научная статья по теме В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РУССКОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ (МЕТОДОЛОГИЯ GROUNDED THEORY В ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ). СТАТЬЯ 2. СТАДИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДИРОВАНИЯ Комплексные проблемы общественных наук

Текст научной статьи на тему «В ПОИСКАХ НОВЫХ ФОРМ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ РУССКОГО ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ (МЕТОДОЛОГИЯ GROUNDED THEORY В ПРАКТИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ). СТАТЬЯ 2. СТАДИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДИРОВАНИЯ»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

2014 • № 1

С.В. ЛУРЬЕ

В поисках новых форм самоидентификации русского городского населения

(Методология Grounded theory в практическом исследовании) Статья 2. Стадия избирательного кодирования

В статье избирательное кодирование по методологии обоснованной теории (Grounded theот^y) как формы качественного исследования в социологии применено к изучению представлений о межнациональных и внешнеполитических отношениях среди молодежи Санкт-Петербурга. Рассматриваются категории, действия и процессы, определяющие эти представления.

Ключевые слова: межнациональные отношения, международные отношения, обоснованная теория, категории, действия, процессы.

In article selective coding on methodology of the Grounded theory as forms of high-quality research in sociology is applied to studying of ideas on inter-ethnic relations and foreign policy among youth of St. Petersburg. In article categories, actions and the processes defining these representations are considered.

Keywords: ethnic relations, international relations, Grounded theory, categories, actions, processes.

В первой статье (ОНС, 2012, № 1) я изложила результаты открытого и осевого кодирования представления русских о роли России в международной политике и сценариях межэтнических отношений. Это был первый этап работ по методологии Grounded theory, который состоял в выделении значимых категорий, относящихся к этим двум сферам, установлении их корреляции и вычленении на этой основе новых категорий, отражающих картину отношения русских к другим народам. Были сделаны выводы о том, какие категории сегодня наиболее актуальны и как они связаны с другими смысловыми узлами [Лурье, 2012].

В данной работе я привожу результаты следующей стадии применения методологии Grounded theory - стадии избирательного кодирования, на которой выбирается центральная категория исследования, связываемая с другими категориями. Затем проводится валидизация этих связей. Связывание вторичной категории с центральной проводится посредством так называемой модели парадигмы, под которой в теории понимается следующая структура изучаемого феномена: его каузальные

Лур ь е Светлана Владимировна — доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Социологического института РАН (Санкт-Петербург).

условия, его суть, его контекст, связанные с ним промежуточные условия, связанные с ним стратегии действия-противодействия, вытекающие из него следствия. Применение этой модели позволяет систематически осмысливать и связывать между собой данные.

Согласно Grounded theory в трактовке А. Страусса и Дж. Корбин [Страусс, Кор-бин, 2001], мы должны были получить пять-шесть категорий (каждая из которых разрабатывается с позиций ее субкатегорий), а затем эти категории свести к центральной категории. Таков процедурный порядок. Однако логика изложения полученного материала будет несколько иной. Если все рассматриваемые мной категории так или иначе отражают процессы, то центральная категория представляется феноменом, и мне следует показать, как из нее вытекают категории и подкатегории, процессы, парадигмы "действия-взаимодействия", как возникает контекст; как, в то же время, совокупность категорий-процессов влияет на сам центральный феномен и что эти "действия-взаимодействия" для него означают, то есть каковы их последствия. Таким образом, следует выстроить категории и субкатегории в парадигматические взаимосвязи.

Выбор респондентов был достаточно случайным, в равной мере я использовала "Живой журнал", Facebook, где были размещены вопросы анкеты, а также опрашивала произвольно избранных респондентов. Подробнее о работе с текстами интервью см. [Лурье, 2012]. При этом я старалась, чтобы респонденты были людьми разных мировоззрений, возрастов (в отличие от предыдущей статьи), профессий, отражающих разнообразную палитру нашего общества. Тем самым я стремилась достичь возможно большей репрезентативности выборки. Респонденты отвечали только на те вопросы, по которым у них имелось сформировавшееся мнение. Поэтому в данной статье часто суммарное число ответов не достигает 100%. В общей сложности было обработано 100 интервью. Я посчитала эту цифру достаточно валидной, чтобы сравнивать категории по большей или меньшей выраженности.

Динамика категорий

На первом этапе я рассмотрела категории, которые были выделены ранее, но которые многие из респондентов считают исчезающими. Это категории: "миссия России", "миссия Европы", "дружба народов". Миссию России считают актуальной только 20% опрошенных. Остальные полагают иначе. Их мнения разнообразны. Приведу несколько примеров:

"Кто подевался? Если миссии - то исчезли вместе со строем и социализмом, и собиранием земель русских, как и столетия назад". "Сейчас миссия исчезла, потому что исчезли те властные группировки, которые были в состоянии ее поддерживать". "Именно отказ в 1991 г. современной элиты от субъектности и неготовность к самостоянию, отбрасывание первородства и наработанных ценностей обрекает нас на догоняющую модернизацию, исключающую национальное творчество ". "Нынешнее состояние порождено тем, что элита нашей страны в 90-х годах ХХвека, отказавшись от идеологии, автоматически отказалась от миссии страны и народа, поскольку миссия может быть у общности людей, единой во взглядах на мир и мировые проблемы (то есть являющихся носителями этой самой идеологии), но не у горстки обособленных индивидуумов, не способных к выработке единого взгляда на будущее". "Миссия исчерпала себя проектно и ресурсно". "Когда страна стала атеистической, тогда миссии и конец пришел. Отпала за ненужностью". "Перешла в разряд преданий". "Ее сильно забили, больно забили большевики своей идеей". "Рыба гниет с головы. Как только правители перестали отстаивать и верить в миссию России -так все и обрушилось. Перестали верить и люди. Империя держалась на вере в справедливость. На Совести, Чести и Доблести. Как эти вещи были поруганы - так все и рухнуло". «Нет объединяющей идеи, все заменено на "идею потребителя"».

С крушением категории "миссия России" рушатся и ее подкатегории, в частности, подкатегория "дружба народов". Правда, "дружба народов" имеет в данной системе

взаимодействия категорий еще и другие связи (например, она связана с категорией "дружелюбие между народами"), а потому процесс идет не столь катастрофически быстро и с моей точки зрения может быть обратим.

Итак, куда подевалась дружба народов? 43 человека из опрошенных считают, что дружба народов была, но на сегодняшний день исчезла. Мнения на этот счет разнообразны:

«Когда люди поставлены в условия выживания, то для психологической защиты и сплочения для группы под управлением примитивных лидеров нет ничего более эффективного, чем культивируемая ксенофобия. А "чужой" - "инородец" - самое близ-колежащее». «Как только потерял привлекательность общий проект под названием СССР, так закончилась "дружба народов"». "Куда подевалась? Рынок. Нынешняя экономика основана на крови. Так что война всех против всех в экономике разделила всех". "Одним она перестала быть выгодной, а другие просто поссорились, как это бывает у людей". "Была разрушена вместе с СССР в результате безграмотной, в первую очередь экономической, политики его руководства, и немного внешнего вмешательства ". «Как только исчезла миссия, от "дружбы народов" остались только воспоминания». "Когда движутся вперед, то это выгодно всем, когда движение останавливается или хуже того - поворачивается вспять, то зачем же вспять идти за русскими. Из-за любви к ним, что ли? Не все готовы так самоубийственно собой пожертвовать...". «Ее разрушили с целью порвать Союз на удельные княжества по национальному признаку. Естественно, это свершилось не в одночасье, не за месяц и не за два. В течение достаточно продолжительного времени на окраинах шла пропаганда в духе "русские - оккупанты на вашей земле, ваши враги", в то время как русским внушалось "да зачем вам кормить все эти таджикистаны с узбекистанами, какой от них толк?"». «Куда подевалась дружба народов? При проведении политики "разделяй и властвуй" исчезает как "дружба" внутри народа, так и между народами». «В процессе Перестройки и "покаяния" всех настроили против русских, и часть русских настроили против самих себя. С этого все началось. Это была война против русских и инструмент раздела их Империи». "Куда подевалась дружба народов? Туда же, куда и российская культура, ведь культура и межнациональные взаимоотношения тесно связаны друг с другом. При отсутствии культуры теряется этика взаимоотношений между любыми слоями социальных групп, не только национальными". "Для русских перестать быть коммунистическим государством было важнее всего остального, если бы могли - сохранили, это была жертва, причем болезненная". "Дружба народов никуда не подевалась. Ее искусственно уничтожают. Те же силы, что развалили СССР". "С конца 1990-х на территории СССР в общество вбрасываются разного рода ксенофобские теории, разными способами подстрекается ненависть к другим этническим группам: это способствовало развалу СССР и льет воду на мельницу процесса развала России".

Потерянной представляется и следующая подкатегория - "миссия Европы", на основании которой могли бы строиться международные отношения. Куда подевалась миссия Европы? Почти все опрошенные считают, что Европа отказалась от своей исконной миссии или не в состоянии ее выполнять.

"Была миссия быть мировым колонизатором (жандармом и руководителем), но отказались, потому что не потянуть". «Они не "отказались", они ее выполнили». «От нее не отказались, она частично исчерпана, частично угасла, попав под влияние американского "мессионизма"». "Они не отказывались. Они просто выдохлись. Они умирают". "Изначально этой миссией было сохранение и распространение христианства, и Европа для этого (особенно для второго) сделала очень много, но она уже давно от этой миссии отказалась".

На сегодняшний день потеря двух последних подкатегорий не сильно влияет на поле взаимовлияния представлений о межнациональных и международных отношениях. Это существенный сдвиг в международ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком