научная статья по теме В ФОКУСЕ - АФРИКАНЕРЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «В ФОКУСЕ - АФРИКАНЕРЫ»

1. Кемала. Мим 42 // Покорять вышину. Стихи поэтов Малайзии и Индонезии в переводах Виктора Погадаева. М., Ключ-С, 2009.

2. Кемала. Мим 27. Цветы далёких берегов. Из современной малайской поэзии // Азия и Африка сегодня. 2008, № 11.

3. Мухаммад Хаджи Салех. Пиковая дама Пушкина // Покорять вышину...

4. Погадаев В. Малайский мир (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур). Лингвострановедческий словарь. М., Восточная книга, 2012. (Pogadaev V. 2012. Malaysky mir (Brunei, Indoneziya, Malayzia, Singapur). Linguastranovedchesky slovar. M.) (in Russian)

5. Abdul Samad Said. Kata Alu-Aluan // Mawar Emas. Bunga Rampai Sastera Rusia. Penyelenggara dan Penterjemah Victor Pogadaev. Kuala Lumpur: Institut Terjemahan Negara. Malaysia, 2009.

6. Habiburrahman El Shirazy. Bumi Cinta. Jakarta: Ihwah, 2012 (на индонезийском).

7. Idrus. Pengaruh luar dalam kesusasteraan Indonesia. -

Цит. по: Hooykaas C. Perintis sastera. Groningen-Jakarta: Wolters 1951 (на индонезийском).

8. Maksim Gorky. Ibunda. Penerjemah Pramoedya Ananta Toer. Jakarta: Kalyanamitra, 2000 (на индонезийском).

9. Said Salim. Ibu yang Wajar, Keluarga yang Wajar // Tempo. 1986, 19 July (на индонезийском).

10. Syed Husin Ali. Pertubuhan Bahasa dan Sastera Melayu (di Singapura) Selepas Perang Dunia II. — «Bahasa», Mac 1960 (на малайском).

11. Syed Husin Ali. Asas 50 dan cita-cita kemasyarakatannya (Поколение пятидесятников и их отношение к обществу). Bengkel Asas 50 dan Sastera Melayu Moden (22-23 Aug 1980). Kuala Lumpur: DBP, 1980 (на малайском).

12. Usman Awang. Kata Pengantar Buku Nelayan dan Ikan Mas «Penyair Pushkin» // Pogadaev Victor A. 2003. Penyair Agung Rusia Pushkin dan Dunia Timur. Monograph Series. Centre For Civilisational Dialogue. № 6. Kuala Lumpur: University of Malaya (на малайском).

В ФОКУСЕ - АФРИКАНЕРЫ

ОБЗОР НОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В.В. КРУЧИНСКИЙ

Аспирант Института Африки РАН

Ключевые слова: ЮАР, африканеры, белая бедность, социология, постапартеидная трансформация

Наметившиеся в последнее время в международной академической среде тенденции позволяют предположить, что после сравнительно недолгого перерыва исследователи вновь вернулись к систематической разработке проблем, стоящих сегодня перед африканерским* сообществом ЮАР.

В 2012 г. в авторитетном журнале African Studies, издаваемом британским издательством Routledge, вышел тематический раздел Afrikaners After Apartheid, составленный по итогам одноименной конференции в университете Стелленбоша3.

В прошлом году в рамках прошедшей в Лиссабоне Европейской конференции по африканским исследованиям (European Conference on African Studies,

* Африканеры - одна из этнических групп Южно-Африканской Республики. По данным переписи 2011 г., их численность составляет более 2,7 млн человек (порядка 6% всего населения страны)1. Говорят на языке африкаанс - самом «молодом» языке на планете [получил статус государственного в 1925 г.]; сегодня африкаанс является родным для почти 7 млн человек в ЮАР2 (прим. авт.).

ECAS) состоялась своего рода «субконференция», посвященная исследованиям проблем «бело-сти», на которой заметную роль играли выступления, посвященные африканерам, а в настоящее время к выходу готовится специальный номер журнала Africa (издательство Кембриджского университета) - The Politics of Whiteness in Africa.

Положение африканеров в сегодняшней ЮАР исследователи осмысливают не только на страницах и «круглых столах» перечисленных выше журналов и конференций: в последнее время были опубликованы три примечательные работы, предлагающие три разных фокуса для рассмотрения этой темы. Им мы и посвятим данный обзор, начав с работ популярного и научно-популярного направлений и закончив академической диссертацией.

1. «Rigtingbedonnerd» («На перепутье». Cape Town, Tafelberg. 2012, 582 p.) - книга голландского журналиста Фреда де Фриса, бывшего редактора отдела Африки в газете De Volkskrant - обширный «портрет» африканеров, попытка дать читателю максималь-

но широкое представление о сегодняшнем положении этого народа. Реализован этот «портрет» в виде сборника эссе, репортажей и интервью с представителями самых широких африканерских слоев, которые де Фрис в разное время публиковал в периодических изданиях.

Обширность авторского замысла предполагает известную популярность изложения материала: «Rigtmgbedonnerd» - это, очевидно, не научное, скорее, публицистическое издание, выдержанное, впрочем, в духе симпатии и искреннего интереса к странному «белому племени».

Книга открывается краткими и популярно изложенными ключевыми эпизодами африканер-ской истории - битва на Кровавой реке (победа над зулусскими войсками 16 декабря 1838 г. стала ключевым событием африканер-ской «мифологии»), англо-бурская война (1899-1902), апартеид, ангольская война (пик южноафриканского участия в начавшейся в 1966 г. и формально закончившейся в 1989 г. войне пришелся на вторую половину 1970-х). Предложенные в авторском пере-

сказе, эти сюжеты задают тон для последующего погружения в мир сегодняшних африканеров, где пикапы «Тойота» и жареное мясо соседствуют с прозой Аньки Крох (Antjie Kroog) и острыми комиксами Антона Каннемеера и Конрада Ботса.

Разделы книги (посвященные истории, экономике, культуре, языку и религии) перебиваются короткими зарисовками из частного опыта автора, каждодневных происшествий, как приятных, так и нет. Подобный повествовательный ритм, в котором общие вопросы чередуются с частными опытами, на наш взгляд, наилучшим образом подходит авторской задумке - показать, что, несмотря на глубокую «замифологизированность», африканеры являются, в сущности, обыкновенными людьми, которым присущи «общечеловеческие» устремления и ценности.

Де Фрис считается знатоком сегодняшней музыкальной и литературной сцены ЮАР, и его «Rigtingbedonnerd» можно также воспринимать как путеводитель по популярной культуре африканеров (собственно, африкаанс как язык живой и развивающейся культуры - вероятно, основная «скрытая тема» этой книги).

Помимо интервью с уже упоминавшимися Крох и Каннемее-ром, представителей «прогрессивного фланга» африканерской культуры, в книге де Фриса можно прочесть описания деятельности и интервью с певцом и общественным деятелем Стивом Хоф-

меиром и другими «столпами», формирующими общественную повестку африканеров.

Отдельный интерес представляет репортаж де Фриса из одиозного африканерского «анклава» Орания4, который автор сравнивает с «Шоу Трумана»5, разворачивающимся под стеклянным колпаком, а также часть, посвященная бедным белым поселениям в провинции Гаутенг.

В целом, «Rigtingbedonnerd» не предлагает никаких «открытий», да и, судя по всему, не стремится к этому - скорее, эта книга должна рассматриваться как занимательный путеводитель по наиболее заметным явлениям аф-риканерского мира, который можно рекомендовать самому широкому читателю. К сожалению, на текущий момент книга де Фриса доступна только на африкаанс и нидерландском языках6, и мы можем только надеяться на то, что в ближайшее время она будет издана и на английском.

2. «Poor White» («Бедный белый». Cape Town, Tafelberg. 2012. 224 p.)7 Эдварда-Джона Боттомли - исследование куда более жестко структурированное. Как видно из названия, книга посвящена одной из интереснейших проблем в истории Южной Африки - белой бедности: ее истории, причинам, а также реакции на этот феномен светских и религиозных властей и колониальных администраций. Постколониальная оптика, а также фокус на ис-

следования «белости» делают труд Боттомли весьма своевременным, а хорошая ритмизиро-ванность текста - также и приятным чтением.

Хронологически исследование Боттомли включает в себя более ста лет - с момента появления первых белых в Йоханнесбурге и собственно «открытия» белой бедности в Южной Африке в 1870-е гг. до наших дней.

Особое внимание автор уделяет реакции властей - колониальных и апартеидных - на этот феномен. Подобный акцент более чем оправдан, учитывая то, что именно попытки правящих классов во что бы то ни стало «спасти» и «исправить» белых бедняков привели к тому, что белая бедность в ЮАР выделилась в отдельный феномен.

Подробное рассмотрение многочисленных комиссий (в т.ч. и знаменитой Комиссии Карнеги8), в разные годы созывавшихся для решения «вопроса белой бедности», а также идеологического контекста их деятельности, позволяют взглянуть на рассматриваемый Боттомли феномен с новых позиций.

В «Poor White» специально и достаточно подробно прослеживается эволюция отношения к белым беднякам; особенно интересна эта эволюция на примере 1920-х гг., когда страх колониальной администрации перед размытием социального тела «хозяина», замешанный на популярной в салонах и интеллектуальных клубах

Afrikaner, Nevertheless

Stigma, Shame, and the Sociology of Cultural Trauma

Jacob r. Boersema

№8 • 2014 АЗИЯ И АФРИКА сегодня 73

первой четверти XX в. евгенике, был инкорпорирован молодым африканерским национализмом. Характерно, что, несмотря на некоторые косметические изменения, в частности, в статусе белых бедных в апартеидных концепциях «народного капитализма» (volkskapitalisme) и впоследствии -«хорошей белости», белые бедняки в Южной Африке так никогда и не приобрели собственного голоса. На протяжении всей истории страны правящие классы формулировали за них фантомные призывы о помощи, которые сами же и спешили удовлетворить.

Исследование Боттомли хорошо фундировано - автор работает с обширным историографическим материалом, а его географическая подготовка делает особенно увлекательным чтение разделов книги, посвященных исторической динамике неформальной географии Йоханнесбурга. На наш взгляд, «Poor White» является одним из наиболее интересных недавних трудов не только об аф-риканерском сообществе, но и об истории ЮАР в целом.

3. В завершение нашего обзора обратимся к еще одному важному исследованию постапарте-идной ЮАР - «Afrikaner, Nevertheless» (Африканер, тем не менее. Amsterdam, Universiteit van Amsterdam. 2013, 322 p.) Якоба Бурсемы.

Это - докторская диссертация, защищенная в прошлом году на факультете общественных наук Университета Амстердама

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком