Алексеевича Некрасова и исследователи его творчества назвали удивительным событием сегодняшней российской жизни издание полного - в 15 томах - собрания сочинений великого русского поэта. К нам пришел весь Некрасов. И теперь можно ответить на многие вопросы, ставшие еще при жизни поэта предметом дискуссий, не прекращавшихся до сего времени. Весь Некрасов расскажет о себе все... Теперь можно выяснить масштабы его уникальной личности, богатой, сложной и противоречивой натуры.

Читая и перечитывая Некрасова, проникаешься убеждением: это не только великий Поэт

- это неутомимый Труженик, Гражданин, «Чрезвычайное явление», которому в 1877 году Достоевский посвятил «Дневник писателя». Самому Некрасову поведать о своей жизни так и не удалось, хотя дважды пытался это сделать: в 1855, считая себя смертельно больным, и 20 лет спустя, будучи смертельно больным - не успел.

Будущий поэт родился на Украине, где стоял полк его отца, а в ярославском имении Греш-неве воспитывала ребенка, без гувернеров и учителей, сама жизнь: «Первые шаги не в нашей власти! Отец мой был охотник и игрок, и от него в наследство эти страсти я получил - они пошли мне впрок», - читаем мы в строфе, не вошедшей в стихотворение «Уныние» (1874).

Человек страстного, гордого и независимого характера, Некрасов уже в юности, после разрыва с отцом, отказался есть «хлеб, возделанный рабами», - и очутился на петербургской мостовой. Скитаясь по углам и подвалам, он дал клятву «не умереть на чердаке» и главное -«ни от кого не зависеть». Эту клятву он сдержал, но сначала надо было выжить. Время трудовой поденщины сменилось поденщиной литературной: от крестьянских писем и прошений

- к лубкам, азбуке, сказкам по заказу, для заработка; печатался в «Пантеоне», «Литературной газете» под необычными псевдонимами («Феоктист Боб», «К. Пуп-ин», «Ник-Нек»).

«Выкарабкаться» Некрасову «из сору и грязи» помог Ф.А. Кони, у которого прошел жесткую школу практической журналистики: от критических рецензий, редактирования журнальных статей до написания водевилей для Александринского театра. Обладая своеобразным, природным, деятельным умом, он уходил с литературного и житейского «дна», «наращивал» свою многостороннюю образованность, и здесь главным университетом для него оказалось чтение.

Благотворно влиял на Некрасова и Белинский - «наивная и страстная душа, в ком помыслы высокие кипели». Именно Белинский после чтения Некрасовым стихотворения «В дороге» (1845) в восторге назвал его «истинным поэтом». Стихотворение резко выделялось не только на фоне того времени, но и в некрасовском творчестве своей правдой факта, втройне прочувствованного автором страдания: от горя мужика, которого «сокрушила злодейка-жена», от горя самой «злодейки» - несчастной девушки, воспитанной в барской семье и отданной на горе мужу-крестьянину и на собственную погибель, от общего горя народной жизни, о которой бесхитростно ведет рассказ ямщик.

Впервые на страницы русской поэзии пришел сам народ, его реальная жизнь, его живая речь. Каждое стихотворение поэта стало рассказом о человеческой судьбе: «Миллионы жи-

вых существ ... просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» «Любящий взгляд» стал целью и смыслом его поэзии.

Небольшое стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847) выходит из рамок русской поэзии. Всеобщий, мировой характер социального зла выражен точными определениями: «горемычная нищета», «злая борьба», «роковая судьба». Цензура назвала стихи безнравственными, не заметив целомудренности умолчания. Тургенев писал Белинскому из Парижа, что это «удивительное произведение» выучил наизусть.

Горестная жизнь обитателей городских трущоб изображена в альманахе «Физиология Петербурга» (1844) и «Петербургском сборнике» (1846). Их воздействие на читателей передает К. Бальмонт в речи о Некрасове (1903): «Мы с детства узнаем через него, что есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы; он до сих пор говорит нам, что вот в эту самую минуту, когда мы дышим, есть люди, которые задыхаются».

При издании этих сборников Некрасов проявил себя «первостатейным» организатором издательского дела: добывал деньги, хорошую бумагу, лучшим рисовальщикам заказывал гравюры. Издания стали значительным событием литературного года и имели, что немаловажно, большой коммерческий успех!

В том же 1846 году Некрасов и Панаев откупили у Плетнева «Современник», и 25-летний поэт, став во главе журнала, совместно с Белинским превратил его в трибуну демократического лагеря. Здесь печатались Тургенев, Толстой, Гончаров, Островский, Герцен, Черышевский, Салтыков-Щедрин, Добролюбов, был открыт всему миру Достоевский. Так создавался литературный центр. Каких усилий это стоило - Некрасов напишет позже: «Журнальный путь. Где шагу мы не ступим без сделок с совестью своей» (1875). Здесь было все: сложная, искусная, дальновидная игра с цензурой, ее запрещения и предупреждения, а в «мрачное семилетие» (1848-1855) борьба за журнал превратилась в гражданский подвиг. Ф. Булгарин называл Некрасова «отчаянным коммунистом». Журналистика стала делом опасным и затруднительным: слово «прогресс» было строго запрещено, а «вольный дух» признан «за преступление» даже в поваренной книге. Но Некрасов провел «Современник» через 20-летние испытания, и литература была за ним как за каменной стеной. А для поддержания журнала и его авторов материально он вступал даже в карточные игры - отцовский опыт пригодился!

В 1865 г. вышел поэтический сборник Некрасова, имеющий потрясающий успех: автора единодушно признали вождем современной литературы. В стихотворении «Поэт и гражданин», которым открывался сборник, Некрасов призывает Поэта отдать Родине не только талант, но и быть готовым к самопожертвованию ради правого дела: «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь.». Книга проникнута главной мыслью: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной. Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой».

Сталкивая мир «сытых и сильных земли» с их несчастными жертвами, поэт обличает общество, где все основано на обмане, лжи и подкупе, где отсутствует мораль, а идеалом является миллион в кармане («Нравственный человек», «Современная ода», «Колыбельная песня», «Филантроп»). Но «Забытая деревня» - это уже о всей России. Первоначальный вывод прост: бесполезно ждать помощи «сверху» от добрых господ - смысл стихотворения -увы! - гораздо шире.

Непревзойденный по обобщающей силе образ материнского горя создан во время Крымской кампании в стихотворении «Внимая ужасам войны»: «Слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, погибших на кровавой ниве». Народному страданию и подвигу севасто-польцев пропел Некрасов славу в поэме «Тишина»: «Народ-герой! В борьбе суровой ты не шатнулся до конца, светлее твой венец терновый победоносного венца!».

Стихотворения, разбросанные на протяжении многих лет по страницам разных журналов, собранные вместе, дали неожиданный эффект: по мнению Тургенева, стихи «жгутся»;

Чернышевский назвал их автора «единственно прекрасной надеждой нашей литературы»; а цензура и Министерство народного просвещения запретили к распространению книгу и появление рецензий на нее.

1853-55 - тяжелые, кризисные годы в жизни Некрасова: смерть сына, военные потрясения, ожидание собственной смерти, «каким-то чудом медленно прошедшей мимо». Однако в годы общественного подъема - 1856-62 - поэт там, где «кипит словесная война». Его «Размышления у парадного подъезда» печатает в лондонском «Колоколе» решительно враждебный тогда к Некрасову Герцен, сопроводив примечанием: «Такого рода стихотворение нет возможности не поместить». Это глубокие раздумья поэта о судьбе целого народа: ибо «где народ, там и стон», но. «этот стон у нас песней зовется.». Стихотворение, распространенное нелегально, стало достоянием всей передовой России, а заключительная его часть - «Назови мне такую обитель.» - любимой песней революционной студенческой молодежи.

С еще большим энтузиазмом встретила молодая Россия «Песню Еремушке»: «нет прекрасней назначения», чем борьба за народное счастье. Чуткий поэт, ловивший новые идеи и настроения, первым, задолго до Чернышевского, с его Рахметовым, вызвал к жизни образ необыкновенного человека: «Будешь редкое явление, чудо родины своей, не холопское терпение принесешь ты в жертву ей: необузданную, дикую к угнетателям вражду и доверенность великую к бескорыстному труду». Под влиянием «Песни Еремушке», вспоминает современница поэта, возникла у Тургенева в «Отцах и детях» рознь между поколениями.

Долгие годы на Некрасова смотрели как на личность слабую, колеблющуюся, по словам Ленина, «между Чернышевским и либералами». Однако революционные демократы Чернышевский и Добролюбов уподобляли Некрасова Гарибальди - стойкому, мужественному борцу. Некрасов для всех был центром, объединившим людей с противоположными взглядами; выполняя в столкновениях роль амортизатора, он всегда занимал независимую позицию. И все же самыми близкими людьми в «Современнике» были «нигилисты» Чернышевский и Добролюбов. «Светильник разума» Добролюбов заменил умершего Белинского, а после ареста Чернышевского возглавил мозговой центр журнала - критику и библиографию.

Острота и злободневность публикуемых критических статей вызывали недовольство либеральной части сотрудников журнала, особенно в период подготовки крестьянской реформы. Раскол в журнале был неизбежен. Поводом к нему послужила статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» о романе Тургенева «Накануне». Победили непреклонная честность и высокая принципиальность Некрасова-редактора, и либералы покинули «Современник».

Разрыв с Тургеневым дался Некрасову нелегко: их связывала не только страсть к охоте и личная неустроенность, но и глубокая дружба. Но Некрасов и после сл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком