научная статья по теме В. ЧУ. НЕМЕЦКОЕ МЕНЬШИНСТВО В ПОЛЬШЕ В ПЕРИОД МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «В. ЧУ. НЕМЕЦКОЕ МЕНЬШИНСТВО В ПОЛЬШЕ В ПЕРИОД МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ»

Славяноведение, № 6

W. CHU. The German Minority in Interwar Poland. Cambridge; New York, 2012. 320 p.

В. ЧУ. Немецкое меньшинство в Польше в период между мировыми войнами

История немецкого национального меньшинства в Польше в период между двумя мировыми войнами находится в центре исследовательского интереса историков Германии и Польши. За последние годы ими созданы крупные труды, посвященные отдельным аспектам истории немцев в отдельных регионах Польши (Верхней Силезии, Познани, Центральной Польши, Волыни). При этом уже достаточно давно не предпринималось попыток создать обобщающее исследование о польских немцах.

И вот, наконец, подобное исследование вышло из-под пера американского историка, профессора университета Висконсин (Миллуоки) Винсона Чу. Автор занимается исследованием отдельных аспектов истории немецкого меньшинства вот уже на протяжении более десяти лет, и сумел за это время стать одним из ведущих специалистов в своей области.

Книга построена по проблемно-хронологическому принципу, и состоит из шести глав, введения, заключения, библиографии, а также указателя имен и терминов.

Вполне понятно, что осветить все аспекты общественно-политической и культурной жизни немецкого меньшинства в Польше в межвоенный период в рамках одной книги крайне сложно. Автору необходимо было расставлять приоритеты, и он поставил в центр своего исследования историю немцев в Лодзинском районе.

Истории лодзинских немцев посвящены третья, пятая и шестая главы. При этом хронологически их материал выходит за рамки межвоенного периода: отправной точкой исследования Чу является 1900 г., а конечной - 2000 г. Однако такой хронологический разброс не вредит общей композиции книги. Автор справедливо подчеркивает, что история лодзинских немцев представляет собой отдельный историко-культурный феномен, который зародился до начала ХХ ст. Именно тогда Лодзь, с его немецким и еврейским населением, занятым в промышленности, стала «Вос-

точным Манчестером» или «Польским Манчестером» (с. 116). Здесь проживали по разным данным от 500 тыс. до 600 тыс. немцев. Крупнейшими центрами немецкого расселения и экономической активности были города Радом, Лодзь, Томашов. Небольшие немецкие диаспоры проживали в Варшаве, а также в некоторых вос-точнопольских районах, в частности, в Белостоке.

Метрополией национальных меньшинств Средней Польши и всего государства был индустриальный центр Лодзь. 30% от его населения составляли евреи и немцы. Для этого региона был характерен быстрый промышленный рост и урбанизация. Так, в 1921 г. в Лодзи проживали 452 тыс. чел., а в 1931 - более 600 тыс. В районе Лодзи немцы составляли до 70% среди занятого в промышленности населения. Всего здесь проживали ок.180 тыс. чел. Это были, в основном, промышленные рабочие, текстильщики, ремесленники и мелкие собственники. Неслучайно, Лодзь была одним из центров социал-демократического движения в Царстве Польском и в независимой Польше. Даже в условиях экономического кризиса начала 1930-х годов немцы в Лодзи сохраняли сильные экономические позиции. Лодзь была так же центром немецких банков и кредитных организаций: в 1925 г. их насчитывалось 80.

Немцы бывшего Царства Польского первыми делегировали своих депутатов в польский парламент (1919), претендовали в начале 1920-х годов на ведущие политические роли среди всех немцев Польши, что приводило к серьезным разногласиям с политическими лидерами Познани, Поморья и Верхней Силезии. Созданная Адольфом Айхлером Немецкая народная партия (Deutsche Volkspartei) была допущена к участию в первых выборах в польский сейм 1919 г., и даже завоевала два депутатских мандата. Однако в 1919 г. польские власти запретили эту организацию, а ее председатель А. Айхлер был вынужден

бежать в Германию. Преемниками Айхле-ра стали Август Утта, Людвиг Вольф старший и Эдуард фон Беренс. В начале 1920-х годов именно на фон Беренса и лодзинс-ких немцев делали ставку в Берлине, рассчитывая создать единую политическую организацию для всех немцев в Польше. Однако, как это показывает автор, лодзин-ские немцы не были готовы к такой роли. Их лидеры Айхлер, фон Беренс, Вольф к середине 1920-х годов по разным причинам уже не были активны на территории Польши. А новые руководители предпочли сосредоточиться на внутренних проблемах (с. 124-126).

Приход к власти нацистов привел к резкой политической активизации немцев в Польше. В западных регионах страны активно действовала Младонемецкая партия Польши (Jungdeutsche Partei für Polen) во главе с инженером Рудольфом Виснером, которая стояла на национал-социалистических позициях, сохраняя при этом формальную лояльность польскому государству.

Автор справедливо подчеркивает, что лодзинские немцы были в массе своей чужды национал-социалистической агитации со стороны младонемцев, но они также оказались подвержены радикализации из-за столкновений с местными еврейскими организациями. После прихода к власти в Германии нацистов еврейские объединения в Лодзи призвали к бойкоту германских товаров. Апофеозом немецко-еврейского противостояния стали события 9 апреля 1933 г. - так называемого кровавого Вербного воскресенья, когда в Лодзи и других городах Средней Польши прошли антинемецкие акции, и даже дошло до погромов. Высшей точкой «кровавого воскресенья» стала демонстрация перед германским консульством с надругательством над нацистскими символами, а также штурм немецкой гимназии, которая была забросана камнями.

Анализируя этот непростой эпизод из истории немецко-еврейских взаимоотношений в Лодзи и округе, которые вплоть до этого момента характеризовались как добрососедские и спокойные, профессор Чу констатирует, что немецкая националистическая пресса возложила вину за произошедшее исключительно на евреев. Эта точка зрения имеет хождение и в современной историографии. С этим не согласен автор книги, который приводит факты о том, что активную роль в погромах сыграла не только организация сионистов Лодзи во главе с Д. Розенблаттом,

но и польская радикальная организация Союз обороны западных границ ^ш^ек ОЬгопу КгеБО' Zachodnich). Сами события «кровавого воскресенья» Чу склонен трактовать как провокацию, результатом которой воспользовались сторонники германских национал-социалистов.

Автор пишет, что «хотя лидер Немецкой народной партии Август Утта и получил разъяснения от Розенблата, он все равно остался при своем мнении о роли Сионистской организации в событиях» (с. 214-215). В результате, с апреля 1933 г. прекратилось сотрудничество немецких и еврейских политических организаций. Этот день ознаменовал радикализацию лодзинских немцев, которые, как и немцы в других регионах Польши, стали все больше поддаваться националистической агитации и пропаганде, ощущать себя скорее немцами, нежели немецкоязычными гражданами Польской республики. Этим фактором активно пользовались в нацистской Германии, разжигая среди польских немцев ненависть и вражду по национальному признаку. Несмотря на некоторую стабилизацию германо-польских отношений после подписания германо-польского договора о ненападении 1934 г., немцы в Польше становились заложниками антипольских планов Гитлера.

Основное изложение материала книги заканчивается на событиях 1939 г., и в этом контексте Чу был вынужден обратиться к вопросу о том, сыграли ли польские немцы роль пятой колонны нацистов при нападении на Польшу? Однозначного ответа на этот вопрос автор не дает, констатируя лишь, что события «кровавого воскресенья» в Бромберге и прочие антинемецкие акции первых дней войны были национал-социалистической пропагандой для еще большего разжигания антипольских настроений, а данные о жертвах среди этнических немцев были многократно преувеличены (с. 249).

В заключительных разделах книги профессор Чу указывает на большое историческое значение в истории Польши межвоенных «лодзинцев», которыми он считает сообщество этнических немцев и евреев, сложившееся в этом регионе еще до 1918 г. Он полагает, что этих людей вполне можно считать «лодзинскими европейцами», которые сумели преодолеть расовые, национальные и религиозные барьеры (с. 275). Справедливости ради, следует отметить, что оснований для такого вывода в книге достаточно много. Тем не менее, он не продиктован общей канвой

изложения, в центре которого стоят все-таки польские немцы, история их общественно-политической жизни и деятельности в рамках Второй Республики.

В целом же следует констатировать, что мы имеем дело с современным, квалифицированным историческим исследованием. Достоверность приводимых профессором Чу фактов и аргументов определяется прекрасным знанием источников (он провел кропотливую работу в архивах Германии, Польши и США) и современной исследовательской литературы.

Рецензируемая книга написана по-английски, и при этом возникла проблема адекватной передачи имен собственных, в первую очередь - географических названий. Автор акцентировал на этом внимание в небольшом введении, где уточнил, что общепринятые названия, такие как

«Варшава», «Краков», «Померания» передаются им в английской транскрипции. Что касается локальных наименований областей и населенных пунктов, то здесь Чу использовал исторические немецкие названия: «Lodzer», «Posener», «Bielitzer» (с. XIX), что вполне объясняется спецификой предмета рецензируемого исследования.

Таким образом, мы имеем дело с первым крупным исследованием в американской историографии, посвященной истории немецкого национального меньшинства в Польше в период между двумя мировыми войнами. Остается пожелать автору увидеть перевод своего труда на немецкий и другие европейские языки. Книга, несомненно, будет интересна и российским читателям.

© 2015 г. С.В. Кретинин

Славяноведение, № 3

Н.И. БУХАРИН. Россия - Польша: Опыт двадцатилетних отношений: 90-е годы ХХ века - первое десятилетие XXI века. 2-е изд., испр. и доп. М., 2014. 204 с.

Николай Иванович Бухарин - автор, хорошо известный полонистам. Он внес ощутимый вклад в изучение истории Польши второй половины ХХ - начала XXI вв., но главным образом советско-польских и российско-польских отношений указанного периода. Вот и недавно в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком