научная статья по теме В ПОИСКАХ ДОБРОВОЛЬНОГО МУЧЕНИКА (КОРДОВА, X В.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «В ПОИСКАХ ДОБРОВОЛЬНОГО МУЧЕНИКА (КОРДОВА, X В.)»

СВЯТОСТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА

М.В. Рыбина

В ПОИСКАХ ДОБРОВОЛЬНОГО МУЧЕНИКА (Кордова, X в.)

Резкие социально-экономические перемены, связанные с укреплением исламского государства и мусульманской общины на территории Пиренейского полуострова, привели к зарождению во второй четверти IX в. в среде христиан Кордовы движения за сохранение культурной и религиозной идентичности. Движение достигло своего апогея к середине IX в., в период добровольного мученичества его представителей, когда в течение 9 лет мусульманские власти казнили в Кордове 48 христиан, обвиненных в неуважении к пророку Мухаммаду и публичных проповедях христианской веры. Гибель последнего из добровольных мучеников в 859 г. традиционно рассматривается исследователями как окончание движения в целом. Между тем материал источников, рассказывающих о кордовских христианах в 60-70-х гг. IX в., позволяет утверждать, что движение не завершилось ни в 859 г., ни в последующие десятилетия1. Дальнейшее изучение вопроса затрудняется практически полным отсутствием каких-либо сведений не только об участниках движения, но и о христианской общине города вообще. Предположу, что в обстановке бегства христиан на север Пиренейского полуострова, разрушения многих монастырей и храмов (главных хранилищ текстов), наконец, развернувшейся на рубеже К—К вв. гражданской войны, сочинения кордовских мосарабов просто не сохранились2. Возможно и дру-

1 См.: Рыбина М. В. Когда погиб последний из кордовских мучеников // Средние века. М., 2009. Вып. 70. № 1-2. С. 156-173.

2 Во второй половине XI - XII в. появились работы, написанные христианами Толедо и его округи, но уже на арабском языке (см., например, Burman Th.E. Religious polemic and the intellectual history of mozarabs, c. 1050-1200. N.Y., 1994. P. 37-94). Их содержание в определенном смысле развивало идеи участников кордовского движения (речь идет об антиисламских сюжетах). Могли ли бежавшие из Кордовы клирики "перенести" эти идеи на новую почву? Свидетельств в пользу этого предположения практически нет. Кордовские клирики

гое объяснение. Известные нам сочинения середины IX в. были написаны участниками движения. На страницах этих работ они отразили свое отношение к определенному ряду проблем. Таким образом, отсутствие "программных" сочинений может служить подтверждением тому, что движение завершилось в последней трети IX в.

С другой стороны, у нас все-таки есть свидетельство, которое позволяет говорить если не о продолжении движения, то, по крайней мере, о сохранении памяти о его участниках христианами Кордовы в конце IX в. В 883 г. по случаю заключения мира между эмиром Мухаммадом I и королем Астурии Альфонсо III Великим в Кордову прибыл толедский пресвитер Дульцидий. Известно, что в ходе переговоров Дульцидий, действуя по поручению короля, выразил желание увезти останки мучеников Евлогия и Леокриции в Овьедо. Христиане неохотно расставались с мощами почитаемых ими святых, однако все же передали их Дульци-дию. В январе 884 г. мощи мучеников были перенесены в собор Овьедо3.

Ввиду этого молчание источников не дает мне с полной уверенностью утверждать, что кордовское движение завершилось в конце

IX в., и заставляет обратиться к поиску возможных свидетельств его продолжения в последующие периоды. Этот поиск приводит к очень интересным и даже неожиданным результатам - источники, содержащие какие-либо свидетельства о кордовских христианах

X в., упоминают о мученичествах или попытках принятия смерти за веру. Таким образом, встает вопрос о связи этой волны мучени-честв с кордовским движением, причем с самым радикальным его направлением.

Приступая к анализу источников, отмечу, что все они посвящены отдельным сюжетам и принадлежат разным авторам. Это обнаруженная в 1554 г. мраморная плита в монастыре святого Павла в Кордове с краткой надписью о мученичестве святой Евгении в 923 г.4,

стремились, прежде всего, в северные христианские земли. Кроме того, работы толедских христиан в большинстве своем были написаны в совершенно другую эпоху, в период после отвоевания Толедо Альфонсо VI. В данном случае, на мой взгляд, следует говорить скорее о некоторых общих истоках складывания представлений о мусульманах, чем о "трансляции" движения из Кордовы в Толедо.

3 España Sagrada. Teatro geográfico-histórico de la iglesia de España / Ed. E. Florez. Madrid, 1753. T. X. P. 466.

4 Simonet F.J. Historia de los mozárabes de España. Madrid, 1897-1903. P. 591.

истории о мученичестве Пелагия в 925 г.5, Аргенции и Вульфуры в 931 г.6 и эпизод из жизни святого Иоанна из Горце, находившегося в 954-955 гг. в Кордове7. Здесь же следует упомянуть "Книгу о судьях" Мухаммада ал-Хушани, в которой он рассказывал о встрече христианина, приписывавшего себе наивысший пророческий дар и с презрением отзывавшегося об исламе, и кордовского кади в начале X в.8 Надпись на плите не содержит никакой информации, кроме имени Евгении и даты ее гибели, поэтому использовать ее в дальнейшем не представляется возможным. Также я не буду обращаться к эпизоду "Книги о судьях", поскольку Мухаммад ал-Хушани не приводил сведений о жизни или причинах обращения христианина к кади (добавлю, что кади удалось убедить христианина отказаться от решения о мученичестве за веру).

Оставшиеся источники представляют собой агиографические произведения и несут крайне мало конкретных данных о мучениках. Кроме того, не всегда известны авторы этих работ и история их создания. Так, например, исследователь мартирия (мученичества) Аргенции и Вульфуры А. Фабрега Грау утверждал, что автором был их современник, вероятно, житель Кордовы9. Однако выяснить, к какой среде он принадлежал, знал ли Аргенцию и Вульфуру лично, откуда черпал сведения об их судьбе, практически невозможно. Житие Иоанна из Горце составил его современник - Иоанн, аббат монастыря святого Арнульфа, расположенного недалеко от Меца. Иоанн никогда лично не был в Кордове; описывая этот эпизод из жизни святого, он опирался на пересказы третьих лиц. История мученичества Пелагия, составленная кордовским пресвитером Ра-хелем со слов находившихся с ним заключенных10, казалось бы, должна была включать интересные подробности, но в целом, к сожалению, практически не несет в себе информации, выходящей за рамки агиографических топосов.

Тем не менее оставить эти свидетельства без внимания в рамках вопроса о завершении движения, на мой взгляд, было бы неверным. Опираясь на данные источников, я постараюсь

5 De S. Pelagio martyre Cordubae in Hispania // Acta sanctorum. Jun. T. VII / Coll., dig., ill a Godefrido Henschenio et al. P.; Rome, 1867. P. 183-284.

6 Pasionario hispánico / Ed. A. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1953-1955. T. II. P. 382-387. (Monumenta Hispaniae Sacra. Serie litúrgica. Vol. 6).

7 Johannes von St. Arnulf. Vita Johannes Gorziensis // MGH. SS. Vol. 4 / Hrsg. von G.H. Pertz u. a. Hannover, 1841. S. 337-377.

8 Мухаммад ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992. С. 143.

9 Pasionario hispánico. T. I. P. 239.

10 Ibid. P. 227.

определить, кем были кордовские мученики X в., знали ли они друг друга, при каких обстоятельствах решились на смерть, соотносили ли себя с мучениками времен Евлогия. Особого внимания будет заслуживать вопрос об отношении к ним христиан Кордовы.

26 июня 925 г. мученическую смерть в Кордове принял 14-летний мальчик Пелагий. Пелагий родился в Галисии в г. Туй, его дядей был епископ города - Гермогий. В битве при Вальдехункере в 920 г. Гермогий, как и многие другие христиане, попал в плен к мусульманам и оказался в Кордове. Вскоре Гермогий, желая обменять захваченных христиан на мусульман, отправился в родные земли, оставив Пелагия в Кордове в качестве заложника: "Этот епископ Гермогий, измученный скудностью темницы и бременем оков, дал в заложники вместо себя своего племянника по имени Пелагий, сохраняя также надежду на то, что, сам уехав, пришлет пленников, с помощью которых сможет выкупить этого племянника"11.

Находясь в заключении, Пелагий принял обет целомудрия, а также решил, в случае необходимости, перенести любые страдания за веру. Через некоторое время слухи о благочестивом поведении Пелагия дошли до эмира Абд ар-Рахмана III. Пленившись красотой мальчика, эмир предложил Пелагию перейти в ислам, обещая за это исполнение любых его желаний: "Мальчик, я возвеличу тебя высочайшими знаками почета, если ты захочешь отвергнуть Христа и объявить, что наш пророк является истинным... К тому же, я дам тебе огромное богатство в виде золота или серебра, лучшую одежду и дорогие украшения. Более того, и из тюрьмы, кого ты попросишь, я вызволю, и родителей твоих, если ты пожелаешь, призвав их в эти земли, возведу в величайшее достоинство". Пелагий отверг предложение эмира принять ислам, а также его сексуальные домогательства, за что и был предан смерти. Гибель Пелагия не прошла незамеченной для христиан города. Обнаружив через некоторое время его останки, христиане сокрыли голову Пелагия в монастыре святого Киприана, тело - в церкви святого Хинеса12. В 967 г. останки Пелагия были перенесены в Леон, а затем в бенедиктинский монастырь Овьедо, который вскоре получил имя мученика. Пелагий быстро стал одним из самых почитаемых святых христиан Пиренейского полуострова (уже в 930 г. его имя было включено

11 De S. Pelagio martyre Cordubae in Hispania. P. 183.

12 Ibid.

в литургическую книгу Туя)13. Впоследствии слава о нем дошла до германских земель. Житие Пелагия в стихотворной форме составила знаменитая монахиня Гросвита14.

Итак, можно ли считать историю Пелагия свидетельством того, что кордовское движение не завершилось к началу X в.? Прежде всего, отмечу, что Пелагий оказался в Кордове совершенно случайно, в силу независящих от него обстоятельств; нет также никаких сведений о его связи с христианами Кордовы. Кроме того, казнь Пелагия могла быть вызвана определенными политическими мотивами, например, как расплата за невыполнение взятых на себя обязательств Гермогием. Таким образом, причислять самого Пелагия к участникам движения не следует. В данном случае предположу лишь, что Рахель, составляя житие Пелагия, работал в рамка

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком