научная статья по теме В. И. ВЕРНАДСКИЙ И ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «В. И. ВЕРНАДСКИЙ И ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА»

К 150-летию со дня рождения В. И. Вернадского

И. И. МОЧАЛОВ

В. И. ВЕРНАДСКИЙ И ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ: К ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА*

В статье делается попытка рассмотреть подходы В. И. Вернадского к феномену сознания на пересечении разных контекстов его творческого пути как ученого, философа, основателя научных школ, общественного деятеля, историка науки, публициста. Отдавая в полной мере себе отчет в чрезвычайной сложности избранной темы, заведомую неполноту использованных архивных материалов, изучение которых еще весьма далеко от своего завершения, автор ограничивается рамками предварительной постановки вопроса, адресуя будущему его развитие и дальнейшую разработку на существенно обогащенном и расширенном эмпирическом и концептуальном материале биографии Вернадского.

Ключевые слова: В. И. Вернадский, сознание, разум, космос, живое вещество, биосфера, история науки, ноосфера, народные массы, личность, творчество, интеллигенция.

В трудах В. И. Вернадского понятия-термины «сознание», «разум» употребляются, как правило, в качестве синонимов, он нередко пишет их одной строкой, через запятую. Однако в тех случаях, когда ему бывает необходимо (особенно в дневниках и письмах) развернуть перед собой (дневники) или читателем (письма) широкую панораму своих переживаний и размышлений (а это бывает довольно часто), Владимир Иванович отдает явное предпочтение сознанию перед разумом. Почему?

На мой взгляд, дело заключается в том, что именно сознание в творчестве Вернадского - причем не только научном - играло колоссальную, точнее будет сказать - определяющую роль. Конечно, при этом разум никуда не исчезал, но все же он до определенной степени отходил на второй план.

Если нужно, Владимир Иванович, обращаясь к разуму по тому или иному поводу, без колебаний называл его «холодным разумом». Но никогда, ни при каких обстоятельствах не называл он «холодным» сознание. Для него это было равносильно утверждению чего-то невозможного, вроде «обледеневшего пламени». Владимир Иванович сознание мыслил «горячим» или по крайней мере «теплым» - в этом легко убедиться, перечитав даже немногие страницы

* В основу данного очерка лег доклад, представленный 25 марта 2013 г. на международной научной конференции «Философские идеи В. И. Вернадского и современная научная картина мира», проведенной Российским философским обществом, Институтом философии РАН, Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН, Российской академией естественных наук, Российской экологической академией.

© И. И. Мочалов. ВИЕТ. 2013. № 4. С. 3-21.

богатейшего эпистолярного наследия ученого, особенно в его молодые годы. Однако и знакомство с законченными и давно уже опубликованными трудами Вернадского приводит читателя к аналогичным заключениям.

Есть все основания, подчеркивал Вернадский, рассматривать сознание-разум, наряду с материей и энергией, как третью часть мироздания, т. е. как неуничтожимый, вечный и бесконечный, неисчерпаемый вширь и вглубь атрибут космоса.

Сознание есть третья составная часть мироздания, третья область его проявления, которую мы должны принимать во внимание 1.

Обращаясь к земным проявлениям этого атрибута, Владимир Иванович говорил о

существовании в космосе человеческого (курсив мой. - И. М.) разума и сознания, что стояло в резком и, по-видимому, непреоборимом противоречии [...] с тем космосом без разума и без сознания, который удовлетворял так долго искателей научной истины 2.

Как естествоиспытатель-эмпирик Вернадский предпочитает в данном случае говорить именно о человеческом разуме и сознании, хотя он и не исключал возможности существования иных типов разума, стоящих на более высоких ступенях развития.

Надо думать, что здесь, на Земле, в данное геологическое время перед нами развернулось только промежуточное (курсив мой. - И. М.) выявление духовных возможностей жизни и что в космосе где-нибудь существуют более высокие в этой области проявления 3.

Благодаря своему разуму человек изменяет окружающую его природную среду. Сознание воздействует на протекающие в биосфере материальные и энергетические процессы, изменяет их ход, перераспределяет их, преобразует структуру природных тел и т. п. В этом смысле сознание выступает как специфическая сила природы, стоящая отдельно среди других, известных человеку сил.

Мысль - мощное явление (курсив мой. - И. М.) в планетном масштабе 4.

Сознание человечества становится той силой, тем фактором, который мы должны принимать во внимание [.] Это как будто (курсив мой. - И. М.) особая сила 5.

Сознание есть (курсив мой. - И. М.) сила природы 6.

1 Вернадский В. И. Замечания для живого вещества. Мысли. 1920-1921 // Архив РАН (АРАН). Ф. 518. Оп. 1. Д. 51. Л. 1.

2 Вернадский В. И. О размножении организмов и его значении в строении биосферы (1926) // Вернадский В. И. Избранные сочинения. М., 1960. Т. 5. С. 211.

3 Вернадский В. И. Биогеохимические очерки. М., 1940. С. 180.

4 Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. Вып. 3. 1943 // АРАН. Ф. 518. Оп. 1. Д. 3. Л. 77.

5 Вернадский В. И. Мысли. 1920-1931 // АРАН. Ф. 518. Оп. 1. Д. 162. Л. 1.

6 Вернадский В. И. На границе науки. Пространство науки и пространство философии и математики. 1920-е гг. // АРАН. Ф. 518. Оп. 1. Д. 10. Л. 15.

Очень увлекательно, вдумываясь в рассуждения Владимира Ивановича, пытаться уловить оттенки его мысли. Часто создается впечатление, что он ищет нужные ему слова и далеко не всегда находит такие, которые бы его удовлетворяли полностью. Это относится и к размышлениям на тему «Разум как сила». Все же вывод Вернадского в общем однозначен: сознание-разум есть максимально возможное, но отнюдь не конечное проявление заложенных в живой природе, биосфере Земли духовных потенций, - таков главный тезис, обосновываемый Вернадским. На человеческий разум и его материальный «носитель» - мозг - нельзя смотреть как на что-то неизменное, будто бы достигшее к настоящему времени законченности и абсолютного совершенства. Процесс эволюционного - биологического и социального - изменения разума отнюдь не прекратился. Он не только происходил в прошлом, но продолжается в настоящее время и будет происходить в будущем: «В дали времен шел тот же процесс роста человеческого разума. Он шел по тем же законам, по каким идет и ныне» 7.

Возможности дальнейшего совершенствования человеческого разума, в нем заложенные, потенциально безграничны, и предвидеть всех последствий этого прогресса в будущем сейчас просто невозможно. С большой долей приближения к истине можно, однако, утверждать (о чем уже упоминалось), что разум современного человека - это лишь промежуточное звено в его восходящей эволюции.

Попытаемся, однако, хотя бы частично развернуть перед читателем панораму размышлений Владимира Ивановича на эту тему.

Удивительно не делается вывод из теории эволюции и эволюционного происхождения человека.

Если человек, как это видно, произошел из низших форм, то разум человека является не венцом эволюции, а промежуточной формой.

Отсюда:

Могут существовать гораздо более мощные проявления разума, чем разум человеческий.

Эти более мощные проявления разума могут сказываться в биосфере, на нашей планете.

[...] Процесс эволюции не кончен: во что превратится Homo sapiens faber? - Дальнейшее развитие разума?

[...] Признание ограниченности разума Homo sapiens как природного явления, подлежащего изучению, должно отразиться на основах философии (курсив мой. - И. М.) 8.

Homo sapiens не есть завершение создания [человека]; он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он является промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее, которые имели менее совершенный мыслительный аппарат, чем его, и будут иметь более совершенный, чем он имеет.

[...] Для натуралиста разум есть преходящее проявление высших форм жизни Homo sapiens в биосфере: он не есть и не может быть конечной, максимальной формой проявления жизни. Им не может явиться челове-

7 Вернадский В. И. Мысли о современном значении истории знаний. Л., 1927. С. 2.

8 Вернадский. Мысли. 1920-1931... Л. 114.

ческий мозг. Человек не есть венец творения, философский анализ разума едва ли может дать даже отдаленное понятие о возможной мощности познания на нашей планете в ее геологическом будущем. Рост разума с ходом времени, насколько он изучен, не дает нам для этого никаких данных на протяжении всех тысячелетий существования науки. Однако отрицать эту возможность как реальную нельзя. В порядке десятитыся-челетий изменение мыслительного аппарата человека может казаться вероятным и даже неизбежным (курсив мой. - И. М.) 9.

Сознание-разум обладает множеством свойств, которые по-разному проявляются у каждого человека. Сознание-разум человечества, как в своих индивидуально-личностных, так и социальных - той или иной степени общности -проявлениях, есть нечто чрезвычайно гибкое, бесконечно разнообразное. В этом смысле разум, взятый как целое, носит, употребляя одно из излюбленных выражений Владимира Ивановича, «мозаичный» характер, однако с тем существенным отличием от обычной мозаики, что мозаика разума по «цвету» составляющих ее элементов беспредельно многообразна и по занимаемой ею «площади» также не имеет границ.

Человеческий ум бесконечен в своем разнообразии, и мы напрасно пытались бы заранее ограничить все доступные ему возможности, раз мы не можем проверить их на реальном облике природы 10.

Проявления разума, в какой бы «области сознания» (Вернадский) они не происходили - в науке, философии, религии, искусстве, - «так же бесконечны и их понимание так же безгранично, как бесконечно все, к чему прикасается человеческий дух» 11.

Можно уверенно утверждать, что и как ученый, и как философ Вернадский прекрасно понимал сложность проблемы «сознание-разум», однако именно это его и привлекало.

Владимир Иванович не работал профессионально в физиологии и психологии, и понятно, что его суждения носили в общем описательный и гипотетический характер, тяготея к философии. Этому способствовал достаточно широкий круг знакомств с видными отечественными и зарубе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком