научная статья по теме “В РОССИИ НАДО ЖИТЬ ДОЛГО.”. ПАМЯТИ К.А. АНТОНОВОЙ (1910–2007). СОСТ. И ОТВ. РЕД. Л.Б. АЛАЕВ, Т.Н. ЗАГОРОДНИКОВА. М.: ВОСТ. ЛИТ-РА, 2010. 470 С., ИЛ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «“В РОССИИ НАДО ЖИТЬ ДОЛГО.”. ПАМЯТИ К.А. АНТОНОВОЙ (1910–2007). СОСТ. И ОТВ. РЕД. Л.Б. АЛАЕВ, Т.Н. ЗАГОРОДНИКОВА. М.: ВОСТ. ЛИТ-РА, 2010. 470 С., ИЛ»

ев играли не менее существенную роль. Именно этот биографический аспект последовательно подчеркивают жития: "В течение прохождения тариката мюриды (ученики) совершали многочисленные путешествия. Они поодиночке или группами преодолевали значительные расстояния, следуя по такому маршруту: Ургенч-Хива-Дурун-Мерв-Герат-Хубушан. Их путешествия теоретически поощрялись идеологами суфизма, а практически - самими наставниками. К примеру, по мнению Абд аль-Халика Гидждувани3, суфий должен много путешествовать и тогда он меньше будет интересоваться земной жизнью" (с. 48).

Часто в конце своего земного пути суфийский учитель сам заботился о том, чтобы память о нем хорошо сохранилась. В этом смысле он был последовательным оптимистом. Автор описывает общие черты этой суфийской практики: "Святой смотрит на жизнь с надеждой. Внутренняя надежда всегда связана с порядком. Чтобы порядок не был нарушен в будущем, он оставляет своим потомкам, приближенным, окрестному населению глубокую память о себе своими материальными останками, но прежде всего своей вездесущей духовной аурой. Он заблаговременно заботится, чтобы его имя осталось в скрижалях истории, и еще при жизни поручает своим мюридам сочинить манакиб о нем, требовательным и строгим редактором которого являлся он сам" (с. 73).

Последняя, пятая глава книги удачно дополняет четвертую, поскольку рассматривает образ идеального правителя, как он сформировался в XVI в. на основе принципов и практики суфизма. Династия Шейбанидов правила в Мавераннахре весь XVI век. Основателем династии был Мухаммед Шейбан-хан (1451-1510). Его яркий образ как идеального правителя был запечатлен хронистом того времени и последователем суфизма Фазлаллахом ибн Рузбихоном (1457 - ум. между 1523 и 1533) в "Записках бухарского гостя" (М.: Наука, 1976). Шейбан-хан изображен в них как спаситель государства и религии. При принятии важных решений он советовался с мусульманскими алимами и суфийскими учителями. Именно так поступил Шейбан-хан, начиная свой поход против казахских племен в 1508 г. Интересный комментарий в этой связи дает Л.Э. Исмоилов: «Казахские племена, судя по достоверным историческим источникам, были мусульманами, однако в их культовом обряде существовали элементы языческих верований. Допустим, они почитали солнце, поклонялись ему. Фазлаллаху ибн Рузбихону как опытному правоведу было необходимо обосновать этот "священный поход" против казахов. Он по двум причинам осуждает действия казахских племен: во-первых, они являются невежественными язычниками, во-вторых, подданных ислама обратили в рабство» (с. 77).

В заключение подчеркну, что Л.Э. Исмоилову удалось написать работу, в которой дан объемный и запоминающийся образ среднеазиатского суфизма. В книге использованы многочисленные источники, которые ранее в этом ключе не анализировались. Ее публикация еще раз свидетельствует о возрастающем внимании научного сообщества к суфизму как важному социальному и духовному феномену в истории ислама.

"В РОССИИ НАДО ЖИТЬ ДОЛГО...". ПАМЯТИ К.А. АНТОНОВОЙ (1910-2007).

Сост. и отв. ред. Л.Б. Алаев, Т.Н. Загородникова.

М.: Вост. лит-ра, 2010. 470 с., ил.

© 2011 В. А. ТЮРИН

Эта книга - необычная и. странная. Она не похожа на стандартные юбилейные сборники в честь того или иного ученого (в том числе и востоковеда), что вошли нынче в моду и представляют обычно сборник статей, иногда совершенно случайных. Данная книга посвящена не просто крупному ученому, а нестандартной яркой индивидуальности, которая как бы сама говорит с ее страниц. В сборнике присутствует налет ностальгии по старому востоковедению, к которому принадлежит мое поколение и те, кто чуть моложе, - именно они и сделали эту книгу, привнеся

3 Абд аль-Халик Гидждувани (ум. 1180 или 1220 г. в Гидждуване, в 50 км к северо-востоку от Бухары) -основатель суфийского учения тарика-и хваджаган (путь хаджей/учителей) и духовный авторитет для основателя суфийского братства Накшбандия Бахауддина Накшбанда (1318-1389).

в нее свое личное отношение к героине, поделившись своими воспоминаниями и впечатлениями о ней и написав несколько в высшей степени хороших (и отнюдь не случайных) статей. Труд этот не только познавателен, но и изящен - от обложки до последней страницы, он сделан с огромной признательностью и любовью к Коке Александровне Антоновой.

В книге четыре части: "Вступление", "О себе", "О ней", "Статьи по истории Индии, британской колониальной политике и российско-индийским отношениям".

"Вступление", написанное Л.Б. Алаевым и Т.Н. Загородниковой, начинается торжественно: "Это была представительница той когорты ученых, которая основала современную отечественную индологию". Затем следует фраза, ставящая все на свои места и сообщающая книге изящество и нестандартность: "Единственное в своем роде имя подчеркивает, что это была необыкновенная женщина" (с. 3).

Авторы "Вступления" во главу угла поставили научный вклад К.А. Антоновой, оставив оценку ее характера, неконформистского поведения и того, что мы именуем чудачествами, в третьей части книги. Здесь, правда, они упомянули о стойкой любви Коки Александровны к тюбетейкам и ее многообразных интересах и увлечениях: сочинение стихов, любви к кошкам, чтению детективов, путешествиям, спорту, фотографированию. "Некая эксцентричность, отпугивавшая многих, не была позой, это было свойство ее характера, которое она не считала нужным скрывать. Те, кто смог не обращать на это внимания, были вознаграждены общением с интереснейшей личностью" (с. 9).

Кока Александровна вопреки мнению всего Отдела Индии Института востоковедения АН СССР, где она работала с 1950 г., придерживалась тезиса об отсутствии в средневековой Индии даже зачатков капиталистических отношений и в конечном счете победила: ее оппоненты один за другим пересматривали свои позиции или уходили от этой тематики. Кстати, ее точка зрения повлияла и на тех, кто занимался историей других регионов Востока, в частности на мою семью. Жена была аспиранткой Коки Александровны и писала диссертацию об общественном и государственном строе Бирмы накануне английского завоевания, а я - диссертацию об английском завоевании Малайи. Находясь под влиянием могучих умов Отдела Индии, нам очень хотелось найти ростки капиталистических отношений (сейчас об этом и помыслить страшно) в архаичной Бирме и в абсолютно феодальной Малайе: жена стала искать их в ремесле и торговле, а я - в деятельности китайских оловодобытчиков, работавших артелями. Кока Александровна доходчиво объяснила своей аспирантке, что деревенские и даже столичные рынки - это еще не капитализм, а я понял, что земляческая традиционная для Китая артель в условиях Малайи XIX в. даже на роль компрадоров не тянет.

И другая идея Коки Александровны, долгое время не находившая понимания в востоковедной среде, - идея о множественности собственности на землю при феодализме, теперь является почти общем местом. Кока Александровна рассматривала это на примере Могольской Индии эпохи Акбара в книге, которая, как с полным основанием пишут авторы "Вступления", "явилась краеугольным камнем последующих исследований" (с. 5). И заключают: «Кока Александровна прожила долгую жизнь ("В России надо жить долго..." - повторяла она иногда), наполненную трудами и заботами, а также радостями и удачами. Она знала большую любовь, была увлечена своим делом, имела много друзей, оставила заметный след в науке. Ее не забудут даже те, кто не знал ее лично» (с. 9-10).

Центральной частью книги, конечно, является раздел "О себе". В него вошли мемуары Коки Александровны, ее стихи ("Вирши") и список трудов. Основная часть мемуаров ("Мы - востоковеды.") была напечатана в журнале "Восток (Ойеш)" в 1991, 1992 и 2000 гг. Теперь в мемуары включены "Воспоминания детства" и "Версатилити".

"Воспоминания детства", написанные в 1996 г., рассказывают о впечатлениях 7-11-летней Коки от жизни в Петрограде весной-летом 1917 г., путешествии в Темир-Хан-Шуру (Буйнакск), в которое легкомысленно отправилась с дочерью ее мать, София Михайловна, рассчитывая на морские купания (Темир-Хан-Шура - тогдашний центр Дагестана - находится в предгорье, в десятках верст от моря), тяжелом обратном пути в обстановке начавшейся Гражданской войны, о жизни в Москве, где мама-большевичка стала работать в секретариате Зиновьева в Коминтерне. Написано все это ярко, весело, с неподдельным юмором. И рассказ о попугае, клетка которого стояла в туалете, а попугай оттуда кричал гостям "Войдите!", и история о сватовстве В.М. Мо-лотова к Софии Михайловне, и воспоминания о черешневых и абрикосовых садах Дагестана: "... когда кончится нынешняя завируха (так в тексте. - Сост.), в Дагестане опять будут расти большие фруктовые сады, и люди будут варить густой вкусный компот" (с. 31).

"Версатилити" - история о том, как 15-летняя Кока, отправленная (так и хочется сказать то ли легкомысленной, то ли заработавшейся в Коминтерне) мамой в Англию (шел 1925 год), сдавала экзамен по английскому языку. Она выбрала для сочинения тему "Версатилити", не зная, что означает это слово. И - попала в точку, описав поиски (виртуальные) этого "версатилити", означающего "разносторонность, многогранность". "Да здравствует "версатилити"!", - восклицает Кока Александровна, заключая свой очаровательный пустячок, высветивший одну из граней характера незаурядной женщины - способность преодолеть почти безнадежные для преодоления препятствия (с. 36).

Оценивать центральную часть мемуаров Коки Александровны "Мы - востоковеды. " не только сложно, но, по-моему, невозможно, да и не нужно. В книге есть прекрасная статья В.М. Алпатова, написанная в разделе "О ней" с позиций историка науки, и я просто присоединяюсь к оценкам Владимира Михайловича: и о том, что мемуары субъективны в квадрате (в силу характера К.А.), и о том, что написаны они в жанре анекдота, где художественный вымысел накладывается на реальные воспоминания, и о том, что автор исходит из своих взглядов времени написания мемуаров (конец 1980-х - начало 1990-х гг.), и о том, что в воспоминаниях К.А. "мало безукоризненных героев и одномерных злодеев", и о том, что, оп

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком